14 сентября. Семён Летопроводец. Церковное Новолетие
Завершался сев озимых хлебов. Идет бабье лето. Бегают девки мух хоронить. Разроют землю, завернут мух в лист жухлый и, засыпая землей, поют-причитают. На осенины обзаводились новым огнем. Вытирали огонь то из дерева, то высекали из камня. Ждали заветной искры живой. С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям.
Начало индикта – церковное Новолетие
Официально Церковь празднует Новолетие 14-го сентября.
Издревле на Руси Новый Год праздновали 1-го сентября (по старому стилю). Это то время, когда собранный урожай уже лежит в закромах и пришла пора думать об урожае следующего года. По народным поверьям в это время небо подходит особо близко к земле и мысли, думы человека уходят в небесные дали, чтобы потом вернуться, воплотившись в конкретные дела. Нужно вспомнить, как был прожит прошедший год, какими событиями он был отмечен. Можно исправить ошибки, мысленно вернувшись в прошлое и грамотно организовать будущее. Человек – Дитя Земли и Неба и в эти дни он может особо полно ощутить себя частью Великой Вселенной, почувствовать свою причастность к Миростроительству, осознать свою созданность по образу и подобию Божьему со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Вечером люди собираются на благостном месте, часто называемом Красной Горкой, водят хоровод вокруг общего большого костра. Грамотными движениями взаимодействуют с окружающей средой, вписывая себя в пространства и единяя времена. Коллективный дух-разум людей может сделать то, что не под силу одному человеку: управлять погодой, защитить от болезней и стихийных бедствий, создать условия для хорошего урожая года грядущего.
В день начала новолетия государи наши являлись перед народом. Патриарх в присутствии царя совершал чин провождения лету, или начало индикта, еже есть новое лето.
По окончании утренней службы патриарх становился перед церковными вратами на восток, где совершалось молитвословие, “во еже благословити венец лета благостию Своею”. Далее совершалось молебствие с водосвятием, в заключение сего Патриарх приветствовал царя речью, в которой желал Царю и всем его верноподданным Благословения Божия, здравия и благоденствия. Царь же приветствовал народ милостивым Словом, на что народ отвечал: “Здравствуй, здоровъ буди на многия лета надёжа-Государь”. Бедным и нищим раздавалась царская милостыня. Этот день был также днём судных сроков, когда возвращались долги и отчитывались за взятые на себя обязательства.