Сколько боли ты принес, Афганистан!

15 февраля 2013 года исполняется 25 лет со дня первого вывода советских войск из Республики Афганистан.

 

Ушло это время,

                     но след не истерся

Из памяти нашей живой,

Багровым рубцом он

            в судьбу нашу вросся,

Тот огненный свет фронтовой.

Ты, время, изгладить его

                                 не надейся.

Они, сложив головы в боях, стали нашей памятью, не проходящей болью в душе. Так же, как стали ими тысячи раненых и искалеченных войной молодых парней, чьи судьбы и в наше бурное время складываются непросто. Сегодня уже можно открыто говорить об ошибках истории, истинная цена которых хорошо известна. Чтобы не допускать подобных ошибок в будущем, мы никогда не должны забывать о прошлом.

Живут среди нас «афганцы». Они работают, растят детей, они чувствуют себя неуютно, пользуясь льготами, предъявляя  удостоверения. Они не любят надевать на модные пиджаки заслуженные боевые награды.

А по ночам им снится война. Им снятся каменистые ущелья и белое палящее солнце над острыми верхушками пирамидальных тополей. Им снятся лица друзей и врагов. И спускается, будто с небес, по склону горная пехота, и горят, горят автомобили.

За ежедневными заботами и хлопотами мы все реже вспоминаем погибших. Воевать в Афганистан наших ребят послал не какой-то определенный человек или группа людей, наделенных особой властью. Это с нашего молчаливого согласия принимаются решения в верхах. И где гарантия, что в будущем все это не повторится?

13 февраля 1989года корреспондент ТАСС передал из Кабула: «Сегодня последний советский солдат покинул афганскую столицу».

15 февраля 1989 года в Афганистане не осталось ни одного советского воина.

Каждый момент истории находит свое отражение на  страницах художественной литературы. Есть в истории нашей страны события, которые необъяснимы с точки зрения здравого смысла, неоправданны (потерей, жертвами, слишком большой ценой). Один из таких моментов нашей истории- война в Афганистане 1979—1989 гг.

Эта война во всей своей обнаженности представлена в произведении С. Алексиевич «Цинковые мальчики». Это документальная повесть. Сама автор определила жанр своего произведения как «жанр голосов». Повесть построена на дневниковых записях , воспоминаниях очевидцев, участников войны, их матерей, их родственников. Мы слышим голоса рядовых солдат, младших и старших офицеров, военных советников, медсестер, военврачей, служащих…

Вот как автор объясняет, почему она решила написать о закрытой теме, об Афганской войне. «Не думала, что еще буду писать о войне. Когда окончила „У войны не женское лицо“, долго не могла видеть, как от обыкновенного ушиба из носа ребенка идет кровь. Меня сводил с ума вой подбитой машиной кошки, отворачивалась от раздавленного дождевого червя. Мой запас боли был израсходован.И вдруг!

На автобусной станции офицер, рядом с ним худой мальчишка копал столовой вилкой в ящике с засохшим фикусом. Офицер сопровождал домой солдата, сошедшего с ума. Первый раз я увидела зрачки величиной с глаз. Может, с этого начался мой Афганистан? А может, еще раньше? Когда на кладбище молодая мать на коленях перед свежей могилой  кричала. Так кричат, наверное, только раненые звери.

Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, танцплощадка, музыка... — и бросали в ад, в грязь. 18-летних мальчиков, которым можно было внушить все. Это потом к ним придет „Хотел стать героем, а теперь не знаю, кого из меня сделали“. Прозрение придет, но не скоро и не ко всем.

О войне, которая оказалась в два раза длиннее Великой Отечественной войны, мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, не испугаться.

И тогда я взяла магнитофон и пошла к солдатским матерям, двадцатилетним вдовам, 19- летним калекам-пенсионерам». Здесь публикуются берущие за душу монологи, рассказы.

Горькой и беспощадной правде о реальных событиях и людях, которые отправились выполнять «интернациональный долг» и попали в кровавое месиво долгой и тяжелой Афганской войны, посвящены книги серии «Афган».В этой серии вышло уже много книг, разных авторов, разного сюжета, но всех их объединяет одно- все авторы  исключительно ветераны- афганцы, и не понаслышке знают об этой горькой странице нашей истории. Но романы, повести и рассказы, представленные в серии, не только исключительно правдивы, они еще и необыкновенно интересны и читаются на одном дыхании. Кроме того, обложки книг оформлены с использованием фотографий авторов. На них читатели могут узнать своих сослуживцев или увидеть знакомый пейзаж.

Олег Ермаков «Возвращение в Кандагар» (М., 2006)

Олег Ермаков — автор, нашедший свою тему во время прохождения срочной службы. И его «Афганские рассказы» (а это шесть текстов, вошедших и в данный сборник) потрясают. Это не рассказ о войне, это повествование о том, как война влияет на человека, о том, как страшно, когда сталкиваются человек и кровавая война (не случайно один из рассказов назвается «Марс и солдат»: Марс — бог кровавой войны). Потрясает здесь и то, что для прошедших эту войну, «которой не было», лейтмотивом всей жизни становится одиночество — тотальное, всепоглащающее. Это справедливо как для вернувшихся оттуда, так и для недождавшихся возвращения здесь, в мирной жизни(поразительны по силе влияния на читателя финальные строки рассказа «Занесенный снегом дом»).

Это тексты, которые стоит читать, в особенности молодому поколению, подчас чересчур циничному по отношению к окружающим.

В первой части повести автор показывает одну сторону войны — смерть. Показывает ее такой, как она есть. Нет там литературного трагизма и романтики. Автор не жалеет невоенного читателя, и начинает с того, что герой повести — Иван Костелянец — должен сопровождать гроб с нелепо и зря погибшим солдатом, практически не подготовленным к боевым действиям. Как и многие там, Костелянец и другие сопровождающие развозят груз-200 — гробы с погибшими — на их Родину. Это многодневный, страшный рейс по всему Советскому Союзу, с высадками в Ташкенте, Баку, Тбилиси, Моздоке, Астрахани… да, тогда это был еще Союз.

Но в этой повести нет кровавых описаний боев и боевых операций, госпиталей, ранений, нет подробностей солдатских будней. Есть смерть в первой части.И жизнь — во второй.

Через 8 лет Костелянец едет в деревню, где живет его боевой товарищ Никитин со своей большой семьей. И там, во второй части, будут описания размеренной деревенской жизни, полной нужных домашних хлопот и хозяйственных дел: покос, пчелы и прочее, прочее.

Но и тогда, когда парни в Афгане воевали и гибли, когда гибель была возможна каждую минуту, вся эта жизнь не прекращалась … и деревни, и покосы, и города, и праздники, и просто нормальная мирная рутинная жизнь. Она не прекращалась и ждала их обратно…

Вот так не совмещаются две реальности. Не совмещаются и у парней в сознании.

А у  автора повести они рядом: одна в первой части, другая — во второй. Четко разграниченные. Переплетающиеся, но несоединимые.

Другая книга «Знак зверя»(М.,2006)

В этой стране все воюет против тебя: солнце, горы, степи, бури, перевалы, снега, ущелья, пещеры, духи… Афган — это не преисподняя. Это ее порог. Один неверный шаг, и ты окажешься там, откуда нет возврата. И этот роковой шаг караулит тебя везде. Особенно, когда ты просто «сын» — молодой солдат, у которого много обязанностей и никаких прав. И до дембеля тебе не два года, а сотни, тысячи, миллионы лет… Рядовой Черепахин, Черепаха, Череп попал в самый легкий наряд — часовым на КПП. О таком «сыну» можно только мечтать. Но здесь и ночи воюют: как змеи, ждут момента, чтобы тебя ужалить. И уже палец сам жмет на курок, и длинная очередь пронзает кишащее смертью тело ночи… А наутро ты поймешь, что стрелял в вечность. Увидишь труп на дороге и застывшие навеки знакомые глаза. Это значит, что отныне ты навсегда останешься там. За порогом ада. И все будет повторяться вечно. Как проклятие Афгана…

Станислав Олейник «Без вести пропавшие» (М.,2008)

Группа подполковника Олега Юрченко направлена уничтожить караван моджахедов и захватить транспортируемый ими архив, в котором содержатся сведения о месте захоронения драгоценностей. Когда задание выполнено, группу вероломно истребляют по приказу начальника отдела стратегических операций Ивана Вяльцева, жаждущего завладеть сокровищами. Чудом уцелел лишь офицер Николай Волков. Ему удалось спрятать документы в горах и скрыться в Пакистане. Спустя некоторое время он объявляется во Франции. Казалось бы, жизнь Николая наладилась, но алчного Вяльцева не оставило желание отыскать беглеца и заполучить бесценный архив...

Николай Прокудин «Рядовой батальон» (М.,2006)

Помните пронзительное откровение Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»?Книга «Рейдовый батальон» не опровергает душевный восклик поэтессы; эта книга рассказывает о войне в Афганистане страшно, о войне, которую не хочется вспоминать, о войне, похожей на кошмарный сон, на дурную примету, на чужой, неземной мир, находящийся за гранью разума, доброты и веры.

Но все это было, было — независимо от того, согласится ли наше сердце принять столь горькую и беспощадную правду... поэтому автор имеет возможность изобразить войну такой, какой ее увидел молодой пехотный лейтенант, без прикрас и ложного героизма. Главные герои книги — это те, кто жарился под палящим беспощадным солнцем и промерзал до костей на снегу; те, кто месил сапогами грязь и песок по пыльным дорогам и полз по-пластунски, сбивая в кровь руки и ноги о камни; те, кто оросил своим потом все горные вершины хребтов Гиндукуша и бескрайнюю пустыню.

Эта книга посвящается самым обыкновенным офицерам, прапорщикам, сержантам и солдатам, людям, воевавшим не по картам и схемам в тиши уютных кабинетов, а на передовой в любую погоду и в любое время дня и ночи. Многие из них погибли или стали инвалидами, кто-то умер уже после войны от ран и болезней, тяжелого наследства прошлых сражений.

Книга "Экипаж «Черного тюльпана», Александр Соколов, Олег Буркин (М., 2008)

Авторы этой книги Александр Соколов и Олег Буркин не понаслышке знают армейскую кухню. Александр Соколов прошел Афган, из Вооруженных Сил уволился в звании подполковника, является обладателем ордена Красной звезды. Олег Буркин также отдал армии немало — целых десять лет жизни он был секретарем дивизионной многотиражки, а также работал корреспондентом газеты военного округа «Фрунзевец».

Убитых возвращали на родину самолетами, которые получили название «Черный тюльпан».

Одному деревообрабатывающему предприятию в Ташкенте было поручено вместо табуреток и солдатских кушеток делать гробы. Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро под названием «Чёрный тюльпан».

Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту это название «Чёрный тюльпан». С тех пор это название «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы или груз 200.

Эта книга — правдивое, захватывающее и сильное повествование о жизни военных летчиков, героев, которые никогда не погибают, которые иногда просто не возвращаются, растворяясь в пепельном небе.  Не верьте тем, кто пишет в книжках, что за минуту до гибели перед героем проносится вся его жизнь. Нет ничего, кроме безмерного удивления: «Это все со мной?» И тело за мгновение до удара превращается в твердый камень, умеющий кричать молча. Вот таким героям, летчикам «черного тюльпана» и посвящен роман.

Необстрелянный солдат на войне — загадка. Никто, даже он сам, не может предугадать, как поведет себя под пулями. А необстрелянный офицер — это загадка вдвойне. Как он проявит себя в первом бою? Хватит ли воли, храбрости и самообладания? Эти мысли не дают покоя старшему лейтенанту Андрею Ласточкину, попавшему в огненное пекло Афгана. Он не знает, что будет завтра. Пока перед ним полная неизвестность и взвод восемнадцатилетних салажат. И одна команда — «вперед»...  Вот об этом книга  Владимира Коротких «Черная заря»(М.,2008)

Сергей Скрипаль,Геннадий Рытченко,Сергей Скрыпник «Горная база»(М.,2007)

К началу войны в Афганистане пакистанская наркомафия стала крупнейшим региональным производителем героина, и в городе Читраль создается сеть лабораторий по производству высококачественного наркотика. Инфраструктура наркобизнеса заложена на стыке Афганистана и Пакистана, а новый маршрут ориентирован на административные центры Урала, Поволжья,Сибири и Дальнего Востока. Разведчики ГРУ разработали операцию по установлению контроля над перевалочной базой,и армейские бригады и батальоны насмерть встали на пути убийственного наркотрафика.

Все эти произведения, объединенные в одном емком слове «Афган», читаются на одном дыхании, потому что в них нет вымысла, здесь ярко и жестоко запечатлена вся правда об Афганской войне- этой горькой страшной странице истории. Каждая строка повествования выстрадана. И мы никогда не должны забывать об этой странице нашей истории.

С годами забываются бои,

Спокойней снятся —

                       словно нет войны,

Становится привычной

                                         седина.

Которую тебе дала война.

С годами возвращаешься

                                         на круг,

Где враг условен,

                 где бессмертен друг,

Где, только оглянувшись

                                     на восток,

Вдруг видишь,

                 как пылает небосвод.

С годами вновь

                 становишься собой —

Тем парнем с довоенною

                                       судьбой,

Которому достанутся сполна

Бессонница, потеря, седина.

Им бы звезды — не на погоны,

Не  на могилы, не на грудь.

Им бы звезды неба родного,

Да здоровье,

                       да жизнь вернуть!

Им бы услышать,

                            пусть и поздно,

Кто же все-таки виноват

В том, что влезли амбициозно

И остались тогда воевать?

Нет, не трусили — погибали,

Множа мужество,

                             славу, честь...

Прочитать эти книги вы можете в межпоселенческой центральной библиотеке. Читайте! Только читающему открывается истина!

С. Катошина, ведущий библиограф МКУК МЦБ,

О. Шаронова, зав.читальным залом МЦБ