Известный жителям нашего района по книгам и альбомам “Жив ли дух в Отечестве моем?”, “Южская Карелия”, “Родина Пожарского”, “Южский край” и другим изданиям лауреат областных и всероссийских литературных конкурсов Игорь Антонов готовит к печати новую свою работу – альбом “Нет выше чести. Генералы МВД Ивановской области”. Один из очерков издания посвящен уроженцу Южской земли, генерал-полковнику милиции Сергею Федоровичу Щадрину.
В ХVII веке, в самый разгар Смуты в Русском государстве, Мугреево-Никольское прославилось тем, что из этого села, находящегося на территории нынешнего Южского района, по призыву нижегородцев начал свой поход во главе Второго ополчения для освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков герой Отечества Дмитрий Михайлович Пожарский, который в дальнейшем возглавлял несколько Приказов, в том числе – разбойный. А в минувшем ХХ веке из этого населенного пункта шагнул в большую жизнь Сергей Федорович Щадрин, который в нелегкие, можно сказать, смутные для нашей страны времена 1990-х, нередко рискуя своей жизнью и жизнью близких, стоял на передовых позициях защиты закона, свободы и прав граждан. И первым в нашей области получил звание генерал-полковника милиции.
Свое детство Сергей Федорович связывает с Мугреево-Никольской средней школой, отцом Федором Петровичем – бригадиром совхоза “Мугреевский”, мамой – педагогом Анной Ананьевной и бабушкой по отцу – Прасковьей Сергеевной. Школа дала ему знания, умение аналитически мыслить, чувства дружбы и коллективизма. Отец, как, впрочем, и мать, привил любовь к чтению, труду (несмотря на сравнительный достаток в семье, Сергей в юношеском возрасте работал на стройке, в полеводческой бригаде), уважение к старшим и безграничную преданность родному очагу, своему селу и краю. Эту привязанность умело подпитывала и бабушка. Сергей еще в начальной школе узнал, что он родился примерно в тот день, когда на свет появился Сергий Радонежский, и будущего генерала назвали в его честь. От бабушки он также узнал, какой след оставил князь Дмитрий Михайлович Пожарский в его родном селе. Именно бабушка на основании преданий впервые рассказала о том, где могли располагаться усадебный дом Пожарских, их сад. Там, где росли яблони, сливы, сейчас раскинулись картофельные участки. И местные жители до сих пор говорят: “Пошел в сад картошку сажать” или “Много ли мешков клубней в саду накопал?”. Также сохранились каменные конюшни, по словам Прасковьи Сергеевны, якобы возведенные Пожарскими.
Так ли это на самом деле? Это вопрос к историкам и археологам. Известно, что после смерти Д. М. Пожарского Мугреево-Никольское переходит к его сыновьям – Петру и Ивану. В 1670 году село осталось за сыном последнего – князем Юрием Ивановичем. После его смерти (а он был последним князем в роду Пожарских) вотчина оказалась выморочной и отошла к государству. На рубеже ХVII -ХVIII веков село принадлежало вначале князьям Милославским, а потом – Долгоруким.
В середине ХVIII века судьба свела село с родом Гончаровых, самая известная представительница которого – Наталья Николаевна, жена А. С. Пушкина.
Естественно, и сад, и конюшни могли появиться в селе уже после Пожарских, но это опять же только предположения.
Другое дело Дмитриев бугор, который расположен поблизости от села, по тому же преданию, на нем стоял шатер Д. М. Пожарского и именно в нем, а не в княжеском доме он принимал послов из Нижнего Новгорода. С этим предположением тоже можно согласиться, а можно и поспорить, потому что послы приезжали в 1611 году 28 октября по старому стилю, а в это время еще сравнительно тепло. И нам к тому же неизвестно, был ли в Мугреево-Никольском княжеский двор к моменту приезда туда Д. М. Пожарского после ранения в битве за Москву с поляками в рядах Первого ополчения. И если его к тому времени не было, то Пожарскому, как князю и полководцу, было негоже принимать послов в простой русской избе.
Сергей Щадрин уже с детского возраста проникся уважением к своему знаменитому земляку, к его делам и свершениям во имя своего народа и своей Родины. Для будущего генерала это было хорошим уроком патриотизма. Проникся он уважением и к своим родовым корнями. По некоторым предположениям, Шадрины – Щадрины – старинный русский род, ведущий свое начало от якутского казака, убитого в XVII веке в сражении против сибирских инородцев.
Закончив десятилетку (уже в Юже в школе №2) с неплохими отметками, поехал поступать в Горьковский политехнический институт. Успешно сдал экзамены, но не прошел по конкурсу. Вернулся домой и решил поработать в родном совхозе “Мугреевский”. А в это время у Щадриных гостила тетка Сергея, заместитель директора Комсомольского политехнического техникума. Посмотрев экзаменационный листок племянника, она с уверенностью заявила, что с такими оценками она может рекомендовать его в слушатели своего учебного заведения. Техникум он закончил, служил в армии. После пяти лет учебы на дневном отделении Ивановского государственного университета получил диплом учителя математики и начал работать педагогом в Комсомольской средней школе (в Комсомольск он поехал по месту проживания своей жены).
Вместе с ним в многоквартирном доме проживал заместитель начальника политотдела Комсомольского РОВД В. Н. Брюханов. Именно он уговорил Сергея Федоровича перейти работать из школы в милицию, где он получил должность инспектора БХСС районного отдела внутренних дел Комсомольского района, потом старшего инспектора. И все за то, что довел до суда два громких в то время дела: одно, связанное с махинациями с золотом местного зубного врача, другое – с комбикормами. Фигурант второго дела, директор Маркинского рыбохозяйства продавал налево корм, предназначенный для выведения рыб, от которого у покупателей дохли свиньи. Как показало следствие, в нем содержалось битое стекло. Руководитель хозяйства вел себя вызывающе:
– До самой пенсии проверять будете, но ничего не найдете…
Однако молодой инспектор быстро нашел вещественные доказательства, по которым директор получил пять лет тюрьмы. И это несмотря на то, что у него были высокие покровители из числа любителей свежей рыбки.
Принципиальность, упорство, знание основ дознания и следствия Сергея Федоровича (к этому времени он успел закончить Рижскую школу милиции) не могли остаться незамеченными в УВД области. Он был вызван к начальнику управления, генералу милиции С. М. Романову и получил назначение в Пучеж на должность заместителя начальника местного РОВД. Первым, с кем познакомился Сергей Федорович на новом месте, был первый секретарь райкома партии В. И. Вагурин. Щадрин до сих пор говорит о нем как о замечательном руководители и хорошем психологе. Именно Виталий Иванович дал обещание через месяц обеспечить Щадрина квартирой и сдержал слово. Тот же Вагурин спас его от преследований районной и областной прокуратур по поводу милицейской разборки в руководимом Щадриным РОВД.
Вагурин так и сказал областному прокурору:
– Я этого человека не дам шельмовать…
А когда Вагурина перевели на другое место работы и его заменил В. Лепортов, то Щадрин и с ним сработался.
Именно из Пучежа Сергей Федорович был отправлен в длительную командировку в Афганистан, с отрядом особого назначения. Там он и в боях участвовал, и в переговорах с бандгруппами. Вспоминает, как с горсткой бойцов удалось отбить атаку большого отряда душманов. По возвращении из горной страны становится начальником РОВД. Район свой Щадрин знал вдоль и поперек. Потом, когда вышел в большие милицейские начальники, говорил, что работа на “районной земле” и есть самая интересная, когда не только тебя все знают, но и ты знаешь всех. Еще бы: приходилось заниматься всем – от кухонного мордобоя до массовых беспорядков. Днями и ночами, в выходные и праздники мотался Щадрин по “своей земле”. Во все вникал. За день принимал десятки решений. И все четче понимал: слишком долго засиживаться на одном месте нельзя – привыкаешь, делаешься неповоротлив, глаз “замыливается”. Чувствовал, что возможности свои еще не исчерпал, что надо идти дальше. А дальше можно было идти только через Академию МВД. Пошел к начальнику УВД области, поговорил. Тот согласился. Мужик работает хорошо, отдел его – один из лучших. И поехал Сергей Щадрин в Москву – учиться.
Два года учебы в Академии МВД Российской Федерации вспоминает с удовольствием. В академии тогда ходила прибаутка: “Спасибо партии родной за двухгодичный выходной”. Насчет выходного – это для красного словца. Но вдосталь послужившие мужики получили возможность оторваться от повседневной рутины – изматывающей и засасывающей. Они могли осмотреться, оглянуться, увидеть свою работу и самих себя со стороны. Не торопясь, прикинуть, что к чему. Одновременно они поднабирались теории. Следовательно, получали предпосылки к куда более глубокому осмыслению всего того, с чем им приходилось сталкиваться в суровой практике.
Выпускные экзамены Щадрин сдал на “отлично”. Диплом защитил блестяще. После учебы в академии вернулся в Иваново. Пока учился, сменился начальник областного УВД. Так что “академика” встретили не слишком приветливо. Предложили ехать в райцентр Тейково. Отдел, в который пришел Щадрин, обслуживал и город, и все, что было в районе, то есть села, деревни. А Сергей Федорович в академии писал курсовую на эту тему – “Система организации работы ОВД, одновременно обслуживающих городскую и сельскую местность”. Спасибо академии – научила теории. Осталось применить ее на практике.
Тейково в ту пору было не самым спокойным местом в Ивановской области. И отдел тоже лучшим не считался. Скорее, наоборот. Но уже в скором времени повысилась раскрываемость преступлений, милиционеры стали получать квартиры. В кабинете у нового начальника Тейковского ОВД появилось переходящее знамя “передовика милицейского производства”. В этом городе у Щадрина появилось много друзей. Он с чувством признательности и уважения вспоминает председателя горисполкома И. Ф. Салехова. Именно этот человек помогал Сергею Федоровичу “выбивать” для милиционеров жилье.
Через три года Щадрина вызвали из тейковской “ссылки” в Иваново – на должность начальника областного уголовного розыска. С его участием было раскрыто несколько громких по тому времени преступлений, в частности, ограбление Фурмановского банка, а также дело Реутова. Был такой серийный убийца в те годы. На его счету минимум восемь жертв. Последняя – девочка. Приехала из Венгрии семья в Россию, в гости к родителям жены, тут беда и случилась. Реутов заманил девочку к себе домой, изнасиловал, убил, труп спрятал в подполье. На этом преступлении его наконец-то вычислили и взяли.
Позже, на самом переломе эпох, в 1991 году, С. Ф. Щадрин стал начальником криминальной милиции Ивановской области. Тогда эта служба только зарождалась. И он был в числе первых такого рода руководителей.
А в 1993 году началось путешествие Сергея Федоровича по России. Пять лет он был главным милиционером Псковской области. Эти годы, как он считает, были самыми напряженными в его жизни, работы хватало. И немалую специфику ей придавало географическое положение Псковской области как пограничного региона.
Игорь Антонов
(Продолжение следует)