Вернули к жизни народные ремесла

      1 марта отметил свой 20-летний юбилей Южский Дом ремесел. И есть что-то символическое в том, что создан он был в канун Международного женского дня. Ведь в первую очередь именно благодаря женщинам, которых здесь большинство, их «золотым» рукам, он стал тем, чем он есть, достоянием и гордостью Южского района.

Благодаря творчеству южских мастеров, создающих уникальные произведения в духе народных традиций, наш край стал привлекать многочисленных туристов и получил известность далеко за пределами области. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

Поздравить Южский Дом ремесел, продолжающий удерживать звание лучшего в Ивановской области (впервые он его получил в 2002-м году), пришли и приехали многочисленные гости. Но самым дорогим гостем на празднике была Татьяна Васильевна Макарова.

И.В. Бокова, Т.В. Макарова

Наш основатель, наш наставник, наша мама — так называют ее сегодняшние и бывшие мастера. На ее долю  выпала непростая задача. В 1990-м  году в Ивановской области была утверждена программа возрождения народных ремесел. И когда в 1993-м году  было принято решение о создании Дома ремесел в Юже, на должность его директора была переведена работавшая тогда заместителем директора клубной системы Т.В. Макарова.

Под Дом ремесел было отдано здание, в котором до этого располагался районный Дом культуры, а еще раньше — райвоенкомат. Татьяна Васильевна руководила Домом ремесел с 1993-го по 2006-й год.

Начало 90-х... В стране все рушилось, а тут надо было создавать совершенно новое дело практически на пустом месте. И создали, потому что нашлись в Юже истинно творческие люди, энтузиасты, душа которых стремилась к красоте.

Мы попросили Т.В. Макарову вспомнить, как все начиналось:

 

— Начиналось все с приказа  областного комитета по культуре и искусству от 1 марта 1993 года о создании Дома ремесел. А кроме приказа, ничего не было. Ни нормативных документов, ни материальной базы, ни мастеров. Первым делом навели чистоту с теми работниками, которые перешли в Дом ремесел из Дома культуры. Вымыли все кабинеты, а толку мало.

Пошла к заведующей отделом культуры Ларисе Борисовне Бирюковой. Наскребла она денежек — я к знакомому маляру,  Верой ее звали. Пришла она, покрасила нам потолки, а мы сами стали стены оклеивать.

А дальше надо было  штат укомплектовывать. По штатному расписанию полагались директор, пять мастеров, методист, техничка.

Дочь у меня тогда в детском саду работала, рассказала, какие замечательные мягкие игрушки и разные поделки у них одна женщина, помощник воспитателя, делает. Так я познакомилась со Светланой Прохоровой, которая до сих пор работает в Доме ремесел и достигла в своем мастерстве самых высоких вершин.

Мастером в студии художественной вышивки стала Ирина Бокова. Лариса Лужаева взялась за роспись по дереву. Валентина Пастухина  начала глиной заниматься.

На деревообработку не могу никого подобрать. А Светлана Прохорова говорит: «У меня муж деревом немного занимается». Я ему: «Возьмись, поглядим, будет ли что получаться». Получилось.

Вот так образовался маленький костяк мастеров. Педагогического опыта у них никакого. Мастерство — можно сказать, на начальной стадии. Помощникам нам стали книги.

Пошли к народным умельцам в Юже, по деревням поехали. Смотрели, кто чем занимается. Мы столько самобытных мастеров для себя открыли!

Теперь надо было решить главную задачу — привлечь народ в Дом ремесел. В сентябре 1993 года мы собрали огромную выставку народного творчества. Шикарная получилась выставка! 17 сентября состоялось торжественное ее открытие.

А детей для обучения в Доме ремесел начали набирать как только учебный год начался. Столько детей пришло в наши студии!

Чтобы понять, как правильно построить процесс обучения, обращались к специальной литературе, к народным умельцам. Пришлось нам учиться и педагогике, и умению общаться с родителями — это тоже оказалось очень нужным. Многие взрослые не знали, что это за новое учреждение появилось, что их дети тут могут получить. А время-то было уже голодное. Много южан тогда из-за сокращений одним разом оказались без средств к существованию. И дети к нам пришли — голодные, на занятиях падали в обморок. Потому прежде чем приступить к занятиям, мастер чаю вскипятит, даст своим ученикам сладкого чаю да булочку. Люди, может быть, сюда даже просто за куском хлеба пошли.

Конечно, первые изделия были некачественные, несовершенные. С нынешними работами ни в какое сравнение не идут. Тем не менее они были нам так дороги! Я на художественном совете принимаю у мастеров работы — вижу, что есть недостатки, но принимаю. Я их, эти первые творения, любила.

К 1995 году мы понемногу обжились. Областной комитет по культуре и искусству нам помог — мы обзавелись деревообрабатывающим станком, швейными машинками. Помогали и инструментами. Краски, кисточки у нас появились.

В районе тогда ничего не было. Слава Богу, нам платили зарплату и оплачивали за нас коммунальные услуги. Мы и за это  были благодарны, понимая, какая сложная ситуация в районе, во всей стране.

Половина трудоспособного населения тогда осталась без работы после сокращения производства, закрытия многих предприятий.

В 1994 году ко мне пришла директор «биржи труда» Александра Сергеевна Голикова и предложила заниматься с безработными. Им на это область средства выделила. Для нас это было большое благо — живые деньги!

Благодаря средствам, заработанным на обучении безработных, мы смогли купить материалы для работы.

И вот привезли к нам на экскурсию первую группу народных умельцев и работников культуры из Владимирской области, в том числе из Суздаля. А суздальцы — мастера знатные. Игорь Михайлович Мельниченко, тогдашний руководитель комитета по культуре и искусству Ивановской области, их сопровождал — это же по его инициативе в области Дома ремесел начали создаваться. Увидев все своими глазами и приняв во вниманию оценку владимирцев, он признал, что мы работать умеем и у нас все получается. После этого от стал нас больше поддерживать. Он много чем помог нам.

Казалось бы, все хорошо стало складываться. А 17 октября 1995 года — несчастье. Сгорел наш  Дом ремесел.

Нам предоставили помещение в здании, тогда принадлежавшем Южской прядильно-ткацкой фабрике. Все студии находились сначала в одном зале. В 2001 году здание было принято в собственность района. Условия для работы в студиях улучшились...

Вот так все начиналось. Но помнятся не столько те трудности, которые пришлось пережить при становлении, сколько замечательные люди, создававшие славу Южского Дома ремесел. Для меня лучшей наградой были их достижения. Александр Маньков получил звание «Лучший гончар России». А какие прекрасные работы создавала Марина Вакина — роспись по дереву! Ирина Бокова, занимавшаяся художественной вышивкой, открыла для нас новый вид творчества — фольклорный костюм. Лоскутница Елена Парфенова создала несколько больших панно в стиле холуйской миниатюры — такого до нее никто не делал. Изумительные вещи вязала Татьяна Ивановна Клокова. Неиссякаема творческая энергия Анжеллы Калининой, освоившей все виды ремесел и постоянно удивляющей своими творческими находками. О многих еще вспоминаю с искренней благодарностью за их подвижнический труд. Насколько талантлив и самоотвержен наш народ!

Нынешнему поколению мастеров желаю продолжать славные традиции, развивать свой талант, умножая уникальный опыт Южского Дома ремесел.

Снимки сделаны 1 марта в выставочном зале Дома ремесел.