У каждого человека своя судьба. Порой не замечаешь, как за чередой событий, плохих или хороших, пробегает жизнь. Передо мной седовласая женщина – Алевтина Александровна Некрасова: труженица тыла, ветеран труда. Она рассказывает о своей жизни, а я удивляюсь, как это так – в свои 95 лет она описывает детально события, которые происходили более восьмидесяти лет назад. Да и самой ей не верится, что так быстро пролетели годы.
Наша встреча с Алевтиной Александровной прошла в ее квартире на улице Советская, где она живет много лет. Девять лет назад, после неудачного падения пожилая женщина не встает. Но несмотря на это она смогла сохранить интерес к жизни, ясность ума. Всю жизнь прожила в Юже, здесь все связано с воспоминаниями о семье, детстве, школе.
Родилась Алевтина в 1921 году, через два года на свет появился ее брат Николай. На тот момент семья Карпышевых проживала в селе Холуй, но после рождения детей семья переехала жить в Южу. Отец, Александр Иванович, посвятил себя службе районному отделению связи, мама, Ольга Алексеевна, была профессиональной швеей. Проживала вместе с ними бабушка Алевтины, Елизавета Алексеевна, которая помогала семье, чем могла. И все бы хорошо, если бы не Великая Отечественная война, которая в жизнь каждого из них внесла свои коррективы…
Алевтина окончила школу с отличием. Школьные годы и учителей она вспоминает с особенной теплотой:
– Наши учителя учили нас жизни, преодолевать трудности и поддерживали в трудную минуту, дали нам огромные знания, – признается она. – Раньше не вручали золотых медалей, поэтому отличники пользовались правом поступать в институт без вступительных экзаменов два года после окончания учебного заведения.
В знак подтверждения Алевтина Александровна просит социального работника Галину Викторовну, (именно она на протяжении семи лет является для пенсионерки главной помощницей), показать свой потрепанный пожелтевший от времени аттестат.
В 1938 году Алевтина поступила в Ленинградский университет на биологический факультет, но, проучившись всего месяц, девушка тяжело заболела, и ей пришлось расстаться с университетом и уехать из Ленинграда в родной город. Алевтина начала работать в школе ФЗУ, год преподавала русский язык и литературу. Затем решила продолжить обучение. Выбрав учебное заведение ближе к родным, она стала студенткой кредитного факультета Московского кредитно-экономического института Госбанка СССР. Но и здесь Алевтине было не суждено получить престижное образование.
На втором курсе она познакомилась со своим будущим мужем А.Ш. Хакимовым, аспирантом этого же института. После свадьбы счастье молодоженов оказалось недолгим.
– Мой муж был старше меня на 13 лет,вместе мы были всего восемь месяцев, – рассказывает Алевтина Александровна. После успешной защиты диссертации ему было присвоено звание кандидата экономических наук. Его сразу пригласили работать в Московский Госбанк. Долго работать ему не пришлось, на дворе шел 1941 год. 21 июня этого же года муж посадил меня на поезд и отправил домой, где я должна была родить нашего первенца и после этого вернуться продолжить учебу в институте. Но нашим планам не суждено было сбыться. На следующий день началась Великая Отечественная война. В июле я родила сына Александра, который так и не узнал своего отца. В августе 41-го мужа призвали на фронт, мне удалось съездить в Москву попрощаться с ним, как оказалось, навсегда…
Пришлось Алевтине хлебнуть военного лихолетья. Война отняла и брата Николая, он погиб в возрасте восемнадцати лет. В декабре 41-го умерла от воспаления легких ее мама, Ольга Алексеевна, в январе 42-го был убит муж. Алевтина осталась одна на руках с грудным ребенком. Ее отец был на фронте. На помощь пришла бабушка Елизавета Алексеевна.
– В войну я работала в школе ФЗУ, потом в плановом отделе Южской прядильно-ткацкой фабрики, – вспоминает Алевтина Александровна, – было тяжело, голодно. Помню, осталась после смерти мамы ее швейная машинка, которую пришлось обменять на продукты. Еще получала паек на ребенка, немного хлеба. Так и жили.
Алевтина Александровна вспоминает, какой чудесной портнихой была ее мама:
– Так сложилось, что искусству шитья мама обучалась семь лет в Москве, где учителями были, в том числе, и французские модельеры. Находясь в Москве, она даже сшила платье первой жене русского оперного певца Ф.И. Шаляпина, – с гордостью говорит она. – Вернувшись домой, мама продолжала шить, и заказов у нее было всегда много.
После войны вернулся отец Алевтины. Он женился на вдове, у которой было двое детей. В этом браке появился на свет брат Алевтины. Последний раз Алевтина Александровна виделась с ним на своем юбилее, когда ей исполнилось 90 лет. Сейчас связь сестры с братом утеряна.
В 1944 году Алевтина вновь решает повторить попытку восстановиться в институте. Ее зачисляют на 3-й курс, но снова обстоятельства вынуждают Алевтину оставить свои планы.
Личная жизнь Алевтины Александровны так и не сложилась. Второй брак оказался недолгим и женского счастья ей не принес.
Алевтина Александровна унаследовала от матери умение шить. Принимала заказы, работала на дому. Затем она устроилась работать в школу учителем домоводства и на протяжении двадцати лет преподавала азы рукоделия. После завершения учебной деятельности в районном Доме культуры вела для работников фабрики кружок “Кройки и шитья”.
Пришлось Алевтине Александровне пережить и смерть единственного сына. Поддержкой для пенсионерки остался ее внук Виктор, есть и правнуки.
– Очень хочу поблагодарить свою помощницу Галину Викторовну Осокину, – говорит Алевтина Александровна, – каждое утро жду ее прихода, она добрый, порядочный человек.
Несмотря на свой преклонный возраст, она с интересом следит за новостями по телевизору. Вот только зрение стало подводить. Есть и любимые телевизионные передачи, которые старается не пропускать.
Жизнь пролетает, как одно мгновение, и все мы храним в душе те моменты, которые особенно дороги каждому из нас. Так и у этой женщины: все, что для нее сегодня имеет ценность – это воспоминания, которым и Алевтина Александровна с нами поделилась.
Разговаривая с этой приятной женщиной, чувствуешь её тонкий ум, интеллигентность, доброту, большую заботу о близких ей людях.
На прощание А.А. Некрасова прочитала отрывки стихов ее любимых поэтов – классиков А.Пушкина, М. Лермонтова и С. Есенина, а мы, словно на уроке, замерли и слушали:
«…Чтоб только слышать
ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об
одном…»
и понимали – как хорошо, что есть среди нас такие замечательные, жизнелюбивые люди, способные всю жизнь творить добро.
М. Колмыкова