Городской жилфонд: проблемы и решения

Е.П. Хромова

Возглавив администрацию Южского городского поселения в середине 2012 года, Е.П. Хромова приняла «хозяйство» не в лучшем виде. Особенно от недостатка внимания городских властей страдала сфера ЖКХ. И новый руководитель, в первую очередь, занялась решением накопившихся жилищно-коммунальных проблем.

Поэтому и наш разговор, в основном, шел вокруг жилищной и коммунальной сфер, о первых итогах и планах: бюджет городского поселения уже принят.м.

По — Елена Павловна, депутатами Совета в двух чтениях был принят проект бюджета Южского городского поселения на 2013 год. Насколько основной финансовый документ сориентирован на решение проблем жилищно-коммунального хозяйства?

— В настоящее время бюджет Южского городского поселения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, действительно, депутатами принят.

И одним из приоритетных направлений в 2013 году является решение вопросов местного значения в области жилищно-коммунального хозяйства.

Удельный вес расходов бюджета городского поселения на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 35% от общего объема расходов бюджета на 2013 год. Всего на жилищно-коммунальное хозяйство планируется затратить в 2012—2015 годах по 19407,4 тысяч рублей ежегодно.

С целью решения ряда вопросов в муниципальном жилом фонде разработан план мероприятий по жилищному хозяйству, на реализацию которого бюджетом Южского городского поселения предусмотрены бюджетные ассигнования:

— на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;

— на осуществление финансирования работ по капитальному и текущему ремонту жилых помещений в муниципальном жилом фонде.

На капитальный ремонт муниципального жилищного фонда выделено 2300 тысяч рублей, на установку индивидуальных приборов учета на заявительной основе (9 штук) — 45 тысяч рублей. Запланировано предоставление субсидий ООО «Жилищная управляющая компания» на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и возмещение разницы в установленном тарифе на услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов — 414 тысяч рублей.

— К нам в редакцию нередко обращаются читатели со своими жилищными проблемами, которые им своими силами не разрешить. Так, в сложной ситуации оказались семьи, живущие по адресу: Южа, ул. Лермонтова, д.9. За то время, что оставшиеся две семьи живут в 4-квартирном доме — а это более 20 лет, крыша ни разу не видала капитального ремонта. Стропильная часть и обрешетка давно пришли в негодность. Но крыша — дорогостоящее дело. На счету дома денег нет. Квартплата в пределах двухсот рублей. Но увеличить ее вряд ли возможно, этот дом постройки, как написано в техпаспорте, «до 1917 года» и уже в ветхом состоянии. Проблема усугубляется наличием в доме как приватизированных, так и неприватизированных квартир. Свою долю разрушения кровли добавил ураган 2010 года. Какими могут быть варианты решения проблемы?

— Проблему будем решать за счет бюджетных средств. Смену  кровли   дома №9 по  улице Лермонтова  мы запланировали на 2013 год.

— Ветхое жилье у нас формально отсутствует. Но присутствует достаточно изношенный жилой фонд на улицах Куйбышева, Текстильщиков, Стандартные дома, Вокзальная и т.д. Оно не ремонтируется или ремонтируется незначительно, главным образом, для его поддержания. Жильцы сами не в состоянии оплатить капитальный ремонт, ООО «Жилищная управляющая компания» («ЖУК») ссылается на то, что накопительный фонд на капремонт в этих домах ничтожно мал. Каково участие в будущем году городской администрации как собственника жилых помещений, как координатора в вопросах содержания жилищного фонда?

— В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники помещений в многоквартирных домах получили право самостоятельно выбирать способ управления домом, принимать решения по вопросам использования общедомового имущества, а также устанавливать размер расходов на содержание общего имущества и придомовой территории.

За счет бюджетных средств оказывалась и будет оказываться помощь жителям муниципальных жилых помещений в содержании и ремонте жилого фонда.

В 2013 году бюджетные средства Совет и администрация Южского городского поселения направляют на мероприятия:

— по смене кровли по адресам: ул.Советская, д. 3, ул. Лермонтова, д.9, ул. Стандартные дома, д.17, д.13, д. 24;

— по ремонту  фундамента       по адресам: Глушицкий проезд, д.6, ул. Ковровская, д.65, ул. Пионерская, д.14;

— по ремонту отопительных печей в муниципальном жилье по адресам: Стандартные дома, д.16, кв.2; д.2, кв.6, ул. Пионерская, д.16, кв.1;

— по замене старой электропроводки по адресам: ул. Куйбышева, д.34, д.32;

— по предоставлению субсидии управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, в которых имеются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Южскому городскому поселению, в целях возмещения затрат в связи с оказанием жилищных услуг по содержанию жилого фонда, возникающих из-за разницы между размером платы за содержание и ремонт жилых помещений, установленным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, и размером платы за содержание и ремонт жилых помещений, установленным органом местного самоуправления Южским городским поселением для нанимателей муниципального жилищного фонда.

— Показательно недавнее участие администрации в поисках вариантов решения жилищных проблем, накопленных годами, в доме номер 5 по улице Стандартные дома. В доме, в основном, проживают наниматели муниципального жилья. И таких домов много в Юже. В каком состоянии в целом находится жилищный фонд в городском поселении? Какие еще встречи с жителями этого фонда проводила администрация, какие предложения прозвучали?

— Жилфонд жилфонду рознь. Одно дело — новостройки, другое — старые дома, никогда не знавшие капитального ремонта. В рамках программы Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ ряд домов был отремонтирован. Однако потребность в ремонте не была удовлетворена даже частично.

Очень много домов по-прежнему находится в плачевном состоянии. Люди всю жизнь оплачивали содержание и ремонт жилья, но услуга должным образом не предоставлялась в силу объективных причин — в основном, из-за недостатка денежных средств. В результате дом оказался в том состоянии, в каком находится сейчас.

Кроме того, сейчас для владельца жилья его имущество начинается за дверью квартиры. Ко всему остальному отношение не очень бережливое, особенно это, к сожалению, прослеживается среди нанимателей жилых помещений. Если люди поймут, что необходимо содержать и общедомовое имущество, то и жилье будет находиться в лучшем состоянии.

О проблемном жилье я уже сказала. Ни для кого не секрет, что денежных средств в бюджете на эти цели не хватает.

Встречи с горожанами проводились и проводятся по устным и письменным    обращениям    регулярно.  Собрания, совещания проводятся  в  администрации  Южского  городского  поселения  с привлечением компетентных специалистов.

Самый проблемный и часто задаваемый вопрос — информационная открытость. Ни в плане деятельности управляющих компаний, ни в плане формирования тарифов на техническое содержание и ремонт, ни в плане отчетности об использовании этих средств не видим прозрачности.

Люди не понимают, за что они платят. Жители выполняют обязательства по оплате, но не знают, что конкретно получают и должны получать за свои деньги.

Сегодня законом установлен 20-дневный срок для ответов управляющих компаний на запросы граждан. Поднимаемые вопросы,  как правило,  однотипны.  И двадцати дней более чем достаточно для того, чтобы дать ответ на запрос жильца. Было бы желание. На сегодняшний день у управляющих компаний его нет.

— Елена Павловна, сейчас интенсивно проводится работа по формированию общедомовых советов. Что это такое, как продвигается работа, каковы сроки по их созданию?

— Совет многоквартирного дома — это абсолютно новый продукт российского жилищного законодательства. Таким способом законодатель пытается вовлечь собственников помещений в процесс управления многоквартирным домом, т.к. в настоящее время большинство граждан всячески стараются избежать этого. Самые активные и инициативные жильцы будут представлять интересы всех собственников помещений в многоквартирных домах и контролировать работу управляющей компании. При этом общее собрание не утратит своих полномочий.

Собственники домов, в которых не были организованы ТСЖ, и если дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (в том числе, если дом в непосредственном управлении),  и в доме более чем четыре квартиры, согласно новому законодательству обязаны создать совет дома. В противном случае пунктом 2 ст. 161.1 ЖК РФ предусмотрен принудительный порядок реализации приведенной нормы: если в течение календарного года решение об избрании совета не принято или не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании совета дома или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

Совет многоквартирного дома избирается на общем собрании из числа собственников помещений данного дома. Из числа членов совета избирается его председатель.

Полномочия Совета закреплены в п. 5, 8 ст. 161.1 ЖК РФ.

Совет многоквартирного дома выполняет контрольно-надзорные функции при управлении многоквартирным домом управляющей компанией. В связи с этим, вся отчетность управляющей компании рассматривается  и контролируется Советом, который теперь законодательно закреплен как представитель всех собственников (множество лиц) помещений в многоквартирном доме (МКД) и действует в их интересах.

Еще раз повторю, создание совета многоквартирного дома является обязательным для собственников.

Избранные советы помогут собственникам на практике решать текущие вопросы, например, потребовать снизить оплату за жилищные и коммунальные услуги в случае предоставления их ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Поможет получить от управляющей организации достоверную информацию о расходовании собранных платежей, о стоимости и объемах ремонтных работ, о расчетах с ресурсоснабжающими организациями и т.п. Советы многоквартирных домов смогут также представлять интересы собственников помещений в суде.

Согласно документу, работать домовой совет будет на общественных началах. Регистрировать его не нужно. Члены совета будут выдвигать предложения об организации управления домом, планировать работы по ремонту, контролировать работу управляющей компании. Совет подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников.

Эта работа по созданию общедомовых советов должна была завершиться к концу 2012 года. Однако собственники не всех многоквартирных домов объединились в советы — с особенным трудом их формирование продвигается там, где жильцы еще не определились со способом управления, и в неблагоустроенных домах: в них-то и накоплен ворох нерешаемых проблем. В целом из 169 многоквартирных домов в городе советы созданы в 153 домах.

— Как администрация будет контролировать или влиять на выполнение «ЖУКом» планов по текущему и капитальному ремонту, утверждаемых этими советами?

— К сожалению, в сегодняшней ситуации муниципалитет практически не может влиять на действия управляющих компаний.

Законодательных актов, дающих такое право, попросту не существует. В Федеральном законе №123-Ф3, внесшем изменения в Жилищный кодекс РФ, появился пункт о контроле муниципалитетом управляющих компаний. По новому закону, муниципалитет при жалобах жителей на управляющую компанию может только организовать ее проверку. Причем в законе не указывается, кто должен выполнять эту проверку. Сам муниципалитет провести ее не имеет право.

м Для управляющей компании администрация поселения — не больше чем собственник какой-то части помещений (в виде неприватизированного жилья). То есть управляющая компания может просто отказать в предоставлении какой-либо информации, и никаких санкций за это законом не предусмотрено. На данный момент управляющая компания не отчитывается за свою деятельность перед администрацией города. Хотя по закону они должны это делать!

Возможно, передача контролирующих функций муниципалитетам сможет заставить управляющие компании прислушиваться к просьбам каждого жителя.

— Как жители многоквартирных домов могут и должны контролировать управляющую компанию при снятии специалистами показаний с общедомовых приборов учета (там, где они есть)?

— Показания общедомового прибора учета снимаются представителем ООО «Жилищная управляющая компания». Для осуществления контроля снятия показаний с общедомового прибора учета жильцам МКД следует обратиться в управляющую компанию по вопросу возможности участия представителя собственников жилых помещений в снятии показаний.

— В городе много мест, где жители не имеют возможности пользоваться водой из сетей центрального водоснабжения. Будет ли  администрация в этом году вкладывать средства на строительство новых линий?

— С целью решения данной проблемы разработана муниципальная целевая программа водоснабжения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Несмотря на развитие централизованной системы водоснабжения городского поселения является  актуальным  строительство альтернативных источников водоснабжения — колодцев.

В целях защиты окружающей среды и соблюдения требований законодательства в 2013 году проектом бюджета городского поселения предусмотрены бюджетные ассигнования на строительство установки для очистки сточных вод в районе ул. Дача в сумме 400 тысяч рублей.

В целом расходы по коммунальному хозяйству составят в 2013 году 5155,2 тысяч рублей, в том числе:

— на строительство линий водопроводов с установкой водоразборных колонок — 1550 тысяч рублей, из них по ул. 1-4 Рабочая — 630 тысячи рублей; по ул. Красная-Сосновка — 920 тысяч рублей;

— на строительство колодцев на сумму 312 тысяч рублей на ул. Черняховского, д. 85, на ул. Коминтерна, д. 1, на ул. Мостовская, д. 14, и один резервный.

— на установку для очистки сточных вод в районе ул. Дача — 400 тысяч рублей;

— на возмещение выпадающих доходов МУП «Комплекс-Сервис» — 2400 тысяч рублей (по содержанию городской бани);

— на возмещение выпадающих доходов ООО «Водосети» — 493,2 тысячи рублей.

— Будет ли продолжена работа по улучшению качества воды?

— В прошлом году на скважине №1 была установлена станция по обезжелезиванию воды, и она выполняет свою миссию. Дополнительные станции на другие скважины не требуется. Зато продолжится работа по улучшению функционирования системы водоснабжения и качества воды. Запланирована установка на одной из скважин частотно-регулирующего преобразователя, чтобы регулировать давление в системе и сэкономить электроэнергию при работе насоса.

— В последнее время активизировалась работа с частным сектором по вывозу ТБО. Много ли «подводных камней» в «мусорной» теме?

— «Мусорная» проблема связана с состоянием дорог на улицах и проездом транспорта в зимнее время и во время весенне-осенней распутицы. В результате вывоз мусора из частного сектора, который осуществляет ООО «Комплекс-Сервис», сопряжен с большими трудностями. Будем искать выход из сложившейся ситуации. В частности, в этом году устроим дополнительные и отремонтируем действующие контейнерные площадки, на что предусмотрена сумма в 500 тысяч рублей.

Но еще одна большая проблема — убедить всех жителей частного сектора заключить договоры на вывоз мусора со специализированной организацией. Много было проведено собраний на эту тему, но по-прежнему жители стараются уклониться от участия и от реализации таких  предложений. Следовательно, предстоит вновь тратить бюджетные деньги на уборку несанкционированных свалок вместо того, чтобы эти средства направить на ремонт дорог в частном секторе.

Если говорить о благоустройстве, то расходы на него на 2013 год предусмотрены в сумме 11493,2 тысячи рублей. Так, мы займемся восстановлением ливневой канализации по ул. Лермонтова-Калинина-Осипенко-Серова-Ивановская; на ул. Советская; по ул. Революции-Сосновка. На эти работы заложено 600 тысяч рублей. Администрация городского поселения организует уличное освещение, продолжит озеленение территории, сезонную уборку территории поселения, восстановление ливневой канализации, проведет ремонт колодцев на ул. Калинина, д. 29; 2-я Рабочая, д. 17; Садовая, д. 38; Лермонтова, д. 22.

— Зимой у горожан нередко возникают вопросы по устройству нескольких катков. Так было и нынче, одного катка в городе, без сомнения, недостаточно. Появятся новые ледовые площадки в Юже?

— Нет, каток и в этом году залит только на хоккейной площадке в микрорайоне улиц Серова-Горького. Почему? Мы не можем создать такую площадку на стадионе — это не наш объект, и, кроме того, там отсутствует техническая возможность грамотно залить даже небольшую часть. На ул. Серова эта возможность есть: рядом квартальная котельная. Где-то в черте города заливать, например, как предлагалось, на площади Ленина — также сложно технически из-за отсутствия воды. Более того, необходимо еще по осени подготовить и выровнять площадку. Это дело уже следующей зимы.

Н.Костров