Единственная в городе ООО «Жилищная управляющая компания» (ЖУК) нынешним летом сделала большой шаг вперед по части приобщения собственников жилья к управлению своими многоквартирными домами.
В большинстве из них проведены собрания жителей. К слову, собрания состоялись бы на полгода раньше, если бы повышение тарифов на услуги ЖКХ произошло не 1 июля, а как обычно — в начале года.
В начале
был тариф
На собраниях были избраны председатели советов домов и утверждены тарифы на содержание и ремонт жилья. Отметим, что, в отличие от данной услуги, тарифы на отопление, водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение утверждаются региональной службой по тарифам. Если с этими коммунальными услугами все более-менее ясно, то строчка в платежках «содержание и текущий ремонт» с недавних пор действует как красная тряпка на быка: суммы, вроде, заметные, но куда расходуются средства — непонятно. И чем выше износ многоквартирных домов, тем больше беспокойства у жителей, которые считают, что результаты работы управляющей компании не особо видны.
Стоит напомнить: Жилищный кодекс был принят в 2005 году, а два года спустя произошла реорганизация ЖКХ с разделением бывшего МУП ЖКХ на пять отдельных коммунальных предприятий, словом, менялась сама система управления жильем. При этом, несмотря на задолженность населения за услуги, требовалось в прежнем, безаварийном и стабильном режиме обеспечивать жилищный фонд всеми ресурсами жизнеобеспечения домового хозяйства. За счет чего это удавалось, тогда жители не вникали.
Зато теперь могут договориваться с подрядчиками даже о том, откуда начинать ремонт подъездов — да хоть с середины дома, если в этом есть какой-то практический смысл.
Права есть.
Что дальше?
Действительно, с принятием Жилищного кодекса у собственников жилья появилось больше прав, вопрос — как они их реализуют. В процесс жилищного самоуправления жители многоквартирных домов включались с разной степенью активности. Поначалу мало было и добровольцев, готовых, а главное, способных принять на свои плечи ответственность за содержание дома: готовить документы, проводить собрания, договариваться с ЖУКом и подрядчиками. Да и рядовые собственники жилья, будучи плохо знакомы с законодательством, чаще занимали удобную одностороннюю позицию: «Я плачу за услуги, так вынь и положь».
Но активисты с хозяйским подходом к проблемам содержания и обслуживания дома нашлись. Наиболее толковых, энергичных жители и выбрали в председатели советов многоквартирных домов в надежде, что они-то уж наверняка защитят интересы жителей и не дадут уйти «копейке» налево.
Надо сказать, что отчеты, которые стал представлять ЖУК, устроили не всех. Кто-то начал обращаться во все структуры власти, включая надзорные органы и суды. Кто-то, заняв и вовсе жесткую позицию, всерьез задумался о создании конкурирующей управляющей организации, что можно только приветствовать.
Собрания, по словам руководителя ООО «Жилищная управляющая компания» А.Ю. Солоденова, проходили бурно. Отчасти из-за того, что не все собственники представляли, как действует новая система обслуживания домов и какова их роль во всем этом. А суть в том, что теперь все накопленные на счету дома средства по статье «содержание и текущий ремонт» расходуются исключительно на работы по улучшению состояния данного дома. До недавнего времени собранные со всех домов средства направлялись на самые проблемные участки жилого фонда. Понятно, что домам покрепче от общего пирога доставались крохи, хоть понятие «покрепче» тоже условно.
В настоящее время в управлении ЖУКа находится 170 домов. Самые «молодые» из них, то есть двадцатилетней давности застройки — на ул. Серова, №№ 14, 16, 18. А есть и такие, что построены до революции — по улице Советской, Куйбышева, по Советскому проезду. Поддерживать в удовлетворительном состоянии столь изношенное домовое хозяйство — дело очень затратное. Какие-то проблемы удалось решить благодаря 185-му Закону о Фонде поддержки реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Хотя собрания прошли не везде и не во всех домах, избраны председатели советов, руководство жилищной компании возлагает на них большие надежды как способ обрести взаимопонимание.
По решению
совета дома
Теперь именно совет дома вправе решать, как распорядиться имеющимися средствами на содержание и ремонт. Собственники сами могут определить, на какие первоочередные нужды направить эти средства, сами выбирают подрядчика и сами участвуют в приемке работы. Примеры успешного сотрудничества между ЖУКом и жителями, конечно, есть. Вот лишь несколько адресов — Советский пр., 1, ул. Речная, 9, Стандартные, 24, Механизаторов, 10, Советская, 16, где благодаря заботам председателей советов и заинтересованности собственников поэтапно начинают решаться накопившиеся проблемы. Приводятся в порядок крыши, идёт замена изношенных труб в системах водоснабжения и отопления, своевременно устраняются аварийные ситуации.
Преимущества накопительной системы по статье «капитальный ремонт» начинают по достоинству оценивать даже жители неблагоустроенных домов по ул. Стандартные дома, Куйбышева, Текстильщиков. Правда, средства там собираются небольшие, а вложения зачастую нужны серьезные — на ремонт крыш, фундаментов, электропроводки.
Технически в ООО «Стройсистемы» — основной организации, занимающейся ремонтами — готовы к обслуживанию многоквартирных домов. В составе организации трудятся аттестованные работники всех профилей ремонтно-строительных специальностей. За исключением разве что специалистов с альпинистской подготовкой, которые требуются, например, при ремонте шовных соединений в панельных домах.
И все же мнения по поводу стиля работы управляющей компании порой высказываются нелицеприятные, звучат и обоснованные претензии.
Неудобные
вопросы
На каком основании, пытаются понять жители, они должны оплачивать осмотр чердачных помещений, если ключи от них никто ни разу и не спрашивал? Почему управляющая компания не отвечает собственникам в установленные сроки на запросы о расходах по смете и финансовых остатках на счету дома? Почему никто не несет ответственности за крыши, пробитые при очистке от снега? Почему сроки проведения работ намечаются одни, приступают к ремонту много позже? Не мелочь, убеждены жители, и когда со всех домов набегает кругленькая сумма на содержание дежурных электриков.
Нам не все равно, говорят собственники жилья, как надежно будут служить все системы жизнеобеспечения, и хотят, чтобы все вопросы решались мирным и законным путем. Они убеждены, что не может быть оплаты за те услуги, которые не предоставлены жителям, даже если они «красиво» включены в сметы и планы.
Но вопросов, считают в администрации ЖУКа, было бы меньше, если бы собственники занимали позицию не только потребителя, но и настоящего хозяина, заинтересованно шли навстречу.
Хотите отчета по финансам — приходите, пожалуйста: переписку вести некогда и накладно — если не за месяц, то за квартал или полугодие данные будут предоставлены. Не выполнены работы? Значит, есть причины. Например, из-за погодных условий. Однако, если что-то запланировано и на это есть в доме средства, то все будет сделано. Тем более, что расход средств по капитальному ремонту не ограничивается рамками календарного года и они могут быть освоены в следующем.
Для чего вообще проводились собрания? В частности, для того, чтобы разъяснить действующие Правила и нормы содержания жилого фонда. А ими предусмотрено обязательное проведение обходов и осмотров жилья с целью выявления неисправностей инженерных коммуникаций, конструктивных элементов зданий и т.д. и последующим составлением дефектной ведомости. На собраниях обсуждались и предложения ЖУКа по устранению неисправностей, стоимости тех или иных работ.
По словам руководителя управляющей компании, чаще всего они озвучивают свои предложения на собраниях, в которых участвуют… единицы из числа собственников жилья. Разве ЖУК виноват при этом, что остальные оказываются «не в курсе» или получают информацию в искаженном виде? Надо признать, в работе ООО «Стройсистемы» случаются недочеты, но они устраняются, если, конечно, вина строителей доказана.
Да, нынче в сфере жилищно-коммунального хозяйства за калькуляторы берутся все, потому что хотят знать — за что они платят. Жители готовы платить, но за услуги не виртуальные, а отрегулированные по их содержанию и стоимости, а главное — качественные.
Л. ИВАНОВА