Нормативы ГТО возвращаются?

С.В. Галкин
С.В. Галкин

С 1 сентября 2015 года в общеобразовательных учреждениях Южского района, включая дошкольные, будет вводиться Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс “Готов к труду и обороне”. Предусмотрена сдача спортивных нормативов в различных возрастных группах, начиная с шести лет. Также будут апробироваться различные схемы организационной работы по внедрению комплекса (а с 1 января 2017 года планируется его внедрение) среди трудящихся и пенсионеров.

Недавно на базе Южской средней школы №3 проводилось заседание районного методобъединения учителей физической культуры (руководитель С.В. Галкин), на котором состоялось обсуждение задач и целей комплекса, путей внедрения его в работу школ города и района.

Говорят, все новое – это хорошо забытое старое. Когда-то, в советские времена, существовал норматив ГТО. Значок ГТО 1, 2, 3 степеней с гордостью носил чуть ли не каждый третий гражданин страны. Нормативы массово сдавали дети, взрослые, пенсионеры. Люди выходили на стадионы, бегали 100-метровку, метали “гранату”, прыгали в длину. Все результаты фиксировались тренерами и учителями в единую общедоступную оценку физического состояния населения. Такой своеобразный советский стандарт физического воспитания граждан. Это было почетно, престижно, говорило о положительном имидже молодого человека, служило неким пропуском в молодежную аудиторию.

По прошествии лет, в наше непростое время, когда о массовых занятиях физкультурой и спортом перестали вспоминать, высветилась проблема здоровья нации, ее низкой трудовой и социальной активности, приближающейся к критической отметке.

По поручению Президента РФ в число государственных приоритетов вновь включены физическая культура, спорт, туризм, активный отдых. В 2013 году был разработан Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. Он представляет собой программно-нормативную основу физического воспитания различных групп населения, будет способствовать формированию необходимых знаний, умений, навыков и приобщению к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, пенсионеров, улучшению физической подготовки граждан РФ. В текущем учебном году ВФСК начал внедряться в школах и организациях в пилотных регионах РФ, таких как: Московская, Владимирская, Ярославская и другие области.

Основными принципами комплекса являются вариативность, адаптированность, добровольность, доступность, динамика результатов, учет региональных и национальных особенностей.

Его цель – повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии общества, укреплении здоровья, гармоничном развитии личности, внедрение здорового, спортивного образа жизни.

Одна из его основных задач: увеличение числа систематически занимающихся физической культурой и спортом, доведение их двигательной активности до 6 часов в неделю.

Испытания (тесты) комплекса будут направлены на контроль за развитием основных физических качеств: выносливости, быстроты, координации, гибкости, силы, а также за уровнем овладения прикладными умениями и навыками. Разработано более десяти видов испытаний, такие как: бег, метание мяча, плавание, бег на лыжах и другие, в том числе, турпоход. Для успешной сдачи норм необходимо выполнение не менее 5-6 испытаний, характеризующих основные физические качества и 1-2 прикладных вида.

Для каждой социально-демографической группы граждан предусматриваются различные системы мотивации выполнения программы комплекса. В организациях, в учебных заведениях будет разработана индивидуальная система мер награждения успешно сдающих нормы, а также организаторов их внедрения, например, дополнительные дни к отпуску, премии по месту работы, увеличение академической стипендии студентам, дополнительные баллы к ЕГЭ выпускникам школ. Будут созданы полноценный бренд и соответствующая линия атрибутики: отличительные знаки, шевроны, экипировка, сувениры и другое.

Как отметили участники районного методобъединения учителей физической культуры, внедрение нормативов ГТО дело серьезное и важное, но требующее решения возникающих проблем. Так, существующая в школах материальная база требует модернизации, расширения, современного инвентаря. В нормативах ВФСК предусмотрены такие тесты, как стрельба из пневматической винтовки, плавание, для их выполнения нужны стрелковый тир, бассейн, оборудованные спортивные площадки. А у нас даже обычные школьные соревнования бывает негде проводить, вместо беговых дорожек, к примеру, приходится использовать тротуары.

Сейчас учителя физической культуры проводят школьные спартакиады, “президентские состязания”, соревнования по базовым видам спорта, входящие в зачет муниципальных, областных спартакиад, и к этому прибавится реализация ВФСК, потребуется ввести протоколы, отчеты, – все это опять ляжет на учителя физкультуры. Когда все успеть сделать, если почти у каждого педагога нагрузка и без того большая?

Кроме того, сдача тестов потребует нового профессионального уровня педагогов: не все готовы дать должные знания по стрельбе, по плаванию, навыки в рывке гири.

И смогут ли наши дети выполнить эти нормативы, учитывая их уровень физического развития и состояние здоровья?

Вопросов много. Но ведь давно известно, что для гармоничного развития личности, для того, чтобы воспитать достойную смену, нужно начинать с воспитания физической культуры, культуры общения и духовной культуры. Поэтому эти вопросы нужно решать. А детям и подросткам объяснять, что здоровье – престижно, что пробежать стометровку “реально круче”, чем выкурить пачку сигарет. Что модная одежда лучше смотрится на красивом теле, а свежевыжатый сок лучше, чем сладкая газировка. И еще есть такое понятие, как ответственность за собственную жизнь и свой собственный выбор.

В завершение совещания С.В. Галкин предложил коллегам не дожидаться начала нового учебного года, а в форме эксперимента провести пробную сдачу нормативов в тех видах, для которых есть условия, в апреле-мае текущего учебного года.

С. АРШИНА