ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Епископа Шуйского и Тейковского Матфея

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Епископа Шуйского и Тейковского МатфеяВозлюбленные братья и сестры, пастыри и монашествующие, все благочестивые христиане Шуйской епархии!

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Эти бессмертные слова мы сегодня произносим и к бессмертию приобщаемся. «Христос Воскресе!» – поют ангелы и святые, торжествующие на Небе. В этих словах состоит начало нашего воскресения здесь, на земле, и Господь всех нас призывает приобщиться к этому торжеству. В сегодняшний преславный и святой день мы с особенной силой можем ощутить великие блага Подателя Жизни – Воскресшего Господа, Который незримо присутствует посреди нас. Возрадуемся великой радостью – той, которая царит в православных храмах, которой наполнены пасхальные песнопения! «Ныне всё наполнилось светом – Небо и земля и преисподняя, да празднует вся тварь восстание Христа, на котором утверждается!»

Христос упразднил духовную смерть и даровал нам вечную Жизнь, и это – истина, просветившая и победившая мир. Вся наша вера, главные наши чаяния основаны на Воскресении Христовом, которое находится в неразрывной связи с нашим воскресением. Мы все, как первый человек Адам, не избежим смерти телесной, но нас оживляет вера в бессмертие и воскресение души. «Если Христос не воскрес, – восклицает апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:14,22). Но, несмотря на эти вдохновенные и убедительные слова Священного Писания, как сложно многим принять эту истину, переосмыслить свое отношение к смерти и бессмертию!

В нашем современном бытии понятие смерти во многом потеряло сакральный смысл, и погребение умершего представляется более ритуалом для его близких, нежели глубоким пожеланием ему бессмертия в вечности, куда он переходит. Победить страх перед тайной смерти, найти ей объяснение и обратиться к Победителю смерти – одна из главных задач в жизни человека. Святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Мы и теперь умираем прежнею смертью, но не остаемся в ней; а это не значит уже умирать. Сила и подлинность смерти в том, что умерший уже не имеет возможности вернуться к жизни. Если же он после смерти оживет, и при том – лучшей жизнью, то это уже не смерть, а успение (то есть сон)».

Земная жизнь человека сопряжена с множеством скорбей. Нас часто отягощают болезни и немощи, а также угнетенное душевное состояние. Господь и пришел в мир для того, чтобы мы протянули Ему свою руку, воззвали о помощи. Суть Своего служения Он выразил словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19; Ис. 61:1). Спаситель сотворил при жизни множество чудес и исцелений. Каждое исцеление было не только Божиим даром человеку, но приобщением его к вечному Царству, малым воскрешением его души – новым «летом» в его жизни. Любой христианин когда-то глубоко переживал благодать своего духовного «лета», радость о Господе. Возрадуемся, братия и сестры, что самое неповторимое «лето Господне» – Пасха Христова – сегодня наступило для всех!

С особенной силой Христос явил Свою оживляющую, воскрешающую силу в последние дни Своей земной жизни. Воскрешением Лазаря Господь показал, что уже в земной, телесной жизни человеком преодолевается вечная смерть, что уже в теле человек становится причастником славы Воскресения. Благоразумный разбойник – это пример того, что переходящий в смерть, даже если он великий грешник, – будет прощен, спасен и воскреснет душой, если покается. И на примере праотца Адама, которого Христос извел из ада вместе с праведниками, нам открывается, что умершие войдут в рай, если имели общение с Богом и в покаянии примирились с Ним. Икона Воскресения называется «Сошествие во ад»: на ней изображается, как Христос, войдя в адскую темницу, сокрушает, попирает ее врата и изводит оттуда нашего праотца Адама и нашу праматерь Еву. Узники ада не сами выходят из заключения, но Воскресший Господь, взяв их за руки, как бы вытягивает, вырывает их силой Своего Божества из объятий смерти. Праздник Воскресения и называется Пасхой, что означает по-еврейски «переход», «избавление». Христос спасает нас, утопающих, погибающих во грехе, умирающих духовной смертью, и нашим долгом является ощутить потребность в Спасителе, призвать Его. Весь путь Христов ознаменован для каждого верующего постепенным освобождением, исцелением, воскрешением души. Это и есть знаки нашего спасения в вечности.

Наша современная жизнь всё более наполняется внешним, часто бесцельным движением, и всё более – внутренней пустотой, душевным бессилием. Многие из нас жалуются на усталость и разочарование, потерю смысла жизни. Можно сказать, что в жизнь человека входят новые, нераспознанные еще искушения, которые нацелены на саму основу личности, на ее духовную свободу. Как же нам потребно выйти из этого непрестанного круговорота суеты, обострить внимание к своему душевному устроению! При всей необходимости внешних попечений обязательно нужно стремиться к «тихому» внутреннему состоянию, настраивать себя на благочестие и душевную чистоту. Как можем мы подлинно пережить Пасху, если даже на краткое время нам трудно иметь душевное напряжение, трудно пребывать в состоянии борьбы с собой?

Достаточно часто мы повторяем, что нашему молодому поколению становится сложнее формировать свою личность, обрести себя, преодолевать все эти новые искушения. Существующая в обществе идеология потребления, а сказать вернее, отсутствие самой идеологии, накладывает ответственность за возрастание юного поколения на нас самих – на родителей, педагогов, Церковь. То, что мы успеем вложить в наших детей перед их вхождением в сознательную жизнь, то и составит основу будущего поколения. Призываю наших прихожан принимать посильное участие в устроении воскресных школ, детских садиков, праздничных православных мероприятий. И главное – стараться поддерживать дух православной семьи.

Идея христианства есть идея единения, идея общины. Любовь, которую заповедал нам Христос, проявляется в общине – семье, приходе, братстве, монастыре. Эта любовь – не есть лишь взаимная симпатия или «приятность» от общения. Любовь евангельская основана на служении, на взаимной помощи, терпении, – в этих качествах и проявляется дух Христов. Стремление послужить ближнему естественно отражается на всех сторонах общественной жизни, это и должно стать нашим миссионерством. Служение как таковое – это не только добрый пример, но и средство исполнения заповедей Христовых, обретения духовной радости. Эта радость может становиться нашим «летом Господним», преддверием Пасхи.

В нынешний пасхальный день вместе со всей Церковью воспоем: «Поклонимся святому Христову Воскресению, се бо прииде Крестом радость всему миру!» Преложим свои печали на радость, потому что высшая духовная радость сегодня явилась всему миру! Христос Воскресе!

 

† Матфей,

Епископ Шуйский и Тейковский

Пасха Христова,  28 апреля 2019 года

Град Шуя