В последнее время возросло количество случаев совершения так называемых «телефонных» мошенничеств в отношении граждан. Мошенники начали понимать, что далеко не всегда стоит тратить время и деньги на взлом операционных систем и обход защитных программ. Использование психологических приемов для управления действиями человека часто оказывается намного более простым способом хищения денег с его карты.
Злоумышленники постоянно придумывают новые способы хищения денежных средств, по мере того как старые перестают работать.
Как правило, в целях завладения денежными средствами они используют различные средства связи, в основном сотовую, и придумывают новые схемы обмана граждан. Благодаря доверчивости граждан в большинстве случаев мошенники достигают своих преступных целей.
Найти таких мошенников сложно. Они используют множество различных абонентских номеров, которые зарегистрированы на других лиц, либо оформлены по утерянным другими гражданами паспортам, а денежные средства после их поступления на счет злоумышленников неоднократно перечисляются на другие счета, в том числе на счета иных абонентских номеров различных сотовых операторов.
Приведем следующие примеры звонков/СМС сообщений, используемых мошенниками:
— звонки о желании приобрести какое-либо имущество, размещенное на различных Интернет-сайтах гражданами в объявлениях о продаже. В таких случаях мошенник звонит по объявлению и просит продиктовать номер банковской карты для перечисления аванса за товар, а потом просит сообщить различные коды доступа. Мошенники могут выступать в роли покупателей мебели, одежды, автомобилей, земельных участков, гаражей и пр. на сайтах бесплатных объявлений или в группах в социальных сетях. Они звонят продавцам и убеждают в своей готовности приобрести предлагаемый товар. Общее у таких «покупателей» одно: они находятся где-то далеко, но для того, чтобы вожделенный товар не приобрел кто-то другой, они готовы перевести часть стоимости или даже полную стоимость немедленно на банковскую карту продавца. «Покупатель» просит продавца сообщить ему данные карты (код CVV2/CVC2, срок действия, ФИО владельца), чтобы зачислить на нее деньги. После того как доверчивый продавец сообщает мошеннику эту информацию, с его карты начинают списываться деньги за оплату товаров и услуг, осуществляться переводы на другие счета и пр. Мошенники не всегда запрашивают все данные, необходимые для расчетов: часть сведений может быть им уже известна. В некоторых случаях злоумышленник пытается узнать код из СМС, который приходит на мобильный телефон, – это означает, что с пластиковой картой уже совершают мошеннические действия и не хватает только кода подтверждения транзакции. Получив такие данные, преступники похищают деньги.
— СМС-сообщения либо звонки о каком-либо выигрыше (автомобиля, телефона и т.д.), для получения которого необходимо перечислить денежные средства;
— СМС-сообщения от имени кредитных учреждений о блокировке банковской карты с предложением позвонить по определенному номеру. Цель мошенников – заставить человека позвонить по указанному номеру для получения от него конфиденциальной информации (номера карты, срока ее действия, остатка денежных средств на карте) и для перевода денежных средств на карты мошенников. Напоминаем особенность данной схемы: сообщения приходят с коротких номеров, похожих на номер «900». Именно этот номер использует ОАО «Сбербанк» для рассылки своим клиентам СМС о состоянии счета и других информационных сообщений. Мошенники же стали подписывать свои сообщения буквенно-цифровыми номерами, например, «900» (два последних символа – буквы «о») или «СБ900».
В тексте соответствующих сообщений говорится о том, что «банковская карта заблокирована из-за подозрительной транзакции», и предлагается позвонить по определенному номеру. Далее оператор этого фиктивного call-центра сообщает клиенту, что ему необходимо сообщить код из СМС, который приходит на мобильный телефон. В панике человек предоставляет необходимую информацию, результат – списание средств с банковской карты доверчивого клиента. В такой ситуации необходимо помнить, что сотрудники банка никогда не запрашивают пароли и коды СМС подтверждений по телефону – никогда никому их не сообщайте!
Ответственность за совершение подобного рода противоправных действий предусмотрена статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Многие люди, легкомысленно относятся к вышесказанному, и они, зачастую, становятся жертвами мошенников. При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности. Впоследствии жертвы обманов вынуждены обращаться в полицию для защиты своих прав.
Как защититься от мошенничества с банковской картой?
– Крайне подозрительно относитесь к СМС и e-mail сообщениям от имени банка, в которых содержится информация о блокировке вашей карты, никогда не перезванивайте по номерам, указанным в этих сообщениях, всю дополнительную информацию узнавайте у официальных представителей банка по телефонам, указанным на карте.
– Никогда никому не сообщайте СМС-пароли, приходящие на ваш номер телефона. Банки никогда не запрашивают такую информацию у своих клиентов.
– По возможности, не держите на картах, которые вы активно используете крупные суммы денег. Безопаснее всего держать их на отдельных счетах, к которым не привязаны никакие карты.
– Не отвечайте на звонки или СМС – сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги, чтобы помочь детям или получить якобы выигранный приз. Все призы достанутся мошенникам в виде ваших честно заработанных денег;
– Не сообщайте по телефону сведения личного характера. Лучше перепроверить информацию, перезвонив самостоятельно в офис банка и уточнив, поступал ли от их сотрудников запрос на предоставление личных данных клиента. В конце концов, лучше потратить время и удостовериться в легальности запроса данных, чем потом сожалеть о том, что вас обманули.
– Не сообщайте данные карты, персональные данные и коды, присланные в СМС, посторонним лицам.
– В любых подозрительных ситуациях звоните в кредитную организацию, выдавшую карту, по номеру, указанному на оборотной стороне карты.
Будьте внимательны!!! Но если же мошенники смогли ввести вас в заблуждение и похитили денежные средства, незамедлительно обращайтесь в полицию. В случае отказа полиции в принятии подобного заявления, незамедлительно обратитесь в органы прокуратуры с соответствующей жалобой.
Заместитель прокурора района
младший советник юстиции Н.А. Волкова