Мардарий, Дарий, Евстрат: так этот день называли в старину.
В этот день по народным поверьям по небу летали ведьмы. Они поднимали снежные вихри и пытались спрятать от каждого божьего человека солнечный свет, чтобы продлить царство ночи, противное людям.
Колдуньи устраивали посиделки, на которых решали, как лишить людей тепла и света. 26 декабря надо было поберечься. Нельзя было ругаться, а то ведьмы набросятся и утащат с собой. Веник на крыльце не оставляли, не то пропадет. В сани не впрягали белую лошадь, чтобы в дом покойника не ввезти.
От знахарок колдуньи отличались злым нравом. Народное воображение рисовало их как старых, иногда толстых баб с седыми растрепанными волосами, синими носами и длинными костлявыми руками.
Ведьма, реальная женщина, умела оборачиваться кошкой, безрогой коровой, кобылой, собакой, змеей, сорокой, белой курицей. Могла стать и неодушевленным предметом – клубком, иглой, катящейся бочкой, мешком, копной сена. По народным поверьям у каждой было по 12 обликов. Обычно они появлялись в сумерках, ночью или перед самым рассветом.
Ворожея покидала свое жилище птицей, клубом дыма или вихрем. Поэтому по поведению дыма в селении можно было судить о наличии ведьмы. Первый дым из трубы ее жилища никогда не выходил тихо и спокойно, всегда вертелся клубами во все стороны и крутился, какая бы погода не стояла на дворе.
Считалось, что эти чертовки умеют летать не только на метле, но и на лугошке, хлебной лопате и другой хозяйственной утвари, связанной с очагом, ведь именно перед печью обычно и колдовали. Отсюда и пошло поверье: если опрокинуть ухват у печи, то ведьма и колдовать то не сможет. Если же повернуть печную заслонку наоборот, то она не вернется в дом, просто не сможет его найти.
Колдуньям были подвластны неурожай и урожай, выздоровление и здоровье, домашний скот и перемена погоды.
Основных погодных примет на этот день не было.