«Особый» ребёнок в детском коллективе

Современная система образования ориентирована главным образом на детей, способных обучаться по общей программе. Куда сложнее детям с ограниченными возможностями здоровья. Мало кто знает, с какими трудностями приходится сталкиваться семьям, в которых они растут.

Помочь достичь гармоничного существования таких детей в обществе решили педагоги детского сада «Тополек». Важным шагом на пути социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья стало создание сенсорной комнаты. О первых результатах начинания корреспонденту газеты рассказала заведующая детским садом А.К. ГОРБАШОВА.

— Анна Константиновна, вы взяли на себя, прямо скажем, непростую задачу. Чем при этом руководствовались и что такое — инклюзивное образование?

— Инклюзивное образование (от французского «inclusif» — включающий в себе) — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, включая детей-инвалидов и опекаемых детей. В основе его лежит идеология, исключающая дискриминацию больных детей, адаптация их к жизни в современном обществе. Не секрет, что дети с особыми образовательными потребностями пока что просто-напросто выпадают из общего образовательного процесса. Это и подвигло нас к созданию условий для внедрения инклюзивного образования в детском саду.

Работа «с установкой на инклюзию» в детском саду «Тополек» только зарождается, что, как и следовало ожидать в любом начинании, сопровождалось определенными трудностями. Главной трудностью для нас стало преодоление настороженного отношения всех участников данного процесса к совместному обучению.

Исправить ситуацию нам помогли серии семинаров и тренингов, проведенных для педагогов нашего дошкольного учреждения. В результате непростой совместной работы даже главные участники инклюзивного обучения — дети не заметили, что в группах появились новые воспитанники, отличающиеся от них по внешнему виду, поведению. За все время не было отмечено ни одного конфликта между детьми. Тогда мы предположили, что, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем скорее и легче нам удастся изменить привычный стереотип, сложившийся в обществе, о неполноценности инвалидов.

— Каких принципов вы придерживаетесь в этой работе?

— Обучение строится по принципу полного вовлечения всех детей в воспитательно-образовательный процесс. Это значит: принимать детей с инвалидностью такими как есть, как любых других ребят в группе; включать их в те же активные виды деятельности, лишь ставя разные задачи; вовлекать детей в групповые формы работы; использовать активные формы обучения.

С детьми-инвалидами ежедневно проводят занятия специалисты узкой направленности: учитель-логопед Д.Е. Нерсесян, педагог-психолог М.А. Плаксина, музыкальный руководитель К.Н. Карцева, тренер-преподаватель А.А. Белякова, воспитатели групп. Причем организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс, но и их активное участие в жизни детского сада. Примером тому могут служить утренники, развлекательные мероприятия. Причем дети с особенностями в развитии не остаются только зрителями таких мероприятий, но и сами включаются в них.

— Расскажите о сенсорной комнате, как она работает на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья?

— Главное, на мой взгляд, то, что ребенок не воспринимает нахождение в этой комнате как лечение или обязанность. Для него это игра, веселая и интересная. Множество различных игровых пособий вызывает у детей неподдельный интерес, настраивает на положительный лад.

Наверно, рано еще делать выводы о том, насколько успешно работает коллектив детского сада в этом направлении, но первые результаты выглядят обнадеживающе. Мы видим, что существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями здоровья в детскую среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим детям и встречают такое же отношение — как к равным — и к самим себе.

Беседовала Л. ИВАНОВА

МНЕНИЕ

В обществе каждый гражданин должен чувствовать себя уверенно. И в первую очередь это касается инвалидов. Не секрет, что самая социально уязвимая часть нашего общества — люди с ограниченными возможностями здоровья, и особенно — дети-инвалиды, т.к. самостоятельно реализовать свои права они не могут.

По данным Минздравсоцразвития России, в Российской Федерации около 1,5 млн. детей (4,5% от их общего числа) имеют ограничения возможностей здоровья.

Одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации является право на образование(Конституция РФ, ст. 43). В соответствии с п.2 ст.43 Конституции РФ нашим маленьким гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно п.2 ст.18 Закона РФ «Об образовании» государство обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Поэтому каждый ребенок , в том числе и ребенок-инвалид, имеет право на посещение детского сада. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные мероприятия и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего плана. Дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях в первоочередном порядке (Указ Президента РФ от 02.10.1992г. №1157 «О дополнительных

мерах государственной поддержки инвалидов»).

«Особому» ребенку очень нужен детский коллектив! Эти дети такие же, как мы. Они любят нас и хотят быть любимыми. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Они хотят общаться, играть. В детском коллективе они наблюдают и перенимают модели «нормального» поведения, обучаются навыкам самообслуживания, общения, что способствует их развитию, адаптации в обществе. Ребенок, который изолирован дома, этого лишен.

Но не только дети с проблемами в развитии нуждаются в нашей помощи, и мы, и все наше общество тоже нуждаемся в них. Пребывание такого ребенка в детском коллективе учит наших детей милосердию, умению помогать, заботиться и защищать слабого. Многие люди, работающие с детьми с проблемами в развитии, отличаются высоким нравственным потенциалом, великодушием и повышенной чувствительностью к проблемам человека.

Родители воспитанников