«Перезапуск» автобусного маршрута №1

«ПАЗик» с номером  первого маршрута подошел к автобусной остановке у здания «старой почты» вовремя. Шел он от крайней остановки «Сельхозтехника» примерно семь минут, выйдя оттуда в 11.30. Так что на городской автобус я не опоздал, зайдя в салон вместе с другими ожидающими. В автобусе ехало несколько пассажиров, но свободных мест еще было достаточно.

Инкогнито проехать по всему маршруту возрожденного рейса можно было и не мечтать: корреспондента «Светлого пути» в городе знают, да и фотоаппарат выдавал интерес отнюдь не пассажирский. Узнав, сколько усилий стоило городской администрации возродить автобусное сообщение, послушав, какие планы выстраивает перевозчик, а самое главное, познакомившись с отзывами горожан, я решил тоже прокатиться.  Раньше не доводилось — живу почти в центре города, в отличие от горожан, живущих в микрорайонах улиц Революции, Фрунзе, Черняховского, Труда, для которых в непогоду, мороз да гололед рейсовый автобус становится средством спасения. Теперь они спокойно, без лишней нервотрепки довозят детей до школ и детских садов, а сами вовремя добираются до места работы.

 - Я сначала не знала, что в городе вновь ходит рейсовый автобус. Уже все отвыкли от него, — делится своим мнением живущая в Новой деревне пенсионерка Надежда Ивановна. — Ходить в центр по делам приходится часто, иногда и такси вызывала, но это дорого. Многие пожилые сетовали на отсутствие городского транспорта. Сейчас с удовольствием езжу. Не сразу поняла, какое расписание — оно не вывешено на остановках, правда, расписание автобусного движения  теперь всегда со мной, в виде календарика, в кошельке, его мне дала кондуктор.

Горожанам понравился вдумчивый подход администрации Южского городского поселения к «перезапуску» «зависшего» рейса. Почти весь прошедший год люди были  вынуждены  ходить пешком: предприятие, традиционно занимавшееся пассажироперевозками внутри города, ОАО «Автомобилист», не справилось со взятыми им обязательствами. Немало времени было потрачено на поиск нового перевозчика, и на объявленный конкурс откликнулся индивидуальный предприниматель П.Г.Зеленцов. Запуск в ноябре автобусного движения по маршруту показал серьезность намерений предпринимателя, и после повторного конкурса городская администрация заключила с ним договор на пять лет. Сейчас проезд стоит 13 рублей (согласно постановлению региональной службы по тарифам). Понятно, что о финансовой выгоде речь не идет, пассажироперевозки дотируются из городского бюджета. Организаторы изначально отказались от «Газели», остановившись на более удобном и просторном «ПАЗе». Маршрут был значительно расширен. Первый утренний рейс, начинающийся от перекрестка улиц Революции и Механизаторов, включает в себя проезд по улицам Фрунзе, Арсеньевка и далее — по Советской до молокозавода. Расширенный маршрут дает возможность добраться до места учебы большему количеству школьников. Все последующие рейсы идут по прямой: улицы Революции -Советская — Труда. Но обратно автобус обязательно идет по кругу, проезжая те же Арсеньевку и Фрунзе. Не сразу были утверждены расписание и маршруты, они в первое время корректировались.

Изначально глава администрации Е.П. Хромова и сотрудники отдела развития инфраструктуры старались понять, довольны ли горожане организацией городского рейса, насколько лучше и комфортнее он стал, самое главное — нужен ли он вообще?

Я даже по одной моей поездке убедился: нужен. На каждой остановке входили и выходили люди, почти всегда автобус был наполовину (все-таки не утренний час пик) заполнен. Не отвлекаясь, водитель А.Г. Мальцев вел автобус по маршруту, с пассажирами работала кондуктор Г.Я.Бурлакова, доброжелательная, уже знающая постоянных клиентов: «У этого мальчика проездной» — и изнуренный учебой школьник плюхается в кресло в середине салона.

На конечной остановке напротив молокозавода стояли минут десять, ожидая жителей прилегающих улиц.

 - Очень много южан едет в дни оплаты коммунальных платежей, - говорит во время маленького перерыва Галина Яковлевна. — И, конечно, утренние рейсы самые насыщенные. Нареканий не слышала, зато пожеланий много.

В книге отзывов — лишь благодарности: «Низкий поклон от старушек, получивших возможность ездить до поликлиники»; «Огромное спасибо за добросовестное отношение к работе водителя и кондуктора, никогда не опаздываем, в автобусе тепло, чисто и порядок».  Под одним из отзывов — более двадцати подписей: «Убедительно просим продлить маршрут от молокозавода до церкви» — далековато из Старой Южи добираться до остановки.

В обратную дорогу от конечной остановки мы двинулись ровно в полдень, точно по расписанию.

 - Есть расписание, и оно должно быть выдержано, — говорит П.Г.Зеленцов. — За все время работы было лишь одно незначительное  опоздание на первый круг, и то оно связано с сильным морозом. Срывов графика мы не допускаем, в случае необходимости на смену придет другой автобус. Проблемы возникают, но они решаются не в ущерб пассажирам.

Расписание было разработано городскими властями и перевозчиком на основе пожеланий горожан. Учитывались и школьное расписание, и время открытия поликлиники — чтобы пожилые успели на прием в больницу, дети в школу. Обеденный перерыв и время окончания работы также нашли отражение в расписании.

Льготники имеют возможность оплачивать проезд с помощью социальных карт, для чего автобус оснащен терминалом. Для школьников были введены проездные билеты, тоже новшество для Южи. В них заложен принцип одной поездки в день . Родители получили значительную экономию семейного бюджета, приобретая месячный проездной за 250 рублей, который дешевле ежедневных поездок туда -обратно по 13-рублевым билетам. А если ребенку, живущему на краю города, кроме посещения школы, требуется еще побывать на тренировке или занятиях в школьном кружке? Тогда затраты на проездной выгоднее в разы. Не случайно уже и взрослые стали спрашивать «абонемент на месяц». Вводя эту услугу, организаторы думали и о безопасности детей, которые, пользуясь общественным транспортом, вряд ли побредут «не туда», да и наличных денег в руках не будет, когда соблазн купить чипсы на сэкономленные деньги велик.

Открытие  маршрута сопряжено с организационной работой многих структур — перевозчика, администрации, предприятия, занимающегося очисткой дорог и посадочных площадок (ООО «Комплекс-Сервис»). Установка дополнительных павильонов на новых остановках, подготовка подъездных путей — все это обязательные условия. Обращения жителей Старой Южи и прилегающих улиц, Новой деревни и д. Тарантаево придали уверенности властям, что рейсовый автобус в городе необходим. Впрочем, требуется, как минимум, еще один маршрут, в который вошли бы также Рабочие улицы. По словам П.Г. Зеленцова, многие спрашивают, когда появится маршрут №2 для жителей этого микрорайона. Звонили и из д. Нефёдово.

Моя поездка продолжается — проехав по центру, свернув на Арсеньевку (пока нет павильона в начале улицы, где автобус останавливается; но площадка аккуратно расчищена), повернув на Фрунзе (и здесь остановка), затем проезд Революции с очередной остановкой и вот — конечная. Автобус стоит десять минут, а дальше — новый круг. Во время поездки обращаю внимание на водительскую кабину, на которой вывешена исчерпывающая информация, вплоть до номеров телефонов организаторов рейса.

— Горожане, постоянно пользующиеся нашими услугами, знают, что нам можно доверять, — говорит П.Г. Зеленцов. — Нет таких проблем, в том числе, связанных с состоянием дорог, задержками из-за заправки  ГСМ, нарушениями трудовой дисциплины, которые могли бы повлиять на нарушение графика рейсов: мы связаны договором. У нас работают квалифицированные водители с большим стажем, вежливые кондукторы. В городском автобусе предусмотрен и бесплатный проезд — для ветеранов Великой Отечественной войны, сотрудников полиции (при исполнении служебных обязанностей), для детей до 6 лет. И на всех остановках в ближайшие дни мы установим таблички с расписанием рейсов, где будет указано примерное время подхода транспорта.

Н. КОСТРОВ

 

One Comment

Comments are closed.