В мае нашему скромному земляку, участнику Великой Отечественной войны Николаю Семеновичу Тихомирову исполнилось 90 лет.
Н.С. Тихомиров родом из деревни Пашки Груздевского сельсовета. Закончив семилетнюю Груздевскую школу в 1939 году, Николай поступил на курсы трактористов в г. Юже. А в 1947-м году его послали в школу механизации в г. Суздаль. По окончании школы он был назначен бригадиром Груздевской тракторной бригады.
Пришел 1941 год. Мужчины и женщины уходили на фронт, а Н.С. Тихомиров продолжал работать в тылу. Директор МТС не хотел отпускать молодого, но умелого тракториста — хлеб ведь кому-то надо было растить! И только в 1942 году, получив четвертую повестку, Николай уговорил директора отпустить его. Это было 23 марта.
Он мечтал быть танкистом, но его направили в пехотное училище. После четырех месяцев учебы (вместо шести положеных) курсантов собрали по боевой тревоге и объявили: фронту необходимо срочное подкрепление. Их отправили на Волховский фронт в 944-й стрелковый полк под поселок Синявино.
Первое боевое крещение молодые бойцы приняли за несколько километров до передовой. Словно коршуны, налетели немецкие самолеты, бросили штук десять бомб, одну за другой. Все кинулись врассыпную.
— Помню, — рассказывает Н.С. Тихомиров, — я перепрыгнул через канаву к кустам, стараясь прежде всего спрятать лицо — сам не знаю почему. Потом, после налета, немного придя в себя, мы подсчитали наши первые потери. Были и раненые, и погибшие.
Под Синявином заняли оборону. Пришлось располагаться прямо в болоте — на суше были немцы. Николай в звании старшего сержанта командовал взводом. Первую атаку отбили и даже потеснили вражеские позиции, выбравшись на твердую почву. А в следующую атаку вновь отступили в болото. И так в течение двух недель.
Здесь Н.С. Тихомиров получил первое ранение — в ногу, была раздроблена кость, одолевала жуткая боль. Долго лежал в госпитале, а после выписки его отправили в танковое училище под Ульяновск. Вот и сбылась мечта!
Николай Семенович был зачислен в подразделение механиков-водителей. После учебы он попал в 51-ю отдельную танковую бригаду, в составе которой участвовал в боях на Курской дуге.
— Там творилось что-то ужасное, — вспоминает ветеран, — в небе было черно от атакующих самолетов. Был слышен непрерывный гул и скрежет металла.
Казалось, весь мир содрогался под взрывами бомб и снарядов. Николай Семенович помнит, как однажды сообщили, что за один день в боях на Курской дуге было сбито 164 вражеских самолета.
А сколько погибло солдат в этом кровавом кошмаре! Н.С. Тихомирову повезло: он пережил Курскую дугу.
Потом были бои под Варшавой. Затем — в марте 1944 года — переправа через реку Одер по наплавному мосту, оборона на небольшом плацдарме возле города Лебус в течение двух недель… Лебус весь был разбит. Чудом уцелело одно единственное здание, в котором русские солдаты обнаружили пианино.
Наступление началось 14 апреля в три часа ночи. В то время Н.С. Тихомиров болел малярией. Но, узнав о грядущей операции, он, не слушая доводы врача, покинул санчасть.
На плацдарме заранее было установлено около трехсот прожекторов. Неожиданно для немцев они ярко загорелись, стало светло, как днем. Фашисты во время этого наступления не смогли удержаться на занятых позициях и отступили.
В этом бою Николай Семенович получил второе ранение. Он наехал гусеницами танка на вражескую пушку и раздавил ее. Но поблизости оказался немецкий фугас, который взорвался под танком. Радист и заряжающий погибли, а Николаю Семеновичу обожгло лицо (вот оно и случилось — то, чего интуитивно боялся в далеком 42-м). Ничего не видя, наощупь, он выбрался из разбитого танка…
За героическое участие в боях в районе западного берега реки Одер Н.С. Тихомирову вручили орден Отечественной войны II степени. Кроме этого, он награжден медалями «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Н.С. Тихомиров демобилизовался 23 марта 1947 года в звании старшины, — ровно пять лет, день в день, он был в рядах Вооруженных Сил. Ровно пять лет жизни было отдано им за право жить в свободной стране.
В октябре 1947 года Николай женился на южской девушке — Лидии… В прошлом году, в октябре, супруги Николай Семенович и Лидия Александровна Тихомировы отметили 65 лет семейной жизни, прожитые под мирным небом!
Они знали друг друга еще до войны. Николай работал в д. Легково трактористом, а у Лиды там жили родственники, которых она часто навещала. Годы войны — суровые и голодные — девушка провела в Юже, на 2-й Рабочей улице. Она помнит, как однажды немецкий самолет сбросил на город бомбу, которая упала в прогоне, между 2-й и 3-й Робочими улицами. Одна из ее соседок была ранена, а женщину, оказавшуюся в это время в прогоне, убило…
В 1947 году молодые люди встретились на танцах. И больше уже не расставались. Первое время жили в деревне, недалеко от Груздева, где работал Николай, потом переехали в Южу, построили дом на улице Калинина, где живут и сейчас, вырастили детей. Все — своими силами, кропотливым трудом. Николай Семенович работал в лесхозе, на брикетном заводе, Лидия Александровна — на прядильно-ткацкой фабрике, на почте. Всегда держали домашних животных, обихаживали огород. С соседями не ссорились, дружны с ними и сейчас.
Уже выросли внуки, есть правнуки. В июне ожидают появление на свет еще одного… Одна из внучек Тихомировых, Эльвира, живет с семьей в США. У нее подрастает сынишка Николас — американский правнучек Тихомировых. Эльвира со своей семьей не раз навещала южскую родню.
К родителям частенько заходит дочь Галина, помогает в делах, заглядывают внуки. С гордостью за родного деда они показали мне выписку из старых архивных документов, найденную в интернете. «Товарищ Тихомиров, — написано в ней, — участвуя в прорыве сильно укрепленной обороны противника в районе западного берега реки Одер, как механик-водитель танка Т-34, показал себя смелым, решительным в боях за овладение станции Шенфлис, гусеницами танка подавил: 2 ПТР, 1 ПТО, 1 пушку, 2 дзота, 3 истребителя с патронами фауст и до 10 гитлеровцев, а в составе экипажа уничтожено: 2 пушки, 4 миномета, 3 пулеметных точки, 5 истребителей с патронами фауст, 20 гитлеровцев».
Таким дедом нельзя не гордиться!
С. АРШИНА