Как живешь, детский дом?

.
.

Недалеко от села Холуй, в местечке Борок располагается Холуйский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

Когда-то на этом месте шумел вековой бор (отсюда и название Борок). Как гласит предание и сообщается в некоторых источниках, в 1612 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский, идя с дружиной на избавление Москвы от польско-литовских  захватчиков, «в сем месте имел остановку на несколько времени», и именно здесь впервые в соборном душевном порыве прозвучала воинская клятва «не щадить жизни, чтобы спасти Отечество».

В 1650 году Иваном Дмитриевичем Пожарским, по завещанию отца, спасителя Отечества Дмитрия Пожарского, в память о тех событиях и благодарность Богу, здесь была основана Борковская Николаевская пустынь.

Прошли столетия — и вот уже семь десятилетий на месте бывшего монастыря располагается приют для детей.

Первых детей привезли сюда  в 1942 году. Это были дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда — около 90 ребят от 10 до 18 лет. Маленьких ленинградцев, переживших все ужасы блокады, здесь отогрели теплотой и вниманием. После окончания войны многих детей забрали родственники. Стали поступать другие, осиротевшие в военное время. В одном здании располагались до 120 человек.

В 50-60-е годы проходили соревнования на звание «Лучший детский дом». Участвовало в них порядка 40 учреждений. Переходящее знамя победителя было в Холуйском детском доме более 10 раз. А в 1968 году на базе Холуйского детского дома проводился республиканский семинар директоров всех детских домов России. Принимать гостей такого уровня было большой честью.

В 1972 году к основному зданию была сделана пристройка,где в настоящее время располагаются учебные классы. В 1977 году учреждение приобретает новый статус, его преобразовали в дошкольный детский дом. Из области сюда поступали дети 4-8 лет с нарушениями интеллектуального развития. В 1990 году  были  открыты начальные классы.

Сейчас в детском доме воспитываются 45 воспитанников от 4 до 12 лет с ограниченными возможностями здоровья.

С 1977 года директором Холуйского детского дома является отличник просвещения, лауреат премии имени Луначарского Александр Васильевич Бормотов. До него, с 1950-го до 1975 года эту должность занимал отец Александра Васильевича — Заслуженный учитель РСФСР Василий Васильевич Бормотов. Воспитателем, завучем долгие годы проработала мама Софья Ивановна Бормотова.

Жена (бывшая воспитанница Холуйского детского дома, отличник просвещения, кавалер ордена Трудовой славы), дочери также посвятили себя работе с детьми-сиротами в этом учреждении.  Общий педагогический стаж семьи составляет 230 лет!

О жизни детского дома — наша беседа с его директором А.В. Бормотовым.

 

Для  детей  созданы

все  условия

А.В. Бормотов на праздновании Дня учителя
А.В. Бормотов на праздновании Дня учителя

— Александр Васильевич, расскажите,какие дети и откуда поступают в Холуйский детдом?

— К нам дети поступают на основании распоряжений территориальных органов социальной защиты населения Ивановской области по решению психолого-медико-педагогической комиссии. Большинство из них из Ивановской области, есть ребята из Южи. Все дети имеют статус детей — сирот, оставшихся без попечения родителей.

— По разным причинам детям приходится пройти через два или более подобных учреждения. Как проходит адаптация в стенах вашего заведения?

— За время моей работы не было ни одного случая, чтобы ребенок не привык. Для этого, считаю, созданы все условия. Все усилия для быстрой адаптации прикладывают педагоги, специалисты детского дома. Дети полностью обеспечены всем необходимым: одеждой, игрушками, канцтоварами, 5-разовым питанием. Насколько ребенок привык, насколько полюбили его в коллективе, особенно становится заметно, когда приходит пора расставания. Со слезами на глазах мы расстаемся с нашими воспитанниками. Покинув детский дом, многие продолжают поддерживать с нами связь, звонят, присылают фотографии, иногда приезжают навестить. Это очень волнительные моменты — снова встретиться с бывшими воспитанниками.

— Учитывая, что воспитанники детского дома — дети с ограниченными возможностями здоровья, передаются ли они в семьи граждан?

— Да, несмотря на состояние здоровья наших ребят, граждане принимают их на воспитание в свои семьи. Причем формы устройства бывают разные: усыновление, опека, приемная семья. Граждане, которые по тем или иным причинам не могут взять ребенка в семью насовсем, могут получить разрешение в органе опеки и попечительства по месту жительства на временное пребывание ребенка (выходные, праздничные дни и каникулы).

— Александр Васильевич, каковы особенности работы с детьми с ограниченными  возможностями здоровья?

— На протяжении всего пребывания детей в нашем учреждении, в первую очередь, мы должны уделять внимание охране и укреплению их здоровья. Перед педагогами стоят и другие задачи — это обучение и воспитание детей, коррекция недостатков умственного развития, освоение образовательных программ.

В коллективе работают 25 педагогов. Большинство из них имеют высшее педагогическое образование, а главное, есть опыт работы, понимание ее специфики. Люди работают на своем месте много лет. Кроме учителей и воспитателей, в детдоме есть психолог, медработники, музыкальный руководитель, педагог-организатор, учитель-дефектолог,социальный педагог. Наличие таких специалистов и, конечно, достойная материально-техническая база (это учебные классы, игровые  комнаты) позволяют обеспечивать выполнение поставленных задач, а также осуществлять психолого-медико-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников. Отдельной строкой хотелось бы выделить такую задачу как защита прав и интересов детей, находящихся в детском доме.

Для организации детского досуга на базе Холуйского детского дома созданы и действуют секции, кружки, студии, объединения по интересам. Педагоги помогают каждому ребенку найти именно то занятие, которое придется по душе, раскроет его возможности. Многие ребята прекрасно рисуют, лепят, вяжут.

Особое внимание в детском доме уделяется нравственно-эстетическому и патриотическому воспитанию детей. На базе учреждения создано и успешно функционирует детское объединение — тимуровский отряд «Забота». На фотостенде, который находится рядом с  учебными классами, отражаются основные направления его работы.

— Воспитанники и педагоги детдома являются активными участниками конкурсов различного уровня. Помнится, вы принимали активное участие и в конкурсе, проводимом не так давно редакцией газеты «Светлый путь» совместно с гостевым домом «Русская дача».

—Работы наших детей всегда получают высокую оценку, «берут» призовые места. Все грамоты и  дипломы мы бережно храним, они для нас, что называется, на вес золота.

Холуйский детский дом всегда занимал и занимает достойное место среди подобных учреждений.

— С какими организациями у вас налажены отношения? Есть ли спонсоры у Холуйского детдома?

— На протяжении последних лет с нами сотрудничают волонтеры из г.Москвы, которые организуют массовые поездки воспитанников в театры, цирк, зоопарк. Они устраивают для детей развлекательные представления с привлечением  аниматоров.

Постоянным спонсором и членом попечительского совета учреждения является Московский благотворительный фонд   А.Новикова. С его помощью оборудована сенсорная комната, установлены  интерактивная доска в учебном кабинете, теплица на нашем приусадебном участке.  Уже в этом году у нас был замечательный урожай огурцов. Теперь мы мечтаем еще об одной теплице. Самим детям очень нравится принимать участие в садово-огородных работах. Кроме того, вокруг здания разбиты цветники, за которыми также ухаживают ребята.Фонд  А.Новикова оказывает помощь в приобретении мягкого инвентаря, одежды, обуви, учебных пособий, спортинвентаря.

Спонсорскую помощь оказывает «Межрегионгаз» — организует экскурсии в г.Иваново,  дарит новогодние подарки детям.

Выступают спонсорами и частные лица. Так, недавно благодаря их материальной поддержке мы провели ремонт двух спальных комнат.

Частые гости у нас — работники Южской библиотеки. Они приезжают к нам с выступлениями, концертами для ребят.

 

Праздник  —

тоже работа

Так получилось, что мое знакомство с Холуйским детским домом состоялось накануне Дня учителя. В детдоме к этому  празднику подготовили торжественную линейку и концерт.

Собраться всем вместе был еще один повод. Коллеги поздравили директора детского дома А.В. Бормотова с заслуженной наградой. Накануне Александру Васильевичу было присвоено звание «Почетный работник образования Ивановской области».

Эта награда — заслуга  всего коллектива. Все мы делаем одно общее дело, — отметил в своем выступлении на торжестве  А.В. Бормотов.

Он  вручил Благодарности за многолетнюю добросовестную работу (уже от Холуйского детского дома)  музыкальному руководителю Е.В. Демидовой, учителям начальных классов Т.В. Коротковой, Н.Г. Шашниковой, Н.Е. Смирновой, учителю-дефектологу Т.Ю. Потемкиной.

Замечательные стихи, частушки, несколько песен прозвучали в исполнении воспитанников детского дома. Много теплых слов в адрес педколлектива сказала ведущая Н.А. Гранева. Как она точно подметила: «Рабочий  день еще не начался, а вы уже здесь, рабочий день давно закончился, а вы еще с детьми».

Даже здесь, на празднике, учителя и воспитатели продолжали работать: самых маленьких нужно взять на руки, самых непоседливых успокоить, подобрать нужные слова для тех, кто чересчур переволновался.

В завершение праздника старшие ребята подарили своим учителям сделанные своими руками цветы. Пусть они не живые, не согреты солнцем. Зато они согреты любовью и благодарностью к тем единственным людям, кому эти дети доверяют, кто заменил им мам и пап, бабушек и дедушек.

Когда слова

бывают не нужны

Встречать гостей — дело для Холуйского детского дома привычное. И руководство, и педагоги, и, самое главное, дети оказались гостеприимными, приветливыми хозяевами.

У школьников сейчас перемена, в коридоре много ребят.  Несколько девочек разглядывают  выставку рисунков своих ровесников. С альбомных листов на них «смотрят» кошки самых разных мастей. Серия занятий, посвященных этим домашним животным, не прошла даром. С помощью карандашей ребятам удалось передать и настроение, и характер, и красоту кошек. Вот работа Дмитрия Рябинина. Устроившись среди травы и цветов, под облаками, рыжий хитрый кот точно замер и не хочет, чтобы его заметили. А вот коллективная работа «Киска на празднике». Девочки из кружка «Веселые краски» Кристина Оганесян, Александра Осипова и Екатерина Морозова так постарались, что даже серый цвет простого карандаша сделал работу яркой и праздничной.

Возле фотостенда собралось много мальчиков и девочек. Идет бурное обсуждение снимков, каждый ищет себя. Как потом оказалось, по фотографиям ребята рассказывали о своей жизни в детском доме новенькой девочке.

Не все ребята любят шумные коридоры. Кто-то на перемене остается в классе, с любимыми игрушками. В перерывах между уроками они мастерят модели самолетов из конструктора. Играют дружно, во всем друг другу помогают.

В соседнем классе прошел урок рисования. Со звонком ребята не спешат выйти из-за парт, нужно как следует закончить работу. Опрятные, причесанные, все в школьной форме дети сидят за партами. Одна из учениц показывает свой рисунок, рассказывает, что на нем изображено. Говорить правильно ей трудно, речевая функция сильно нарушена. Учитель ей помогает: «Рисунок называется «Лес осенью». Но слова здесь и не нужны. Осенний лес без труда узнается в работе малышки. Правильно выбранные краски, прорисованная каждая деталь, все приметы осени отражены в незамысловатом рисунке. «Карандаши помогают ей выражать то, что не всегда удается высказать словами», — мнение педагога.

В комнате у дошколят тепло и уютно. Большое разнообразие игрушек позволяет найти занятие по душе каждому малышу. Но как только в комнате появляются «новые» люди, игрушки остаются в стороне. Нужно обязательно поздороваться, подойти познакомиться, показать свой красивый наряд. Игрушки никуда не убегут, и ничто не заменит детям теплоту человеческого общения.

Самые смелые подходят, спрашивают: «Кто вы, откуда?», просят сфотографировать их с друзьями и подругами на память.

Открывая двери в очередной класс, видим ребят в  живом уголке. С интересом они наблюдают за повадками кролика. В стенах детского дома нашлось место не только для него, там прекрасно себя чувствуют черепахи, хорек и попугай. В основном, все это подарки. Каждый зверек стал другом воспитанникам дома.

На занятия в сенсорную комнату ждет ребят педагог — психолог Е.Е.Колосова.

Наша сенсорная комната одна из лучших в области, — рассказывает она. — Здесь особенно любят бывать дети. Важные направления нашей работы — по-возможности расширять кругозор воспитанников, давать им как можно больше новых впечатлений. Сенсорная комната и выполняет эти функции. Цвет, свет, звуки, тактильные упражнения — все это пополняет чувственный мир ребенка.

Педагог-организатор Наталья Анатольевна Гранева учит детей создавать прекрасное своими руками. Бисер, бумага, проволока, нитки в руках юных творцов под руководством опытного, внимательного педагога превращаются в необычной красоты цветы, корзинки, лебедей, панно и многое другое. Каждая работа индивидуальна, в каждой — частичка детской души. Комната, где проходят занятия, хранит совместные творческие фантазии детей и учителей. Поделки на стенах, полках, шкафах манят  в свой волшебный мир, приглашая каждого, кто в ней находится, попробовать сделать также хорошо или даже лучше.

—С ребятами заниматься очень нравится, — говорит Н.А. Гранева. — Они с удовольствием познают новые технологии, у них есть свои идеи. Многие работы наших воспитанников участвуют в конкурсах, побеждают. Сейчас многие из ребят увлеклись бисероплетением, а ведь это очень непросто — из маленьких бисеринок долгим, кропотливым трудом создавать настоящие шедевры.

В спальнях, столовой, музыкальном зале сейчас никого нет — в детском доме время занятий и прогулок. Чистые, светлые помещения, новая мебель в спальных комнатах, аккуратно заправленные кровати, везде цветовое решение комнат мальчиков и девочек, живые цветы на подоконниках и полках— все напоминает теплую домашнюю обстановку, место, где тебя ждут, где ты нужен. Создают эту обстановку большим, дружным коллективом, совместными усилиями педагогов и обслуживающего персонала.  «У нас нет разделения на «твое» и «мое», — говорит А.В. Бормотов. — Каждый делает все, что может, что умеет». Вот у кого-то из ребят сломалась молния. Отдавать в ремонт — долго. «Сами вошьем, и не с таким справлялись», — отзывается женская часть педколлектива. После экскурсии по детскому дому вопрос, заданный мной директору детского дома в начале беседы «Как же вы со всем справляетесь: несколько зданий, немаленький коллектив, сложные воспитанники?»,  не требовал ответа.

Л. ГЕРАСИМОВА