9 октября жительнице города с приметной для Южи фамилией Таисье Яковлевне Яхновой исполнилось 95 лет. Руководители города и района побывали у нее дома, чтобы поздравить с днем рождения (на снимке).
Было ясно, что судьба виновницы торжества заслуживает того, чтобы рассказать о ней подробнее.
Почти полвека назад Т.Я. Яхновой было присвоено высокое звание “Отличник народного просвещения”. Без малого 40 лет посвящено ею методической работе по дошкольному воспитанию. Есть мнение, что методисты – люди, работа которых исключительно бумажная, а потому однообразная. Между тем, это те, кто постоянно совершенствуется сам и передает другим новые, передовые знания и навыки. Интересны и суждения ветерана педагогического труда о прошлом и настоящем образования. Ясность ума, жизнелюбие до сих пор покоряют тех, кто ее знает.
Человек и чиновник
“Сильный методист” – так коротко и емко характеризуют деятельность Таисьи Яковлевны в отделе образования Южского муниципального района те, кому довелось с ней работать.
Она всегда серьезно относилась к своим обязанностям, отлично владела методиками дошкольного образования, знала все их тонкости. Говорят, Яхновой побаивались, когда она выходила с проверками в детские сады. “Почему, не знаю, – улыбается она, – я ведь никогда не ругалась. Не было даже привычки повышать голос. Всего лишь обращала внимание на недостатки, объясняла, разбиралась, учила”. Обязательными были повторные проверки и, только если указание так и не было выполнено, разговор становился более строгим. Для повышения квалификации воспитателей в Юже проводились методические объединения, открытые занятия.
Особенно ценным качеством, по мнению нынешнего руководства методической службой отдела образования, было умение Т.Я. Яхновой и, главное, готовность вникать в суть дела, находить время для каждого посетителя из образовательных учреждений Южского района. Вопросы, с которыми обращались к ней, не застревали в бумагах и обещаниях, а решались соответствующим образом. Яхнова умела доводить до логического завершения все, за что бралась.
Настойчивость и такт, культура и компетентность естественно уживались в ее характере. Откуда это у девочки, выросшей в крестьянской семье? Прочной основой на будущее стали для нее атмосфера счастливого детства, житейская мудрость родителей, уроки доброты и труда как главные ценности жизни. Таисья не могла припомнить случая, чтобы отец позволял себе выразиться крепким словцом, или чтобы родители ссорились, тем более в присутствии детей. Отец отбивал косы для всей деревни во время покоса, а денег не брал.
Родиться учителем
Она не мечтала о своем призвании – и так было очевидно, кем станет. С детства обожала возиться с детьми, и они тоже всегда крутились возле неё, организовывала игры в лапту, в “чиж”, даже давала в своем роде уроки. Пошли раз за ягодами в лес, так она учила их “печь” пироги – заворачивать ягоды в листья щавеля.
Они жили тогда в деревне Кишариха, что на Хотимльской стороне, насчитывавшей 24 дома. В каждом – полно ребятишек, и у Таисьи три брата и две сестры. Мама поначалу работала в колхозе, а потом стала воспитателем, заведующей и одновременно поваром детского сада – все в одном лице. Имела за плечами всего два класса, но когда она читала вслух, родня любила такие вечера, даже ребятишки на полатях притихали.
Отец был профессиональным печником, клал печи по всей округе, по его стопам пошел и брат Иван. Брат Василий был столяром, мог любую мебель изготовить. Третий брат Николай только закончил медучилище перед началом войны: был призван на фронт и домой уже не вернулся.
Сами люди простые, не имевшие большой учености, родители постарались, чтобы все шестеро детей получили достойное образование или хотя бы хорошую профессию.
Однако на их пути перед выбором профессии не становились. Говорили: “К чему душа лежит, то и твое”.
Учеба давалась Таисье легко. Училась на “отлично”. Уже в первом классе бегло читала, запоминала с первого раза стихи, слыла активисткой. Была старостой в училище, секретарем комсомольской организации в первые годы работы в школе. “Все было интересно”, – говорит она. Таисья росла, окружение ее почти не менялось. Только сначала это были сверстники, потом ученики. В июне 1939 года Таисья Яковлевна закончила Шуйское педагогическое училище. Как удивились преподаватели, узнав, что она единственная, кто умеет читать готический шрифт. Этому ее научила учительница немецкого языка еще в школе. Время учебы там вспоминается еще предоставленной студентам возможностью бесплатно посещать спектакли. Жили тогда так бедно, что в театр собирались по-товарищески: у кого что есть и что кому подойдет из одежды и обуви. А еще не забыть Таисье Яковлевне поездку в Москву, единственную за всю жизнь, впечатления, оставшиеся от посещения столичных театров, Третьяковки. Такой экскурсией она была отмечена за отличную учебу.
В качестве учителя русского языка и литературы вернулась на малую Родину. А поскольку учителей не хватало, приняла классное руководство в 5 классе, в котором училось 40 мальчишек и девчонок. Бывало, подолгу задерживалась после уроков с теми, кому школьная наука плохо давалась. Терпеливо объясняла вновь и вновь и радовалась вместе с учеником, когда он, словно удивляясь самому себе, сообщал вдруг: “Я понял!”
В Хотимльской семилетней школе она проработала пять лет, пока не вышла замуж. Жених – Михаил Яхнов, бывший фронтовик, получивший инвалидность по ранению, работал в Юже. Туда, как ниточка за иголочкой, и отправилась. Муж приходился будущему Герою Советского Союза, уроженцу Хотимльской земли Г.М. Яхнову дальним родственником по отцу. Но мало кто знал в те далекие годы, как высоко Родина оценила боевые заслуги одного из своих сыновей, отважного летчика.
Как хотелось Таисье вместе с другими девчатами поехать на фронт воевать в составе частей противовоздушной обороны! Да врачи не пропустили по зрению. Поплакала, но ничего не поделаешь.
В августе 1944 года ее приняли в Южский районный отдел образования на должность методиста по дошкольному воспитанию. Новая работа заключалась в том, чтобы обучать воспитателей. Методистов собирали в Иванове, где проводили для них открытые занятия. Все, что там увидела, узнала, она и передавала другим.
«Яхнова едет»
Это звучало как сигнал, заставляя невольно подтягиваться, еще раз посмотреть все документы и на деятельность дошкольного учреждения в целом: все ли в порядке? Впрочем, точнее было сказать, не едет, а идет, поскольку добираться в деревенский детский сад чаще приходилось пешком. Но она и сегодня не жалуется, что было трудно, поскольку убеждена – надо больше двигаться, для здоровья только польза. Хочется добавить: и для долголетия.
Отправилась как-то впервые до Пантелеева, что теперь относится к Владимирской области. Сначала шла до Холуя, там ночевала, переправилась через Клязьму, а дальше, как показал прохожий, “тропочкой-тропочкой через лес, там увидишь”. Что одна шла – не боялась. Говорит, раньше такого, как теперь по телевизору показывают, не было.
“Объем работы был большой, – рассказала Таисья Яковлевна, – 55 детских учреждений насчитывалось в районе – чуть не в каждой деревне, столько было ребятишек.
Многие воспитатели творчески подходили к делу. Но, по-моему, лучше всех работа была поставлена в детском саду на Даче. Оттуда дети шли в школу более подготовленные, обученные, дисциплинированные. Вообще, раньше люди были дружнее, по другому относились к своим обязанностям, тем более педагоги. Меньше думали о себе, больше заботились о том, чтобы отдать все свои знания, научить, умели радоваться за других, переживали за каждого ученика. А главное чувствовали, что их труд ценят”.
Душа тянулась к детям
А что же сегодня? Можно сказать: все как у всех. Бывает, и загрустит, и приболеет, но раскисать и жаловаться так и не научилась. Не считает себя верующей, но живет по заповедям – не ленись, не гневайся, не суди… Все старается делать сама.
Радуясь гостям, живо выставляет на стол черничное варенье и лечо собственного приготовления. Летом Таисья Яковлевна ухаживает в огороде за помидорами и огурцами, довольна, что нынче морковка уродилась. Телевизор не любит: “Что смотреть – одна война, людей убивают”. А зимой родные забирают ее к себе в Шую.
Ее душа всегда тянулась к детям, хотя Бог не дал ей своих. А они, точно подсолнухи к свету, тянулись к ней – неважно, сколько им лет: 5, 30 или 50. Родные называют её «Наша дорогая бабуля». Как иначе, если рядом с Таисьей Яковлевной уютно и интересно. Ей есть что рассказать. Всю жизнь в постижении нового, на все имеет свое собственное мнение – о политике, общественном укладе, нравах.
Не зря в поздравлении, пришедшем на имя Т.Я. Яхновой от Президента Российской Федерации, говорится: “Мы гордимся вашим поколением…”
Л. Кузнецова