Более тридцати лет дарит детям любовь, душевное тепло и, конечно же, глубокие знания Галина Николаевна Барсукова, учитель математики Южской школы №3.
Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция, терпение и неиссякаемая энергия — все то, что присуще настоящему педагогу, есть и у Галины Николаевны. После окончания школы №2 встал вопрос о выборе вуза. «Только не в педагогический!» — отговаривали родители, родственники, даже учителя. Но Галина Николаевна все же пошла именно туда.
С выбором факультета Галина сразу определилась: физико-математический! Предмет в школе нравился, учеба удавалась, да и пример был — учитель математики Н.В. Хромова, от которой был в восторге весь класс. С тех пор Галина Николаевна ни разу не пожалела о своем выборе.
После окончания пединститута Галина Николаевна уехала работать в школу в Лухский район учителем математики и физики.
Здесь Галина Николаевна проработала семь лет и затем приняла решение вернуться в Южу. Она устроилась работать в школу №3 учителем математики. Вскоре познакомилась со своим будущим супругом Виктором Евгеньевичем Барсуковым. Он, заочно окончив Ярославский педагогический институт, пришел работать в школу №3 учителем физики.
Что вспоминается из произошедшего за долгие годы педагогической работы? Конечно, хорошее.
— Был день выпускного экзамена, — рассказывает Галина Николаевна. — Получив экзаменационный материал, пошла в класс, чтобы написать на доске задание. Слышу какой-то шорох. Поворачиваюсь — на столе стоит коробка, а в ней, судя по звукам, что-то есть. Оказалось — белые голуби, на шее у которых были привязаны записочки. Но прежде, чем их прочитать, нам с коллегой пришлось голубей еще ловить. В тех записках выпускники выражали свою признательность и благодарность в мой адрес. Было очень приятно.
Конечно тогда молодежь на учителей смотрела горящими глазами. От нас, учителей, они ждали очередных открытий для себя. Тогда ведь так много не было источников знаний, как сейчас: Интернета, мобильной связи. Порой так хочется увидеть тот интерес в сегодняшних детях.
Мне часто задают вопрос, все ли ученики могут освоить предмет? Я всегда говорю деткам, что назначение математики состоит не только в том, чтобы научить сложению и вычитанию, главное — научить мыслить, думать, принимать верные решения. Главное в математике — уметь разобраться, выстроить логическую цепочку и найти выход из создавшейся ситуации. Этому может научиться любой ребенок, есть у него склонности или нет. И, думаю, если он этому научится, то и в жизни ему будет гораздо проще справляться с любой ситуацией. По моим наблюдениям, ребенок, знающий математику, и в других предметах неплохо разбирается.
Сейчас пришли в школу новые технологии, стало очень удобно и учителю, и ученикам. Но заменить учителя все же они не смогут. Ученикам нужно живое общение, появился вопрос и сразу же нужно на него ответить. Не думаю, что программа стала сложнее. Какие-то предметы добавились, другие сократили. Появился единый государственный экзамен, который по своей сути неплохой. Но теперь ученики нацелены на то, чтобы делать только те задания, которые есть в экзамене. Что-то новое узнавать им стало неинтересно.
Сейчас родители чересчур опекают своих чад, лишают их самостоятельности, и это видно. В том числе по домашним заданиям. Довольно часто приходится делать вывод, что решение задачи явно дело рук родителей. Лучше ребенок пусть сам решит, как он понимает. Чем старше он становится, тем сложнее родителям будет ему помочь. И в решении задачи из школьного учебника, и в решении задачи в какой-то жизненной ситуации.
Появилась модная тенденция — репетиторство, но репетитор тоже не научит принимать верные решения. Ведь открывая ребенку мир, учитель учит его жить в этом мире.
Галина Николаевна на протяжении 15 лет руководила районным методическим объединением учителей математики. За многолетний труд у нее много грамот и благодарственных писем. Но одним она дорожит больше всего.
— Это благодарственное письмо пришло из одного из вузов Ярославля за обучение выпускника нашей школы И. Нежикова. Он настолько поразил преподавателей своими знаниями по математике, что они прислали нам за это благодарность. Но это заслуга не только моя, всех преподавателей, и, конечно же, его папы А.И. Нежикова, который очень много в него вложил.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех педагогов с профессиональным праздником, пожелать им здоровья. Хочется, чтобы наши ученики становились лучше нас, знали и достигали больше, чем мы.
В прошлом году Г.Н. Барсукова удостоилась звания Почетного работника общего образования.
М. НИКОЛАЕВА