Вместе мы сможем всё!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приходит время, и всех их в одно целое объединяет детский сад. Любой воспитатель скажет, что в группе есть и «паиньки», и «сорви-головы», и «хныки».

5-летняя Анечка (настоящее имя девочки не называется по просьбе родителей)  тоже ходит в детский сад. Она, как и большинство ее сверстников, очень любознательная, активная, умная девочка. И все же она отличается от других: меньше бегает, медленнее ходит, нуждается в особом внимании воспитателя.

Анины родители долго ждали, когда дочка наконец-то научится ходить и со всеми ее ровесниками пойдет в детский сад. Все планы поменялись после заключения врачей. Детский церебральный паралич — такой диагноз поверг родителей в шок. Вопросы возникали один за другим: что делать, как дальше жить, что скажут другие, как сложится судьба Анечки? Лишь в одном не было ни капли сомнения: девочка будет расти в семье, родители сделают для дочки все от них зависящее.

К теме детского сада семья вернулась не скоро. Сначала были поездки в больницы, бесконечные процедуры, лечение, изучение специальной литературы, мама научилась делать Анечке массаж. Девочка росла как домашний цветок. Ее маленький мир ограничивался квартирой и больницами. Хотя у Ани есть старший брат, общения ей очень не хватало.

Родители решили не оставаться с этой проблемой наедине. Получив одобрение врачей, в надежде найти понимание и терпение, обратились в детский сад.

В нашем районе нет специализированных детских садов для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Поэтому эту функцию выполняют обычные ДОУ. Главный специалист отдела образования  О.Ю. Алексеева рассказала о специфике пребывания детей-инвалидов в детских садах:

— В настоящее время в ДОУ Южского района воспитывается девять детей-инвалидов (8 — в городских, 1 — на селе). Дети-инвалиды принимаются в ДОУ в соответствии с Типовым положением, обязательно на основании медицинского заключения. Количество детей-инвалидов, посещающих детские сады, стало возрастать с 2007 года, когда появились льготы для данной категории детей.

Согласно Закону Ивановской области от 27 мая2005 г. № 93-03 «Об образовании в Ивановской области» дети-инвалиды посещают дошкольные образовательные учреждения и дошкольные группы при общеобразовательных школах бесплатно, средства на их воспитание, обучение, содержание предусматриваются в составе областного бюджета. Работники ДОУ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для данных детей, учитывая их возможности и состояние здоровья.

К сожалению, никаких специальных курсов с педагогами по воспитанию и обучению детей-инвалидов не проводится. В ВУЗах, которые готовят преподавателей физкультуры, только еще начали появляться  программы по адаптивной физкультуре.

Две возрастных группы детсада «Рябинушка» готовы были принять Анечку. Остановились на группе, расположенной на первом этаже здания, так как ходить самостоятельно на тот момент Аня не могла.

Воспитатель группы Эльмира Николаевна Силаева уже имела опыт работы с детьми, страдающими ДЦП. В течение года к ней в группу ходил мальчик с таким диагнозом, но в сад он пришел, уже умея ходить, и в более старшем возрасте.

Анечке же было чуть больше двух лет.

— Не могу сказать, что без сомнений отнеслась к приходу Ани в нашу группу, — рассказывает Э.Н. Силаева. — Я не знала, справлюсь ли. В группе на тот момент был еще ребенок, требующий особого внимания и индивидуального подхода. А Анечка — она даже от стула к стулу самостоятельно не могла дойти — переползала. Мне пришлось  многое пересмотреть в своей работе. Самое главное было — это ее адаптация среди сверстников. Адаптация проходила сложно, длительно.

Вспоминает мама Ани:

— Анечка много плакала, она думала, что я веду ее не в садик, а в больницу, что начнутся болезненные процедуры. Мы старались больше с ней разговаривать, рассказывали, как хорошо в детском саду, что её ждут ребята и игрушки.

Э.Н. Силаева вспоминает первый год пребывания Ани в садике:

— Сначала Аня оставалась на неполный день, у нее не было желания заниматься со всеми вместе. Она привыкала к нам ко всем и к каждому в отдельности.

Со временем она стала проявлять интерес ко всему, что происходило в группе — наблюдала за занятиями, играми. Ей стало интересно. Анечку мы всегда и везде брали с собой: на физкультурное, музыкальное занятия; на прогулку ходили с коляской или с санками. Большую помощь мне оказывает Н.А. Потапова, работающая у нас на группе младшим воспитателем.

Когда в группе появляется новенький, не только он привыкает к среде, в которую попал. Другие дети тоже привыкают к еще одному товарищу, который пришел со своими привычками, желаниями, характером. Реакция здоровых детей на то, что теперь с ними рядом будет не умеющая ходить девочка, могла быть самая разная. Когда здоровые люди и инвалиды существуют отдельно друг от друга, может наступить вторая инвалидность — социальная. Важно, чтобы общество не оттолкнуло «не такого как все» человека. Но как это объяснить маленьким, 2-3-годовалым детям?

— Объяснять ничего не пришлось, — продолжает Эльмира Николаевна. — Дети спокойно восприняли приход Анечки. Мы никогда не употребляли слово «инвалид». Даже фамилию девочки ребята узнали совсем недавно. Она всегда была для нас Анечкой. Дети знали, что у нее болят ножки, они привыкли к тому, что она не может играть в подвижные игры, что ее нельзя толкать, что Аня всегда ходила со мной за руку. Когда Анечка привыкла к детскому саду, у нее появились подружки — все вместе они много играли в «уголке для девочек», рассматривали книжки, рисовали (Аня мечтает стать художником).

Привыкали к Ане не только дети, но и их родители. Я беседовала с родителями, убеждала в необходимости общения Анечки с другими детьми. Со временем они сами убедились, что ничего страшного не происходит, что такая дружба детей только всем на пользу. Сейчас не возникает никаких вопросов.

«В нашу группу ходит девочка Анечка. Она немного отличается от остальных детей. Я считаю, что такие дети должны ходить в учреждения для обычных детей. Совместное обучение полезно и больным, и здоровым детям. Одни — социализируются, другие — учатся внимательному отношению к окружающим», — это мнение одной из родительниц, чей ребенок ходит в одну группу с Аней.

Если сейчас прийти в группу, на занятие, Анечку среди других детей не отличить.

Воспитатель рассказывает о ней, как об умном, любознательном ребенке. Аня не проявляет особой инициативы и лидерства, но она отзывается на все предложения поиграть. Любое Анино достижение не из разряда чудес. Это долгая, кропотливая, совместная работа врачей, родителей и специалистов детсада. Самыми сложным, пожалуй, для Ани были занятия физкультурой и зарядка.

Рассказывает тренер-преподаватель детсада Т.А. Девяткина:

— ДЦП — это одна из самых тяжелых форм двигательных нарушений у детей. Это и повышенный мышечный тонус, и неправильная координация движений. При правильном подходе, верно подобранных упражнениях наступают улучшения.

Аню мы не заставляли сразу включаться в общие занятия. Работать все время только с ней индивидуально при полной группе требующих другой методики обучения детей возможности тоже не было. Но мы могли заинтересовать Аню. Сначала она наблюдала, запоминала, вникала в то, чем мы занимались с другими детьми. Ей захотелось играть и бегать со всеми вместе. Начали с малого — постоять со всеми в кругу на зарядке. Постепенно переходили к малоподвижным играм. Когда Аня освоила бег, она все же не могла бегать на одном уровне с остальными, она их тормозила. Тогда мы придумали специально для нее «внутренний» круг, в котором она могла со всеми вместе и в то же время отдельно бегать. Сейчас Анечка любит занятия физкультурой, с удовольствием выполняет большинство упражнений, отказывается даже отдохнуть.

Большую работу с Анечкой проводит музыкальный руководитель С.Б. Кузьмина:

— На данный момент Анечка — совсем другой ребенок по сравнению с тем временем, когда она только пришла к нам. Аня с большим интересом разучивает новые элементы движений, танцы, она любит петь. У Ани замечательный, звонкий голос, есть чувство ритма, она прекрасно читает стихи.

Основная работа с Анечкой, конечно же, лежит на воспитателе группы. Не имея специальных навыков и нужной литературы, Эльвира Николаевна старается сделать все от нее зависящее.

— Это счастье для Анечки, — считает воспитатель, — что она пришла в коллектив в раннем возрасте. Несмотря на заботу родителей, они бы никогда не сделали того, что делает общение с ровесниками.

В семье Аня была желанным, долгожданным ребенком. Родители уделяли ей много внимания, стараясь оградить от любых нагрузок.

Мы же больше старались адаптировать Аню к обычному режиму, предъявляли требования, как ко всем. Побуждали ее к самостоятельности, стимулировали желание ходить. Много работали индивидуально, дополнительно занимались физическими упражнениями с мячом, кеглями, прыжками. Специального оборудования, тренажеров у нас нет, недостаточно и методической литературы. Не лишними были бы консультации врачей.

Спустя несколько лет Аня полностью адаптировалась в детском коллективе.  Приобретенные в детском саду навыки общения с детьми помогут ей легче привыкнуть к школе. Важно, что у Ани появились друзья, которые принимают ее такой, какая она есть.

С Э.Н. Силаевой полностью согласна Анина мама:

— Вся наша семья очень благодарна «Рябинушке» за бесценную помощь, терпение и понимание. Отдельное спасибо воспитателю группы. Нужно иметь огромное сердце и добрую душу, чтобы делать то, что сделала и продолжает делать Эльмира Николаевна для нашей дочки. Я бы хотела обратиться ко всем, кто оказывается в подобных ситуациях: вы не одни, есть люди, готовые помочь нашим детям. Нужно быть готовыми вместе бороться за здоровье детей!

P.S.    Ане предстоит очередная поездка в больницу, пока она об этом не думает, ведь скоро — Новый Год.Анечка с нетерпением ждет ёлку, снег и мягкого зайца в подарок от Деда Мороза. Ведь мягкие игрушки долгое время заменяли ей настоящих друзей.

Мы желаем Анечке здоровья, а ее родителям — терпения и еще раз терпения!

Л. ГЕРАСИМОВА