Ноутбук — до азбуки

В 2012 году отделом образования администрации Южского муниципального района детскому саду «Светлячок» присвоен статус инновационной площадки по теме исследования «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе детского образовательного  учреждения». Коллектив получил сертификат, подтверждающий наличие статуса.

О том, как в учреждении начиналась работа в этом направлении, каких результатов коллектив достиг на сегодняшний день, что планирует,  корреспонденту газеты рассказала старший воспитатель высшей квалификационной категории детского сада «Светлячок» Ирина Владимировна Корючкина:

 

— Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий — все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Бесспорно и то, что информатизация среды образования позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Одно из главных условий внедрения компьютера в дошкольном  учреждении — с детьми должны заниматься специалисты, знающие его технические возможности, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Поэтапное внедрение проекта в жизнь сада началось с 2009 года. Постепенно приобретали оборудование — стационарные компьютеры, ноутбуки, принтеры. В конце прошлого года купили мультимедийный  проектор.

Внедрение компьютерных технологий в деятельность учреждения идет по трем направлениям: работа с педагогами, с детьми, с родителями.

В 2010 году мы создали компьютерную школу, где с воспитателями проводятся практические занятия. В настоящее время все — и молодые, особенно Ю.С. Рожкова, и постарше — свободно обращаются с компьютером, применяют свои навыки и умения в воспитательно-образовательном процессе. Также ИКТ применяются при проведении педсоветов, семинаров, консультаций.

Сами педагоги все чаще пользуются компьютером для составления планов и программ, для оформления информации родителям, выставок, при обобщении опыта работы, а также в издательской деятельности.

При проведении занятий с детьми они часто используют мультимедийные презентации. Это отличное пособие, помогающее наглядно и красочно рассказать ребенку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада. Компьютер позволяет  показать то, что нельзя увидеть в повседневности, например, жизнь животных Африки или Крайнего Севера; процесс запуска ракеты или редкие природные явления.

Ноутбуки (из расчета один на двух воспитателей) педагоги  используют для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в  интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития способностей, необходимых для умственной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, для развития мелкой моторики рук.

У нас накоплен  видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях, участии в конкурсах. Дети могут посмотреть фильмы «о самих себе», узнать, как и чем живут воспитанники детских садов в других регионах.

Все это способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

— А как используются компьютерные технологии в работе с родителями?

— Используются очень активно, и эта работа тоже приносит хорошие результаты. Педагоги создают специальные мультимедийные презентации и организуют их просмотр на родительских собраниях. Благодаря чему родители имеют возможность увидеть, чем живут их дети в детском саду, как проходят занятия, режимные моменты. А мы ближе знакомимся с семьями воспитанников, узнаем их интересы, увлечения.

Родители стали более активными, с желанием откликаются на предложения участвовать в делах учреждения, сами проявляют инициативу.

Несколько лет одной из форм работы с семьей была родительская почта. В приемных стояли почтовые ящики, и родители, не имеющие времени побеседовать с воспитателями, оставляли записки с вопросами и пожеланиями. Сейчас с подключением  Интернета мы общаемся  с папами и мамами по электронной почте. Они могут получить консультацию специалистов, пройти анкетирование, узнать, как развивается их ребенок.

Совместно с родителями мы занимаемся благоустройством приусадебной территории. К делу подходим творчески, с вдохновением. В результате в прошлом году в конкурсе прогулочных участков нам два раза (летом и зимой) присуждалось первое место в номинации «электронная презентация прогулочных участков».

— Ирина Владимировна, о какой издательской деятельности вы упоминали в начале нашей беседы?

—Все началось в конце 2011 года, с мини-газеты «Калейдоскоп», которую я выпустила для детей и родителей, используя компьютерные технологии. В 2012 году к этой деятельности подключились многие воспитатели. В настоящее время выходят групповые мини-журналы «Мы вместе» (И.В. Петрова и С.Н. Поздышева), «Будь здоров без докторов» (тренер-преподаватель Н.В. Гостева), «Территория детства» (Ю.С. Рожкова), валеологическая мини-газета «Здравушка» (Ю.А. Кауткина).

Кроме того, в прошлом году я составила первый сборник «Компьютерные игры для дошкольников» (дидактический материал в помощь воспитателям). Сейчас приступила к созданию второго.

Дело не простое, но увлекательное, требующее постоянного творческого и интелликтуального развития. Очень интересно и педагогам, взявшимся за эту работу, и читателям наших мини-изданий, то есть детям и их родителеям.

— Какие у вас планы на будущее?

— Будем делать упор на дальнейшее повышение профессионального мастерства по использованию ИКТ в деятельности педагогов. Продолжим развивать издательскую деятельность, дополнительно работать с одаренными детьми.

Что касается оборудования,  то в планах, как только появится возможность, приобретение интерактивной доски и новых ноутбуков, — так, чтобы каждый воспитатель мог пользоваться отдельным ноутбуком. Что касается дальнейших перспектив, — у нас есть задумка создать школу для детей «В гостях у «Компика» (в рамках дополнительного образования), провести информатизацию управления учреждением, — компьютеризировать все рабочие места, в том числе, завхоза, медсестры.

С. АРШИНА