Рано утром 22 июня в небе над приграничным Брестом звучали первые выстрелы. Небольшие группы истребителей пытались остановить армады гитлеровских бомбардировщиков. В кабине одного из краснозвездных самолетов был младший лейтенант Геннадий Яхнов. Так началась для нашего земляка война.
Один — словно полк
— Летели мы в Брест, это уже было в 3.50 утра. – рассказывает Геннадий Михайлович. – А там уже шла артподготовка, немцы стреляли по нашим войскам, по Бресту, по крепости. В воздухе были две группы бомбардировщиков по 27 самолетов с прикрытием истребителей. Мы провели первый воздушный бой утром, 22 июня. А дальше пошло-поехало.
В том первом вылете он не одержал победы, а к вечеру в полку уже не осталось боевых машин. Свой первый самолет Геннадий Яхнов сбил через месяц, когда вернулся на фронт на новых истребителях ЛаГГ. Вот как он сам описывал то боевой вылет: «Вечером снова был вылет. На этот раз мы с лейтенантом Беловым вновь обеспечивали прикрытие своего аэродрома и Вязьмы. Обстановку можно было назвать спокойной, и усталость взяла свое. В какой-то момент я задремал. Почти сразу очнувшись, определил, что самолет штопорит от потери скорости. Немедленно дал рули на вывод из штопора и боевым разворотом набрал высоту до четырех тысяч метров.
Теперь надо было оглядеться. К своему огорчению Белова я не обнаружил. Зато правее и выше себя увидел разведчика немцев «До-17». Не раздумывая, я пошел на сближение с ним. Заметив это, фашистский летчик решил укрыться в пелене облаков. Но я продолжил преследование. После второй моей очереди противник перешел на пикирование. Я ждал, когда он выйдет из него, и тут же открыл огонь из всех точек. «Дорнье» задымил, перешел на бреющий полет. Между Сафоново и Дорогобужем он врезался в лес и развалился на части. Это был мой первый сбитый самолет».
В первые месяцы войны приходилось совершать по несколько вылетов в день. За четыре месяца непрерывных боев полк был почти полностью обескровлен, нередко на задания отправлялось 1-2 самолета.
— Штаб учитывал полки, а не количество летчиков, — вспоминал о тех боях осени 1941 года Геннадий Михайлович. — Задач наставят и летишь, представляя полк. Взлетаю один, а там 27 бомбардировщиков с шестью истребителями. А я прилетел в одиночестве.
Результатом того неравного боя был очередной сбитый «Юнкерс» и сорванный бомбовый удар.
От боя к бою росло мастерство летчика-истребителя Яхнова. В мае 1942 года на высоте7000 метровон сбил высотный разведчик, а сбитый им в сентябре Дo-17 демонстрировался на выставке трофейной техники в Москве.
Весь фронтовой путь летчик Яхнов прошел в 33-м истребительном полку. Из рядового летчика к победному маю 1945-го вырос до командира полка. Полк этот боевую службу нес в системе противовоздушной обороны. Этим и объясняется относительно скромный боевой счет – 16 сбитых самолетов врага.
Полк Яхнова нес боевой дежурство на подступах к столице и в небе Горького, участвовал в боях в районе Демянска, охотился за транспортными самолетами, снабжавшими окруженную группировку врага. Позднее в задачу полка входили охрана и защита железнодорожных перевозок войск и военной техники в тылах Северо-Западного и Прибалтийского фронтов.
В апреле 1944 года майор Яхнов был представлен к званию Героя Советского Союза. К этому времени он совершил 518 боевых вылетов (из них 32 – ночью), провел 52 воздушных боя, в которых лично сбил 8 самолётов противника и 6 – в группе. 47 раз он летал на штурмовку наземных целей: сжег на земле более 10 вражеских бомбардировщиков, эшелон с горючим и боеприпасами, подавил огонь шести зенитно-артиллерийских батарей, уничтожил 17 автомашин с техникой и войсками. В августе 1944 года был подписан указ о присвоении ему высокого звания Героя.
Последний раз во фронтовое небо Геннадий Яхнов поднялся 8 мая 1945 года в Латвии. Летчики прикрывали штурмовиков, добивавших гитлеровскую группировку под Либавой. Всю войну судьба хранила летчика Яхнова. Находясь на фронте с первого до последнего дня, он ни разу не был сбит и серьезно ранен. В боевых условиях освоил несколько типов самолетов, от отечественных «яков» до американских «киттихауков».
Летчиком стал
с голодухи
Можно сказать, что в небо будущего героя привел случай. В 1935 году крестьянский паренек Гена Яхнов из деревни Фофаново (сейчас ее уже нет на карте) современного Южского района приехал в областной центр и поступил в Ивановский химико-технологический техникум. Школу рабочей молодежи он закончил в селе Хотимль, подался вместе с другом Павлом Шумиловым в город, чтобы продолжить путь к знаниям.
«Поначалу нам было очень трудно учиться в техникуме. – писал в своих воспоминаниях Геннадий Яхнов. – Общежитие переполнено, заниматься негде. Стипендия тридцать два рубля, а карточка в столовую стоила пятьдесят четыре. На помощь родителей рассчитывать не приходилось, они сами еле сводили концы с концами. Тогда мы с Павлом решили взять одну карточку в столовую на двоих. Один ходил в столовую завтракать и ужинать, другой – обедать. Сегодня он обедает, завтра – я. Похудели, конечно, но выжили. На товарной станции разгружали вагоны. Это помогало нам пополнить свой скудный бюджет. На летние каникулы уезжали к родителям, работали в колхозе, старались как можно больше заработать. Знали, что деньги в городе очень пригодятся».
В 1936 году Павел узнал, что в городе есть аэроклуб и туда принимают молодежь. Позвал с собой приятеля. Геннадий сначала сомневался: «Тяжело одновременно учиться в техникуме и в аэроклубе». Но теоретические занятия в аэроклубе проводили вечером, полеты были рано утром, так что по времени ребята укладывались.
— Павел сказал, что как только вылетим самостоятельно — дают ворошиловский завтрак, — рассказывает Геннадий Михайлович. — А что входит в завтрак? Он и говорит: «Для нас с тобою мечта: городская булка белая, сто граммов колбасы, пол-литра молока, сорок граммов сахара, сорок граммов сливочного масла. Мы обязаны в него записаться, иначе перестанем себя уважать…».
Весной 1936 года курсант Яхнов уже отрабатывал управление планером и, получив необходимые навыки, перешел к полетам. В августе того же года уже самостоятельно поднялся в небо на учебном самолете У-2. Техникум юноша так и не закончил, победило небо. В 1937 году он стал курсантом летного училища в Перми. Дальше – служба в истребительном полку в Белоруссии, где он и принял первый бой.
Секрет здоровья
от героя
После войны полковник Яхнов продолжал службу в военной авиации, передавал фронтовой опыт молодым летчикам, и не только в родных Вооруженных Силах. С 1952 года был командирован в Болгарию, был военным советником при командующем авиацией. Наш земляк организовывал две истребительных дивизии, оснащенных реактивными самолетами Як-23. Вернувшись домой, командовал истребительной дивизией, сдал норматив летчика 1-го класса. Но в 1958 году был списан с летной работы, сказались фронтовые нагрузки и болезни. В том же году полковник Яхнов ушел в отставку.
Несколько лет жил в городе Жданов, ныне город Мариуполь Донецкой области Украины, работал на хозяйственных должностях. В 1978 году переехал в Рязань, где до выхода на пенсию работал в горжилуправлении. Активно занимался общественной деятельностью, большое внимание уделял военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Более 12 лет возглавлял городской Совет ветеранов. За заслуги перед городом ему присвоено звание Почётного гражданина города Рязани.
Несмотря на свои 90 с небольшим лет, Геннадий Михайлович полон сил и энергии и охотно делится секретом своего долголетия.
— Я не курю. Водкой не балуюсь. Выпиваю немножко и то только по праздникам, — говорит ветеран. — С едой не злоупотребляю. Я не знаю, что такое грипп, что такое насморк. К врачам не хожу, нет нужды никакой.
Еще одним условием такого долголетия можно назвать счастливую семейную жизнь. С будущей супругой Елизаветой Геннадий Михайлович познакомился еще в 1935 году, когда поступал в техникум. Через пять лет они сыграли свадьбу и прожили в мире и согласии более 60 лет, воспитали сына и дочь.
Сергей Каргапольцев.
АиФ в Иванове (№36, 2012 г.)
Фото из архива автора