Ожившая история на южской сцене

Ожившая история на южской сцене

«Историк передает, что было, драматический поэт показывает, как было. Не всякий человек растрогается, прочитав, что Минин в нижегородском кремле собрал добровольные приношения на священную войну, что несли ему, кто мог, и бедные, и богатые, что многие отдавали последнюю копейку, но тот же самый простой человек непременно прослезится, когда увидит Минина живого, услышит его горячую, восторженную речь, увидит, как женщины кладут к его ногам ожерелья, как бедняки снимают свои медные кресты  с шеи на святое дело».

Так писал в далеком от нас 1881 году драматург Александр Николаевич Островский, спустя двадцать лет после окончания работы над драматической хроникой «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».

И через 150 лет историческая пьеса приобрела новое звучание на сцене Южского районного Дома культуры. Могло ли быть иначе, если драматург руководствовался мыслью, что освободителем Отечества в смутные времена начала17 века был простой народ, чьи интересы и выражал Минин, нижегородский земский староста?

Премьера нового спектакля «Заря взойдет» в исполнении актеров Южского народного театра состоялась в мае в районном Доме культуры. В постановке режиссера Елены Валерьевны Артемьевой пьеса, в оригинале насыщенная диалогами  и монологами, но сокращенная в четыре раза и приобретшая новое название, нисколько не растеряла тот дух времени, наполненный и голодом, и горечью от поражений русских ратей от польско-литовских войск, и предательствами бояр, метавшимися между поляками и «тушинцами», и грабежами, и разорением… Одним словом, смутой.

— Это наша история, и пьеса Островского меня захватила, она оказалась интересной, даже несмотря на статичность действия, — рассказывает после премьеры режиссер народного театра. — Поэтому я нашла силы и вдохновение на постановку. Легко сложились и основные образы.

Вариантов других пьес не было, как оказалось, тема подвига Минина и Пожарского не раскрыта в драматургии.

Режиссер вместе с актерами постарались воссоздать время созыва второго народного ополчения (1611 год), сохранить идею, что народ во главе с Мининым поднялся не ради бояр, а ради спасения православия. Поэтому на протяжении всего спектакля довлеет образ Христа: на заднике сцены лик Спасителя (художник  Алена Содомова), и к нему с молитвами непременно обращаются нижегородцы, после пламенных речей Минина обретающих надежду на спасение отчизны. В работе над спектаклем пригодились историческая литература, советы прихожан храмов, историка-краеведа: необходима была достоверность даже в  таких «мелочах», как расположение лампадки. «Будьте с Богом», «Нам теперь одна надежда — на Бога» — речи нежегородского люда в исторической хронике Островского наполнены эмоциями, объемом, эпохой.

Исходным событием театрального действа стала батальная сцена: звон саблей, павшие на поле брани русские ратники, жизнь положившие за отчизну, торжествующие польские рыцари в латах… Сыграть эту битву был приглашен клуб реконструкции исторических событий  «Феникс» из г. Иваново. И ребята, ранее сымитировавшие не одну баталию, смогли оживить начало рассказанной южскими актерами истории: падают сраженные русские воины, и Россия оказывается на краю гибели своей государственности. И собираются знатные люди Нижнего Новгорода на совет. И звучат призывы о создании нового ополчения и сомнения в успехе этого предприятия. И проскальзывает фраза надежды — «Заря взойдет!».

Актеры, занятые в постановке любительского театра, отнеслись к своей игре очень серьезно, более того — профессионально. Созданные ими образы оказались удачными, и в результате на сцене возникали не Вячеслав Корольков — а Воевода, не  Юрий Ковальков — а боярин Петр Аксенов, не Юрий Ланцов — а староста Козьма Минин, не Сергей Коновалов — а убогий Гришка, не Александр Смирнов — а дьяк Василий, не Елена Безина — а Марфа Борисовна, не Илья Полушин — а боярский сын Алексей Поспелов. Актеров преображали не только костюмы, но и их неплохая игра. Некоторые из них пошли на поистине отчаянный шаг, отращивая в течение нескольких месяцев пышные усы и бороды, без которых немыслимы были эти исторические персонажи.

На протяжении всего часового театрального действа в центре событий находится Козьма Минин.

— Я с самого начала хотела укрупнить фигуру Минина, ведь это человек, который «решил проблему» за всю Россию-матушку, — говорит Елена Артемьева. — Его стратегией было накормить и одеть будущих воинов, снарядить  их — только тогда возможна победа. Поняли ли это зрители? Очень на это надеюсь, потому что отсюда исходили все его сомнения и метания.

Купец «из народа» в исполнении Ю. Ланцова оказался понятен южскому зрителю, в памяти остались не накладная борода и, возможно, не совсем удачный костюм, а трубный, зычный голос Минина-Ланцова, его насыщенные  эмоциями и патриотизмом речи. Актер достаточно легко осилил сложные обороты старорусского языка.

Е.В. Артемьева удивила и порадовала зрителей различными творческими решениями. В первую очередь, это целая палитра костюмов — княжеских, боярских, купеческих. Их шили специально для того спектакля в Южском Доме ремесел (мастер Светлана Прохорова), в областном центре изготавливали обувь — она также специфична. Вряд ли появилась бы возможность одеть актеров в наряды 17 века, не будь финансируемой из районного бюджета целевой программы по поддержке театрального движения в Южском районе «Южское достояние», говорит директор Южского РДК И.М. Захарова. И работники культуры выражают благодарность главе районной администрации В.Е. Калёнову за деятельное участие в жизни народного театра.

— Единственное, в чем мы ошиблись, так это с цветовым решением костюмов, — признается режиссер. — Для России, пережившей не самые лучшие времена, разоренной, голодной, — и яркие цвета: из-за этого не получилась атмосфера угнетенности.

Как всегда, режиссер была верна условности обстановки театрального действа. И декорации-трасформеры, почти моментально, без опускания занавеса, воссоздавали то белокаменные палаты, то горницу, то храм, то стены нижегородского кремля. Задумки  Е.В. Артемьевой по созданию таких декораций  воплотил в жизнь сотрудник Южского РДК Сергей Селиверстов. Удачной оказалась и идея опереться в постановке не только на своих актеров, но и на  приглашенные коллективы: клуб «Феникс», ансамбль народной песни из Палеха «Палиха» — для финальной песни, детскую фольклорную группу районного Дома культуры — в образах  нищих, поющих молитвы у церкви.

Статичность диалогов пьесы была «разбавлена» динамичными сценами, также смело введенными режиссером. Среди них эпизод с аферистами-купцами, сыгранными Андреем Гордеевым и Петром Лебедевым, выманивающих деньги у жадного сотоварища (Егор Гарин), пожалевшего гроши для ополчения. Молодым актерам, которым необходимо было показать совершенно разные характеры русских купцов, особенно нелегко пришлось на репетициях. Необходимо было вжиться  в эпоху четырехсотлетней давности, которую могут и должны подчеркнуть одежда, особенности речи и поведения, жесты.

— Для меня репетиции проходили очень трудно, — признается А. Гордеев, — я привык играть комические роли, единственная моя драматическая роль — Ромео. Необходимо было перестроиться, почувствовать то время, передать чувства страха, тревоги, но сначала не получался у меня мой купец Темкин. Наверно, и в те времена были  такие, готовые подзаработать на общем горе. Но в итоге наша сцена оказалась понятной зрителю.

Сцена, «полная слез» от расставания навеки Марфы (Елена Безина) и отправляющегося на ратный подвиг во спасение Отечества Алексея Поспелова (Илья Полушин), была названа одной из самый ярких. Как, впрочем, и эпизод с пророчеством Гришки, блестяще сыгранного Сергеем Коноваловым.

— Очень сложное произведение. Мы начали репетировать в сентябре прошлого года, и только незадолго до премьеры стали понимать, о чем в спектакле идет речь, — делится впечатлениями С. Коновалов. — После этого стало легче. У меня роль убогого (на эту роль я согласился сразу, без колебания), и смысл в этот персонаж вкладывается глубокий — «живущий рядом с Богом», «слышаший Бога»: таких людей уважали, к ним прислушивались. И в спектакле я должен был показать правильность выбранного Мининым пути. На спектакле многочисленные репетиции очень помогли: в какой-то момент я забыл, что я — Сергей Коновалов, я был Гришкой. Самым трудным для меня было во время подготовки к спектаклю ходить по городу с бородой и копной волос на голове, хотя позже перестал обращать внимание. Бороду пока оставлю, чтобы не забывалось, что 4 ноября состоится повтор спектакля.

Финальная сцена спектакля также оказалась необычайно сильной. Под занавес выходит князь Дмитрий Пожарский, призванный возглавить народное ополчение. Высокий, статный, в полном боевом облачении воевода (Андрей Селиванов) произносит свою речь. Звучит старинная песня в исполнении «Палихи». Выходят все «нижегородцы». И как бы слышится зрителю: «Заря взойдет!».

Н. КОСТРОВ

PS. В день премьеры поздравить заслуженный коллектив народного творчества Ивановской области, коим является Южский народный театр, за «царский подарок», за те эмоции, которые подарили зрителям, пришли глава Южского муниципального района Е.А. Муратова, глава районной администрации В.Е. Калёнов, глава Южского городского поселения В.Е. Барсуков.