В Ивановской области фонари на пешеходных переходах светят под особым углом

Более 90% протяженности опорной сети дорог в Ивановской области соответствует нормативу. Президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей “Росасфальт” Николай Быстров поделился впечатлениями о состоянии дорог региона.

Власти не боятся критики со стороны общественности

В Ивановской области фонари на пешеходных переходах светят под особым углом

– Николай Викторович, вы признанный эксперт в дорожной отрасли. Как вы оцениваете состояние дорог Ивановской области?

– Более 90% протяженности опорной сети дорог здесь соответствует установленному государством нормативу, что существенно превышает средний показатель по России. Это следствие системного подхода к ведению дорожного хозяйства в Ивановской области, к планированию работ и их реализации. Учитываются интенсивность движения и социальные факторы. В первую очередь это обеспеченность подъездов к медицинским учреждениям.

– Дороги ремонтируют по нацпроекту “Безопасные и качественные дороги” (БКД). Что он дает регионам?

– Совокупность автомобильных дорог состоит из федеральных трасс, которые проходят через Ивановскую область, дорог территориальных и муниципальных. Вся сеть в стране финансируется с помощью бюджетов разных уровней. При этом даже в муниципальный бюджет могут приходить деньги из федерального центра. Одним из механизмов этого и является проект “БКД”. В целом он позволил существенно улучшить состояние автомобильных дорог в России.

– Как считаете, у нас в регионе учитывается мнение общественности в вопросе ремонта дорог?

– Это редкий опыт, когда губернатор, как в Ивановской области, считает возможным и необходимым проводить встречи с приглашением экспертов и представителей общественности, которые критикуют эти вопросы. Я лично получил удовольствие при обсуждении, люблю дискуссии. Ведь когда собираются люди, у которых одинаковые точки зрения, то это уже профессиональное или социальное кладбище! Ну, все согласны – и чего собирались?

Был такой руководитель дорожной отрасли в Белоруссии Александр Васильевич Минин, который внес огромный вклад в ее развитие. И он говорил, что дорожники – это самая публичная профессия. Почему? А потому, что самолетами люди раз в год летают, по железной дороге ездят три раза в год, а автомобильной дорогой человек пользуется каждый день. И с этой точки зрения мы все постоянно под прицелом общественности, прессы и каждого жителя.

Жители деревень тоже имеют право на комфорт

– На наших магистралях не так давно появились “островки безопасности”, которые сразу стали предметом споров. Нужны ли они?

– Тут даже и вопросов быть не может: конечно, нужны. Этот вопрос – лишь один из ста по организации дорожного движения. Значит, Ивановская область – счастливая, потому что самый главный вопрос у общественности: что делается с “островками безопасности”? Это означает, что все важные проблемы сняты, люди могут спокойно ездить по качественным дорогам.

– У нас в прошлом году, кроме основных дорог, впервые начали системный ремонт улиц частного сектора. Как вы оцениваете такую инициативу?

– Я не люблю высокопарных слов, но тут скажу: это абсолютно соответствует конституции России, где закреплено право каждого на свободное перемещение. Человек, который живет в частном секторе, ничем не отличается от того, кто живет в многоквартирном доме – он такой же налогоплательщик. Он выходит за порог, хочет сесть в машину и поехать по нормальной дороге. Так что я к этой инициативе отношусь положительно.

– Иногда мы слышим критику по поводу ремонта сельских дорог, что там плотность населения значительно меньше, чем в городских кварталах, а значит, государственные деньги тратятся с меньшей пользой, для незначительного числа людей. Можете как-то прокомментировать?

– У нас в стране несколько десятков тысяч населенных пунктов, которые не обеспечены дорогами с ровным покрытием, хорошими подъездами. И мы обязаны этот вопрос решить. Понятно, что в первую очередь надо делать то, что уже сделала Ивановская область – отремонтировать основные дороги.

У городских жителей есть плюсы и помимо хороших дорог. Условно говоря, государство потратило очень много денег, чтобы в мегаполисах было комфортно. Они уже имеют ряд преимуществ по сравнению с жителями отдаленных населенных пунктов. Это и социальные блага: почта, магазины, медицина, общественный транспорт, музеи, театры. Горожане могут пользоваться различными системами жизнеобеспечения: канализация, водопровод. Жители частного сектора вынуждены делать это за собственные средства.

Но комфортно должно быть всем. Поэтому я считаю, что решение строить и ремонтировать сельские дороги – единственно правильное. Равномерность развития территорий в приоритете. Потакание нездоровой урбанизации может привести к снижению качества жизни.

На безопасность влияет даже качество разметки

– Каковы причины аварийности на дорогах?

– Универсального ответа тут не существует, речь идет о сочетании различных факторов. Основная причина – недисциплинированность водителей, превышение скорости, опасные маневры, телефоны в руках. У меня такое ощущение, что каждый четвертый или пятый при движении не расстается с мобильником. И таких становится всё больше! К сожалению, ушло в прошлое и понятие “профессиональный водитель”.

– Те технологии, что применяются при ремонте дорожного полотна в Ивановской области, минимизируют риски аварийности? Связаны ли они вообще с состоянием трассы?

– Для нашей страны огромное значение имеет уровень зимнего содержания автодорог. Это сочетание двух факторов. Первый – уборка снега, противогололедные реагенты. С другой стороны, водитель, который должен понимать, что зимой нельзя ездить с той же скоростью, что летом.

На безопасность влияет и верхний слой дорожного полотна, такие его качества, как коэффициент сцепления, продольная и поперечная ровность, весь комплекс технических средств организации дорожного движения. Важнейший фактор – качество разметки, ее цвет, яркость и световозвращение.

– Как с этим обстоит дело в Ивановской области?

– Выше среднего. У вас мне очень понравился повсеместный способ повышения безопасности: на каждом повороте стоят знаки со стрелками, так называемые “дорожные шевроны”. Это говорит о том, что к мерам повышения безопасности в регионе подходят осознанно, эффективно и при минимальных затратах в данном случае. Положительно отмечу я и освещение аварийно опасных участков на региональных дорогах.

Местные ученые приступили к разработке смесей

– Отметили ли вы какие-то нестандартные решения при организации дорожного движения в регионе?

– Да, например, в освещении пешеходных переходов. По стандартной схеме это делается сверху. Однако в этом случае, когда навстречу едет автомобиль, сочетание двух потоков света приводит к тому, что пешехода плохо видно. В Ивановской области отработали изменение угла освещения для того, чтобы этот временный эффект не проявлялся. О таком решении проблемы услышал впервые именно у вас. Это реально профессиональный подход.

– Материалы и покрытия, которые используют в Ивановской области, соответствуют климатическим и другим условиям?

– В рамках специфики моей работы в основном приходится критиковать. Тем приятнее отмечать положительное. Ивановская область достаточно быстро переходит на новые нормативные документы, которые приняты в стране в последние годы в области асфальтобетонных смесей, дорожных бетонов и целого ряда других материалов, применяемых при строительстве и ремонте.

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси с применением полимерно-битумного вяжущего компонента – сегодня одно из оптимальных решений с точки зрения сопротивления образованию колеи, требуемого коэффициента сцепления колеса с покрытием. Здесь мне указывать на какие-то принципиальные недостатки нет повода.

С ивановскими коллегами мы обсуждали, что сейчас идет поиск добавок, которые могли бы заменить дорогой полистирол. Среди вариантов есть и разработанный учеными Ивановской области из химтеха. Этот факт очень радует.

– На ваш взгляд, в области достаточно развязок? Сейчас их пять, строится шестая.

– Для ответа на этот вопрос надо очень хорошо знать всю систему дорог в Ивановской области – я такими детальными знаниями не обладаю. Решение о реконструкции развязок принимается на основании одного фактора: когда на этом месте много ДТП или постоянно создается пробка. На данный момент администрация в полной мере эти факторы учитывает в своих планах.

– Есть ли у вас какие-то серьезные замечания к ситуации по дорогам в регионе?

– Я не вижу вещей, которые требуют принципиальной и срочной корректировки. У меня сложилось впечатление, что за последние четыре-пять лет пройден очень серьезный путь по улучшению состояния сети на основании системных решений. Каждое должно приниматься с учетом истории эксплуатации дороги, конструкции дорожной одежды, интенсивности движения, социальных факторов.

– В каком направлении развития дорог должна двигаться Ивановская область?

– Уверен, что следующим этапом будет акцент на местной дорожной сети. Это очень непростой вопрос, в каждом конкретном случае надо выбрать оптимальное решение, соответствующее именно данному поселку, деревне. Тут не может быть такого: возьмем одну конструкцию и везде будем ее применять, это неправильно. Это повод для очень серьезной работы, но я уверен, что Ивановская область справится.

 

Беседовала Ирина БЕРЕГОВА