Рождественское послание Преосвященнейшего Иоанна

Рождественское послание Преосвященнейшего Иоанна,

Епископа Шуйского и Тейковского, пастырям, монашествующим

и всем верным чадам Шуйской епархии

 

Возлюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини, братья и сестры, все христолюбивые чада Шуйской епархии! От всей души поздравляю Вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова!

Днесь радуется и веселится Христова Церковь, прославляя и величая пришествие в мир Христа Спасителя, благоволившего родиться в Вифлееме. И великая радость и благодарность Господу преисполняет сердце каждого человека от сознания, сколь великую благость и любовь явил нам Творец и Создатель всей вселенной.

Рождество Христово преобразило весь мир, а для человека стало залогом бессмертия, источником жизни, любви и мира. Обращая свой молитвенный взор к Вифлеемским яслям и внимая дивным словам Рождественского канона, мы благоговейно изумляемся необычайному и чудному явлению на землю Христа Бога нашего: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем» (ирмос 9 песни Рождественского канона).

Святитель Иоанн Златоуст в Слове на Рождество Христово так рассуждает о смысле нынешнего торжества: «Таинство странное и поистине изумительное представляет мне торжество настоящего праздника! Слышу раздающиеся пения пастырей, которых звуки с пустынных полей возносятся к небу и смешиваются с хорами Ангельскими: Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы в радостных песнях прославляют Господа, и святая радость одушевляет их в сей день, в который Божество соединилось с человечеством. О, день высокого смотрения (воплощения)! О, день неизреченной благости! Бог, сущий превыше небес, нисходит даже до нашего ничтожества, а человек, столь глубоко низринувшийся чрез свое падение, возвышается даже до небес!»

Как же человек может осуществить свое предназначение – стать соучастником Господа в Его Божественной радости, в Его вечном райском блаженстве? Святые отцы учат, что ключом к достижению Царствия Небесного является смирение. Не случайно и Сам Господь в том, в каких обстоятельствах Он явился в мир, явил нам образ смирения. Таинство Вочеловечения осуществилось не в богатых палатах, не в царских чертогах, а в убогом вертепе. В тропарях на 3 часе в Навечерие Рождества Христова поется: «… во яслех убогих Сын Единородный лежащь видится человек и пеленами повивается , иже Славы Господь». Недаром Господь Иисус Христос так часто называл Себя Сыном Человеческим. Этим Он не только свидетельствовал, что Ему помимо Божественного естества присуще и естество человеческое, но и в спасительное назидание людям  показывал Свое дивное Божественное смирение. Именно в этом смирении проявилась Его великая неизреченная любовь к роду человеческому. Поэтому и нам следует смиряться перед Богом и людьми, слушать своего Господа и соблюдать все Его спасительные заповеди. Тогда благодать Святаго Духа навеки соединит нас со Христом и будет для нас источником спасения и достижения райского блаженства.

На каждом богослужебном круге в начале утрени мы с благоговением внимаем словам ангельской песни, возвестившей вифлеемским пастухам о пришествии Христа Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Святые отцы пишут, что этот мир, принесенный родившимся Господом, должен быть прежде всего в нашей душе. Именно смирение и является необходимым условием мирного устроения духа. Прп. Лев Оптинский говорит об этом так: «…Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшее есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освящает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира, который даровал нам Премилосердый Создатель, глаголя апостолам: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14, 27)».

Но мы с болью в сердце отмечаем, что современный мир далек от того состояния, которое предрекали прославлявшие Рождество Христово ангелы: по всей земле идут войны, а на пространствах исторической Руси врагами нашего Отечества воздвигнута междоусобная брань. Почему так происходит? Как толкует эти слова Священного Писания Святейший Патриарх Кирилл, «две части послания от небожителей соединены: «слава в вышних Богу, и на земли мир», то есть восхваление Бога, вера в Бога, преданность Богу есть непременное условие мира на земле. А если первая часть не исполняется, если люди отвергают Бога, хулят Бога, создают цивилизацию мощную, сильную, но полностью обезбоженную, – то какой же на земле мир? Какое благоволение Божие к человекам? Ведь люди отказались от Божиего замысла и о мире, и о человеке, идут собственным безбожным путем, иногда даже сохраняя формально веру в Бога». А значит, для наступления столь желанного нам мира мы должны хранить веру в сердце и нести эту веру другим людям, прежде всего, проявляя к ним милосердие.

В минувшем году священнослужители – сотрудники отдела по взаимодействию с вооруженными силами Шуйской епархии – семь раз посещали зону СВО, чтобы оказать поддержку нашим воинам. Они доставляли гуманитарную помощь, совершали богослужения, духовно окормляли бойцов. И эти посещения благотворно влияли на состояние духа наших защитников. Призываю вас в Рождественские дни не оставить своим вниманием и попечением не только своих родных, но и тех людей, кто, выполняя свой долг, находится далеко от дома, кто рискует собой, даруя нам мирную жизнь.

В наступившем 2025 году Русская Православная Церковь будет торжественно праздновать 100-летие блаженной кончины свт. Тихона, патриарха Московского и всея России. В своем житии святитель Тихон явил образ смирения, покорного следования воле Божией. Современно звучат слова его Послания на вступление на Патриарший Престол Православной Российской Церкви, произнесенные 18 декабря 1917 года: «В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная». Именно поэтому в нынешнюю годину испытания мы обращаемся к его заступничеству, просим его святых молитв о нашем земном Отечестве и о том, чтобы он помог нам на многотрудном пути в Отечество Небесное.

Сердечно желаю всем вам в наступившем году помощи Божией, Его неисчислимых милостей в ваших заботах о вечном спасении, в трудах на благо Святой Церкви и на всех путях вашей жизни. Мир, возвещенный ангелами, принесенный на землю Богочеловеком Христом, да пребывает со всеми вами!

 

† Иоанн,
епископ Шуйский и Тейковский
Рождество Христово 25 декабря 2024 / 7 января 2025 г.
Град Шуя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *