Прокуратурой Южского района выявлены нарушения законодательства в сфере противопожарной безопасности, безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологического состояния и других.
Комментирует Я.Э. Габалиня, старший помощник прокурора района юрист 1 класса
– Прокуратурой района в ходе выездной проверки выявлены нарушения законодательства в области противопожарной безопасности в лесах при заготовке древесины на территории Южского, Мостовского и Холуйского участкового лесничества.
По результатам проверки выявлено, что делянки, на которых шла заготовка, имеют захламление: порубочные остатки собраны в валы и частично сожжены, выявлены оставленные костровища, брошенный сортимент и швырки. При заготовке древесины сжигание порубочных остатков производилось непосредственно у стены леса, что запрещено Правилами заготовки древесины, которые утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 г. № 337. За несоблюдение правил заготовки древесины составлено 2 постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, 2 постановления по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, внесено 3 представления, которые находятся на рассмотрении.
– Прокуратура района по результатам проверки соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения выявила нарушения требований ГОСТ-Р 50597-17 «Дороги автомобильные и улицы» при содержании дорог Южского городского поселения и Талицко-Мугреевского сельского поселения.
Согласно указанному ГОСТу наличие на дорожном полотне выбоин и проломов не допускается. Обязанность по содержанию дорог местного значения в силу Закона лежит на органах местного самоуправления и является расходным обязательством бюджета Южского городского поселения, а в отношении сельских дорог – бюджета Южского муниципального района. В нарушение требований ГОСТ-Р 50597-17 «Дороги автомобильные и улицы» на ул. Калинина и ул. Горького г. Южи, а также на дорожном покрытии ул. Советской с.Мугреевский Южского района выявлены выбоины и проломы длиной более 1 метра, глубиной до 7 см. На ул. Горького г. Южи и ул. Ленина с. Талицы Южского района выявлено разрушение дорожной одежды более чем на 50 %. По результатам проверки в суд направлены исковые заявления с требованием провести капитальный ремонт дорог местного значения. Исковые заявления приняты к рассмотрению Палехским районным судом Ивановской области.
– Прокуратурой района при проверке санитарно-эпидемиологического состояния территории Южского городского поселения выявлены несанкционированные свалки ТКО в районе ул. Аэродромной и ул. Куйбышева г. Южи.
Так, на территории аэродрома выявлены свалки со следами горения, на территории за коллективными садами , расположенными вдоль ул. Куйбышева выявлено 5 свалок битого бутылочного стекла объемом более 10 кбм. В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.51 указанного закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям. По выявленным нарушениям в суд направлено исковое заявление о понуждении МКУ «Управление городского хозяйства» и Южское РАЙПО ликвидировать несанкционированные свалки.
– В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем , в ходе выездной проверки на территорию Холуйского сельского поселения были выявлены множественные свалки бытового мусора в д. Снегирево, Изотино, Ирыхово, Селищи и иных. Как оказалось, сбор ТКО в данных населенных пунктах не осуществляется, что порождает образование несанкционированных свалок. В силу ч. 3 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» обязанность по надлежащей организации сбора и вывоза ТКО лежит на органе местного самоуправления района. По результатам проверки должностное лицо администрации привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, в суд направлено исковое заявление о понуждении убрать несанкционированные свалки с территории населённых пунктов Холуйского сельского поселения. Иск на рассмотрении суда.
– Согласно ГОСТ-Р 50597-17 «Дороги автомобильные и улицы» наличие на дорожном полотне выбоин и проломов не допускается. В ходе проверки прокуратурой района состояния дороги ул. Механизаторов г. Южи выявлено, что дорожное твердое покрытие имеет разрушение: просадки и выбоины.
Однако, установить в коком исполнении должно находиться дорожное полотно не представилось возможным, поскольку проект организации дорожного движения, в котором указан вид дорожной покрытия, не разработан. В связи с выявленными нарушениями в суд направлено исковое требование с требованием понудить орган местного самоуправления разработать проект организации дорожного движения на указанную дорогу. В последующем в судебные органы будет направлен иск о понуждении привести дорожное покрытие дороги в соответствие с проектом организации дорожного движения.
– По результатам проведенной проверки в области содержания муниципального имущества объектов теплоснабжения выявлено, что тепловые камеры в районе улицы Механизаторов г. Южи не закрыты надлежащим образом, а оборудование тепловых камер не имеет тепловой изоляции, что ведет в потере теплового ресурса и получению некачественной коммунальной услуги теплоснабжения. Незакрытые тепловые камеры и смотровое колодцы представляют опасность для граждан. В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества , в том числе проведение капитального ремонта, лежит на его собственнике, в связи с чем в суд навалено 3 исковых требования о понуждении произвести капитальный ремонт тепловых камер в районе улиц Механизаторов.
– 25.06.2019 в ходе выездной проверки территории Мостовского участкового лесничества выявлен факт незаконной рубки зеленых насаждений породы береза на берегу озера Западное Южского района. Вдоль берега выявлены кострища, свидетельствующие о сжигании зеленых насаждений отдыхающими. Рубка лесных насаждений без специального на то разрешения строго запрещена. Нарушение указанного запрета образует состав уголовно наказуемого деяния по ч. 1 ст. 260 УК РФ. Прокуратурой района в адрес МО МВД РФ «Южский» направлено проставление о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 260 УК РФ.
– Прокуратурой Южского района усилен надзор в области соблюдения законодательства об охране окружающей среды. За истекший период 2019 года выявлено более 70 нарушений закона, в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внесено 30 представлений, по результатам рассмотрения которых 15 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в отношении должностных лиц, допустивших нарушения в области обращения с отходами производства и потребления составлено 12 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 и 8.2 КоАП РФ, опротестовано 8 незаконных правовых актов в области природопользования, в суд направлено 3 исковых требования, в порядке ст. 37 УПК РФ в следственные органы направлено постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 260 УК РФ.
– Прокуратурой района на постоянной основе согласно приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 28 12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» проводится проверка нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления на предмет соответствия их действующему законодательству и выявления коррупционных факторов. За истекший период 2019 году органами местного самоуправления принято более 400 нормативных правовых актов, прокуратурой района опротестовано более 70 НПА, выявлено 5 НПА, содержащих коррупциогенные факторы, которые могли способствовать злоупотреблению со стороны должностных лиц. По результатам рассмотрения протестов прокуратуры района нарушения действующего законодательства устранены, коррупциогенные факторы исключены.
– Прокуратурой района выявлено нарушение законодательства о недрах. В соответствии со ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Как установлено, ООО «Южский молочный завод» использовал скважину в целях предпринимательской деятельности по переработке молока и изготовлению молочной продукции на основании лицензии, срок действия которой истек 01.05.2019 года. Новая лицензия Обществом не получена, в связи с чем в адрес директора ООО «Южский молочный завод» внесено представление с требованием устранить выявленные нарушений в 30-дневный срок.
– Прокуратурой района установлено, что на территории Южского муниципального района расположено 4 сибиреязвенных скотомогильника 1936 и 1941 годов захоронения. В случае ненадлежащего содержания скотомогильников, с захоронением животных, погибших от сибирской язвы под угрозу ставится экологическое благополучие территорий сельских поселений, на территории которых размещены животноводческие фермы, расположены водные источники.
Однако, данные сооружения не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными. Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Закон 184-ФЗ) в собственности субъекта Российской Федерации для осуществления полномочий, указанных в п. 2 ст. 26.3 Закона 184-ФЗ, может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Таким образом, скотомогильники могут находиться в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. По результатам проверки в суд направлено исковое требование к Управлению имуществом Ивановской области о регистрации права собственности на указанные объекты. Иск находится на рассмотрении суда.