Семь дев, овсяник, Федот-овсяник, сев овса: так этот день называли в старину.
31 мая, последний день календарной весны, связывали с дубом, деревом служившим символом силы, могущества, славы и крепкой веры. У славян дуб уподоблялся человеку, верили, что именно на нем (а вовсе не на яблоне) растут молодильные яблочки, сулящие бессмертие.
Позже дуб стал символом бога Перуна – славянского громовержца. Под кронами этого дерева наши предки устраивали языческие храмы – капища – и приносили богам жертвы.
С давних пор из дубового дерева строили церкви, но рубить дуб считалось большим грехом. А поэтому могучее дерево валили в определенное время и, объединив усилия, дабы разделить тяжесть греха на всех. Все это сопровождалось очистительными обрядами.
Под дубами проводились брачные церемонии: молодые отправлялись к дубу, взявшись за руки, они должны были три раза обойти дерево, тогда их союз считался священным, скрепленным на всю жизнь.
Этот день также являлся и девичьим праздником. Сельские свахи приурочивали все свои хлопоты о бобылях и вдовцах именно к этому дню: подыскивали таким женихам невест из засидевшихся девиц, обойденных вниманием в дни свадебного мясоеда.
Основные приметы:
- Если на макушке дуба к этому времени распустились листья – то овес уродится на славу.
- Если дуб раньше ясеня пустит лист – лето засушливым будет.
- Сполохи разыгрались – погода переменится.
- Солнце опускается в легкую дымку – пойдет дождь, в облачко – завтра ненастье будет.
- Дождевая туча шумит – жди сильного ветра и града.
- Если к вечеру кучевые облака не рассеялись – значит, погода испортится.
- Солнце при закате бледное – жди дождя.
- Вечером кричат чибисы – к погоде ясной.
- Если на дубе листочки развернулись и пошли в рост – значит, щуки будут хорошо ловиться