20 мая отметил свой день своего рождения Почетный гражданин Южского муниципального района, народный художник Российской Федерации Бабурин Николай Иванович.
В посёлке Холуй Южского района 20 мая 1930 года в семье иконописца Ивана Бабурина родился сын – Николай. В Холуе это известная фамилия – прадед, дед и отец были иконописцами. С самого детства мальчик увлекся рисованием. Он и сейчас вспоминает, как любил срисовывать картинки из книжек. А его отец охотно помогал мальчику. На бумаге появлялись знакомые картинки родного села: домики, речка, деревья.
В 1938 году Николай пошёл в школу, где ему особенно полюбились уроки рисования. Он рисовал с натуры и по памяти. Когда Николай бывал в художественной мастерской, где работал его отец, он наблюдал за работой художников над большими картинами, так называемыми «коврами». Мальчику тоже хотелось попробовать работать масляными красками. На тот момент он ничего не знал о темперной живописи на папье-маше.
В возрасте 13 лет в 1943 году он поступил в Холуйскую художественную профессионально-техническую школу. Шла война. Учиться было тяжело: холодно и голодно. Ученики ездили в Южу за продуктами. Приходя на обед, ребята несли с собой дрова, которые сами заготавливали.
В школе преподавали замечательные художники, бывшие иконописцы, которые стояли у истоков холуйского стиля миниатюрной росписи, это: Костерин К.В., Мокин С.А., Пузанов-Молев В.Д. Преподаватели личным примером прививали ребятам любовь к искусству. Студенты постоянно рисовали. Блокноты для зарисовок носили повсюду, даже брали их в кино. Главной целью профтехшколы была подготовка квалифицированных художников лаковой миниатюры. Именно ими был найден художественный стиль холуйской миниатюрной живописи: по декоративности стоящий между стилями Палеха и Мстёры. Очень образное сравнение художественных стилей с видами театрального искусства приводит Михаил Борисович Печкин в книге «Соль, иконы, миниатюра»: «Палех я бы сравнил с балетом – за условность художественного языка, лёгкость и изящество фигур, как бы пританцовывающих, слегка касающихся земли… Холую бы подошло сравнение с оперой, менее условной по характеру, чем балет, но при этом наполненной великолепными декорациями и звуками. А для Мстёры более всего подойдёт сравнение с драматическим спектаклем, более реалистичным по характеру и стилю, но не менее возвышенным, по сути».
В 1947 году состоялся первый выпуск мастеров холуйской лаковой миниатюрной живописи, в их числе Николай Бабурин, он с отличием закончил профтехшколу. Выпуск этого года назвали «золотым выпуском». Выпускники составили целую плеяду талантливых, одарённых молодых художников. Они истинно любили искусство лаковой миниатюры и стремились развивать его дальше. Николай Иванович Бабурин стал творчески активным художником-миниатюристом. Он смог обогатить миниатюру традициями иконописи и выработав оригинальный художественный стиль письма, создать собственный стиль. Творчеству Николая Ивановича подвластны любые темы: исторические, современные, сказочные. Он всегда находит неповторимое поэтичное решение. Первые большие работы приносят успех художнику и находят своё достойное место в музеях не только бывшего СССР, но и за рубежом.
Особое место в своём творчестве художник отводит любимому поэту А.С. Пушкину. За время своего творчества Николай Иванович создал множество миниатюр, без преувеличения их можно назвать произведениями искусства мирового уровня. При этом он пишет только то, что ему дорого и волнует как художника. Самое полное собрание произведений Н.И. Бабурина находится в Государственном музее Холуйского искусства, в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. В коллекции ГРМ экспонируется коробочка «Садко»(1968г.), а в фондах имеется шкатулка на тему «Конек-горбунок».
Хотя Н.И. Бабурин в 1993 году ушёл на заслуженный отдых, он продолжает поддерживать молодых художников-миниатюристов советами. Участвует в комиссии на защите дипломов. Художник призывает творческую молодежь к поискам новых форм, смелым экспериментам в композициях и колористических решениях. Николай Иванович приводит высказывание Леонардо да Винчи: «Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника».