Семья и школа Анастасии Михайловны Васильевой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама в школе была с утра до вечера, — говорит Валентина Алексеевна Демидова. — Будучи еще совсем маленькими, мы с сестрами даже думали, что у учителей не должно быть детей, так как педагоги жили школой, и нам представлялось, что мы — единственные дети, ставшие исключением из правил. Школа, подготовка к урокам, проверка тетрадей — казалось бы, на нас времени не должно было хватать. Но мы получили не меньше любви и тепла, чем получают неучительские дети.

Семья и школа — для Анастасии Михайловны Васильевой эти слова никогда не были пустым звуком. Выросшая в большой семье, вырастившая и воспитавшая трех дочерей — Галину, Валентину и Надежду, радующаяся успехам многочисленных внуков и правнуков, она всегда любила детей. Более двадцати пяти лет А.М. Васильева отдала педагогике, работая учителем химии, и ее уроки — не только химии, но и добра — до сих пор вспоминают многие ее ученики с признательностью, хотя после ухода на пенсию прошло уже тридцать пять лет. Самое интересное, существовала вероятность, что жизненный путь Анастасии Михайловны мог пройти мимо школы, если бы не настойчивость мужа.

Но обо всем по порядку. Настя родилась в Палехском районе в семье Михаила Васильевича и Евдокии Александровны Сорокиных. Она была самой старшей среди шестерых детей. Отец с возникновением в д. Соймицы колхоза вступил в него, передав лошадь и овец и работая с утра до ночи. И дети помогали колхозникам, например, пропалывая посевы льна. На старших, как водится, были заботы по ведению домашнего хозяйства, по воспитанию малышей — мама также была загружена колхозными делами. После коллективизации у семьи оставалась корова, главная кормилица. Огород, лес давали основное пропитание. Бочонки с различными соленьями всегда хранились в подполье. Все домашние дела выполнялись дружно.

И этим принципам семья Сорокиных не изменила, переехав в Южу, где отец работал сначала в райпотребсоюзе, затем перешел кладовщиком на хлебозавод.

Уже обосновавшись в Юже, Настя закончила школу и поступила в Шуйский учительский институт на естественно-географический факультет. Шел 1940-й год — девушка успела проучиться всего лишь один курс.

— Мы сдавали экзамены, когда пришла страшная весть о нападении Германии на Советский Союз, — рассказывает о пережитом Анастасия Михайловна. — Наш преподаватель — из военных — нам не поверил: как же так, между СССР и Германией заключен договор о ненападении. Чуть позже и он услышал по радио речь Молотова.

Продолжать учиться она уже не могла: отца взяли на фронт, дома дети, да и без стипендии, которую отменили, было бы невозможно учиться. С сожалением расставшись с учебой, Анастасия, которой только что исполнилось девятнадцать, пошла на хлебозавод — вместо отца кладовщиком. «Очень не хотелось идти на эту работу,  я не умела пользоваться ни счетами, ни весами, но грамотно научилась отпускать и принимать сырье», — делится она. На этом месте ей довелось проработать и всю войну, и послевоенные годы — всего восемь лет.

Здесь познакомилась с будущим мужем, Алексеем Ивановичем Васильевым: фронтовик, имеющий серьезные ранения, тоже работал на хлебозаводе. Родом из Ленинграда, в Юже жил с матерью и младшим братом Василием. Позже своим детям рассказывал о войне: «Сколько молодых парней погибло! Поэтому прошу — в память о них, погибших,  всегда оставайтесь порядочными людьми». Сам он, молодой и красивый, в 19 лет из-за ранений  стал инвалидом. Поженились в 1947 году.

Алексей, учившийся в культпросветучилище, убеждал жену продолжать учебу  в учительском институте — ведь она не имела образования, а он может получить направление на работу в другой город. Сам съездил к ректору, ее взяли без экзаменов, но вновь на первый курс, программа поменялась. Оставив трехлетнюю дочку на бабушек, она поехала получать образование. Для работы в школе достаточно было двух лет. Дипломы получили одновременно, они добились направлений в одно место — в Верхний Ландех, он — директором Дома культуры, она — учителем в школу.

В Южу вернулись через пять лет. У Анастасии Михайловны впереди была работа в Мугреево-Никольской школе, до которой приходилось добираться пешком, затем лаборантом в кабинете химии в школе №3 г. Южи. И  после ухода учителя химии на пенсию  заняла ее место. Теперь педагогика после семьи стала главным делом ее жизни. Позже директор школы №3 уговорила ее продолжить образование.

Рассказывая о школьной жизни 60-70-х годов, Анастасия Михайловна с особой теплотой вспоминает свой последний выпуск 1977 года: многие ученики этого класса не забывают о ней и поныне. Вот  и 22 сентября, в ее юбилейный, 90-й день рождения, к ней  в гости с цветами и подарками пришли делегаты от имени выпуска 35-летней давности.

На вопрос о методах педагогики она отвечает: «Я просто работала». За этими словами — любовь к детям, уважение к личности каждого из них.

— Многие помнят свою любимую учительницу, — подтверждает В.А. Демидова. — Я сама у нее обучалась химии: она удивительным образом обходилась без повышения голоса, без окриков, без оскорблений.

И хулиганы в школе были, как же без них, но учитель их, более предсказуемых, чем  современные «оторвы», «укрощала» с помощью всего мира — родителей и одноклассников. У педагога достаточно было помощников. Некоторые ученики пошли по стопам своего любимого учителя, поступая после школы в педагогический институт.

В школе А.М. Васильева проработала до 1977 года, до выхода на пенсию. Она рано потеряла мужа, умершего в 46 лет. И до сих пор южане, те, кто знали фотокорреспондента районной газеты «Светлый путь» Алексея Ивановича Васильева, помнят о нем, как о хорошем добром человеке, мастере своего дела.

И я счастлива своей семьей, — говорит Анастасия Михайловна. В свои 90 лет она ни дня не остается без поддержки семьи, в первую очередь, трех дочерей и шестерых внуков, хотя и не все из них живут в Юже. Все она знает и об успехах правнуков.

Несмотря на почтенный возраст, Анастасия Михайловна продолжает общаться с коллегами, периодически перезваниваясь и делясь новостями о своих родных с З.Д. Денисовой и И.М. Залетовой. И им, и всем коллегам, работающим и уже ушедшим на заслуженный  отдых, А.М. Васильева накануне профессионального праздника Дня учителя желает:

— Учительский труд очень напряженный — поэтому хочу пожелать здоровья и спокойствия, не нервничайте!

Н. КОСТРОВ