«А жить хотелось всем…»

«А жить хотелось всем...»
Л.И. Шибанова

  54 года — таков трудовой стаж Шибановой Лидии Ивановны. И в военные годы, и в мирное время она была медицинской сестрой. И двадцать лет спустя, как она ушла на заслуженный отдых, ее бывшие коллеги говорят о ней с теплотой и уважением.

Процедурная медсестра родильного отделения Южской больницы, у которой за плечами долгие четыре года работы в военном госпитале, вместе с которым дошла до Германии, и спасенные жизни советских солдат.

Хотя и зрение, и слух подводят ветерана, Лидия Ивановна продолжает оставаться интереснейшим собеседником, в чем я убедился, побывав у нее в гостях накануне Дня Победы. У нее найдется свое мнение о сегодняшнем дне, о современном состоянии здравоохранения, образования, экономики Южского района. Она внимательно читает газеты, особенно «Светлый путь» — без местных новостей сложно. Лидия Ивановна не только рассказывает о себе и своей жизни, о работе, ей интересен и гость.

Заядлая огородница, ветеран и в этот сезон вряд ли забросит свое любимое дело, да и «доктор Петухов посоветовал больше двигаться — полезно в моем возрасте, правда, удивился, узнав, что я сама до сих пор сажаю картофель».

А родилась Лидия в большой крестьянской семье в деревне Гавришево, что в двух километрах за Холуем. Трое  братьев и пять сестер было у Лиды. (Самой ей Бог не дал детей). Ей было двадцать, когда началась война…

— Еще в 1939 году я закончила курсы медсестер. Началась война, и уже на восьмой день нас, медицинских сестер, мобилизовали, — рассказывает Лидия Ивановна. — Был солнечный день, у военкомата, куда пришли, народу тьма. Столы, за которыми оформляли документы, стояли прямо на улице. Из Южи было призвано восемь медсестер. Провожающих собралось очень много. Поехали в грузовой машине. Мы оказались прикреплены к шуйскому госпиталю №1895, расположившемуся в здании школы для глухонемых.

У нас было очень много раненых, особенно когда шли бои за Москву. К нам, в основном, поступали легкораненые. Тех же, кому требовалось более длительное лечение, отправляли дальше в тыл — на санитарных поездах. В числе сопровождающих медсестер была и наша южанка З.М. Кузовкина, которой уже нет в живых.

В Шуе этот госпиталь располагался до боев под Курском. Тогда был получен приказ передислоцироваться. Немцы стали отступать, поэтому в самом Курске госпиталь, где трудилась Лидия Ивановна, свою работу не развернул, хотя несколько школ под медицинское учреждение подготовили.

— Мы двинулись на запад вслед за фронтом. Остановиться должны были в Проскурове, городе в Западной Украине, — вспоминает ветеран. — Но по пути наш эшелон попал под бомбежку: немец старался уничтожить важные железнодорожные узлы. Хотя нас и прятали — поезд ставили ближе к лесу, мы не избежали потерь: восьмерых ранило, одного офицера убило. В Проскуров мы прибыли, когда его только что освободили: было много пепла, дыма.

Лидия Ивановна с удовольствием вспоминает богатые украинские базары, на которых можно было, казалось, приобрести почти все: фрукты, овощи, мясо, птицу, мед различных сортов. От этого изобилия ивановские девушки давно отвыкли за время военного лихолетья. Хотя питание у них было достаточно сносным и регулярным, медработники в военном госпитале не голодали, они покупали некоторые лакомства, тратя на них скромные жалованья.

Молодая девушка из Южи всю войну трудилась медицинской сестрой, сначала палатной, потом операционной. Занималась больными с инфицированными  ранами, с гангреной конечностей. Многие умирали именно от инфекций. «Ведь в войну-то медикаменты какие были? Стрептоцид и сульфидин, — сокрушается Л.И. Шибанова. — Операцию сделают и засыплют одним из этих средств. Правда, и у немцев не лучше были лекарства. Это я знаю по поступающим к нам трофеям. А жить всем хотелось…»

До сих пор в ее памяти живет молодой боец, лежавший с ранением мягких тканей бедра. Рана оказалась коварной, инфицированной. Казалось бы, молодость должна сделать дело, но ампутации ноги парень не избежал. И даже так инфекцию не побороли. Молодой солдатик, так мечтавший вернуться домой к маме, пусть даже с одной ногой, не выжил.

Бомбежки в Проскурове были частыми, особенно в первое время. По ночам частенько приходилось скрываться в убежищах-«щелях» и потом, не выспавшись, бежать на дежурства. Однажды сильно досталось от немецкой авиации расположенной в семи километрах от города большой железнодорожной станции Жмеринка, через которую шли составы с пополнением на фронт. После той бомбежки госпиталь был переполнен ранеными. В большом спортивном зале ступить было некуда. Операции, обработка ран, переливания крови (ее запасов всегда хватало), борьба с инфекцией — медперсонал госпиталя, которым руководила опытнейший хирург Полозова, работал без сна и отдыха. Многих спасли, хоть и не всех.

Госпиталь и дальше двигался вслед за наступавшими советскими войсками: Украина, Польша, Германия. В немецком городе Зарау медперсонал пробыл до самого конца войны. Здесь встретили день победы: «радости не было предела, и плакали, и смеялись».

Среди множества наград две являются гордостью Лидии Ивановны. С войны старшина медицинской службы вернулась с медалью «За победу над Германией». Несколько позднее медсестре был вручен орден Отечественной войны I степени.

Сейчас Лидия Ивановна живет одна. И благодарит всех соседей по дому №2 и улице Механизаторов за помощь и поддержку.

— Поздравляю всех жителей Южского района с праздником Победы, который и сейчас продолжает оставаться — со слезами на глазах, — говорит Л.И. Шибанова.

Н. КОСТРОВ