Сколько ситуаций жизненных бывает, когда человек лицом к лицу сталкивается с большой опасностью. Кто-то выходит из жизненных передряг целым и невредимым, а кому-то достаётся очень печальная участь…
Как православный христианин, уверен, что вся наша жизнь зависит только от промысла Божия, от Его Божественной воли. Как говорят и учат святые отцы, без воли Божией ни один волос у нас с головы не упадёт.
Итак, всё зависит от Бога и от нашей веры в него.
Великий учёный Паскаль однажды сказал: «Если я верю в Бога, а Его нет, я не теряю ничего, но если Он есть, а я не верю в Него, я теряю всё».
Известно, что каждому православному христианину при святом Крещении даётся Господом святой Ангел-хранитель. Он непрестанно находится рядом с нами и защищает нас от всевозможных бед и неприятностей. Однако зачастую мы отгоняем от себя своего Ангела – хранителя своей беспорядочной, греховной жизнью. Например, матерная брань стала в нашей жизни обычным делом. Когда же мы материмся, святой Ангел не может находиться рядом с нами, и мы оказываемся в эти моменты во власти лукавых демонов, для которых матерщина является некой пищей, подпиткой, если хотите. Представьте на минуту, дорогие мои читатели, что в минуты матерщины над нами возникает чёрное облако зла…
Святого Ангела мы отгоняем от себя гневом, ненавистью и другой всевозможной мерзостью.
Как говорил святой Василий Великий, «…как дым разгоняет пчёл, так и грех прогоняет от нас Ангела – хранителя».
Ангел-хранитель сопровождает каждого христианина от святого Крещения и до окончания земного пути, но и после, когда человек отходит от нашего временного земного существования, наши Ангелы-хранители не оставляют нас и сопровождают душу человеческую во время прохождения ею воздушных мытарств.
Усопшего обычно сопровождают два ангела. Обязанность этих ангелов (ангела-хранителя и встречного ангела) — сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. И на Страшном Суде Ангел-хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становиться последнему неразлучным другом в вечности.
Близкие и родственные людям по духовной своей природе и по милостиво премудрому назначению Божию, Ангелы вообще и Ангелы-Xранители в особенности принимают живое и деятельное участие в нашей судьбе. Ангелы-Xранители делают для нас все, что служит к истинному нашему благу и спасению.
Невидимо пребывая при нас постоянно, они, руководствуя нас ко спасению, не только по нашему желанию таинственно наставляют нас на все доброе и полезное, не только возносят наши молитвы к Богу, но еще и сами от себя охраняют и защищают нас от врагов видимых и невидимых и ходатайствуют за нас пред Богом. Поэтому-то Православная Церковь и учит нас почитать и призывать в молитвах наших Ангелов-Xранителей, как ближайших духовных наших наставников и покровителей.
У Владимира Алексеевича Солоухина есть великолепная повесть под названием “Смех за левым плечом”. Вспоминая своё детство, Солоухин пишет: «…Отчётливо помню урок о двух крайностях земного бытия, преподанный мне матерью на самых первых порах. Я думаю, что ни профессора, учившие меня впоследствии, ни писатели, книги которых я успел прочитать, не подарили мне столь же ясной и неотразимой конструкции, как это сделала Степанида Ивановна.
– У тебя,- говорила она, – где бы ты ни был и что бы ты ни делал, всегда за правым плечом стоит ангел, а за левым плечом – сатана (она называла его лукавый). Они видят все, что ты делаешь, и даже знают о том, что ты думаешь.
И вот, если ты сделаешь что-нибудь хорошее, доброе…ну там, заступишься за того, кого обижают, подашь милостыню, поможешь отцу с матерью, накормишь кошку, перекрестишься на ночь, – ангел за правым плечом радуется и улыбается, а лукавый морщится и корчится, словно его поджаривают. Если же ты сделаешь дурное – обидишь девочку или старушку и вообще того, кто слабее тебя, если огорчишь отца с матерью, будешь лениться, мучить котёнка, то ангел за правым плечом будет горько плакать, а лукавый злорадствовать и смеяться.
– Почему он будет смеяться?
– Потому что это его козни. Это он нашептал тебе сделать дурно, а ты, дурачок, и послушался. Вот ему и радостно, что ты у него в руках. Вот он и хихикает, потирает руки.
– Почему же ангел не шепчет, чтобы я поступал хорошо?
– И ангел подсказывает, только мы его меньше слушаем…
Вот они и будут всю жизнь тянуть тебя в разные стороны. Один будет губить, а другой будет спасать.
Ночью, лёжа с открытыми глазами, я обещал себе, что всегда у меня мой ангел будет смеяться и радоваться, а лукавый за левым плечом будет корчиться и скрипеть зубами. Из психологических оттенков надо бы отметить именно то, что как же я подведу моего ангела, как же я, так сказать, не оправдаю его доверия…».
Вот пишу эти строки и думаю, а сколько раз у меня был смех за левым плечом? И надо честно признаться, много, наверное, чаще, чем радовался, мой святой Ангел хранитель…
На моём письменном столе лежит книга Станислава Григорьевича Смирнова «Бедный гений», книга эта об известном в Юже человеке, художнике Игнатие Фёдоровиче Чапкине. Кто знал Игнатия Фёдоровича, тот помнит, какая непростая судьба у этого талантливого человека была. Вспоминая о своих встречах с И.Ф. Чапкиным, С.Г. Смирнов пишет: «…Сидели мы однажды с Игнатием Фёдоровичем возле его дома, грелись на солнышке, беседовали, соседи по дому проходили мимо, в разговор наш уважительно не вмешивались. Неожиданно свернула наша беседа на темы весьма мистические…
«Вот вы меня спрашиваете, Станислав Григорьевич, почему я так часто упоминаю Ангела-хранителя своего. Придётся вам поведать о роковых случаях в моей жизни, где без этого моего заступника явно не обошлось,…Что я знаю о своём Ангеле, как его представляю? Он существует рядышком со мной, но в каком-то другом, невидимом для нас мире. Думаю, это особая духовная реальность, приставленная ко мне, да и к каждому из нас, чтобы выполнили мы своё предназначение, придя на эту землю. Потому и оберегает он нас, и подталкивает на хорошие дела, а мы часто сопротивляемся, как малые, несознательные дети…Мой Ангел имеет женский облик красоты и доброты необычайной, он не раз являлся ко мне словно в дымке туманной. Стыдно мне, что так часто я, неразумный, забываю о нём. Он же, Ангел – хранитель мой, меня никогда не забывает… Нынче я просыпаюсь по утрам рано, ещё затемно, лежу на кровати, и все мои мысли уходят в далёкое прошлое прожитой жизни…Ведь я жил и радовался каждому дню только потому, что всегда чувствовал рядом с собой Ангела-хранителя, который прикрывает меня своими крылами и оберегает, пока я иду по жизни. И много было случаев, когда только его вмешательство спасало меня от гибели неминуемой…»
Беседовали мы в тот раз долго, до самой ночи, Игнатий Фёдорович словно уплывал в далёкое прошлое своей жизни и всё вспоминал, вспоминал…
Нижний Новгород. Гоня ещё в коротких штанишках. В те далёкие годы железная дорога была любимым местом гуляния дворовых ребят. Играя на песчаной насыпи, смотрел Гоня на идущие паровозы «щуки», «кукушки» и ощущал такой восторг, что замирало сердце!..
Вот по крайнему пути величаво вышел из-за поворота рабочий поезд. Мальчик зачарованно смотрит на его приближение и вдруг замечает просвет между рядами колёс и землёй. В голове появляется неотвязное желание лечь между этими колёсами и пропустить поезд над собой: заденет или не заденет? Да нет, просвет большой, не заденет… Вот и лег Гоня, распластавшись на шпалах. Поезд приближался. Тревожно гудел, и вот он уже близко-близко, а Гоня, лежит, парализованный восторгом и страхом. И тут мелькнуло чьё – то светлое лицо. Видно, Ангел вовремя прикрыл ребёнка крылами и смахнул его с опасного места прочь. Как всё произошло, Игнатий Фёдорович не помнит, только светлое, нежное лицо до сих пор стоит перед его глазами…
А вот случай с семиклассником Игнатом. Он уже давно ходит на этюды, у него прекрасный самодельный этюдник, зонтик от солнца, тоже сам смастерил, масляные краски отец покупает. Лето. Жарко. Собрались они с товарищами сходить до Холуя, но шли по деревням и оказались в стороне, на берегу Тезы, на скате Бревённом, где уже не раз бывали. Раньше сюда свозили лес, брёвна грузили на баржи и везли по реке. День был солнечный, ребята нагулялись, устали и решили поиграть в «робинзонов» – сделать плот из брёвен и спуститься на нём вниз по реке до Холуя. Скинули в воду несколько четырёхметровых брёвен, связали их ветками берёзы, все четверо глупых мальчишек уселись на плот и с радостью отчалили от берега. Не успели добраться до середины реки, как плот под ними стал расползаться по брёвнышку и «робинзоны» оказались в воде.
Все забарахтались, поплыли, кто как умел, к берегу, и Игнат тоже поплыл «по-лягушачьи». Надо сказать, что он всегда очень боялся воды, почти никогда не ходил купаться с ребятами на пруд, хотя очень им завидовал. Поэтому сил его хватило едва ли на минуту, к тому же Игнат не мог выпустить из рук этюдник и крепко держал его за ремень. Тонет он, уже хлебает воду, теряет сознание…Это увидел его товарищ, сосед по дому Витя Анисимов, и спас Игната, дотянув до берега. Доплыли и все остальные, обсушились на травке и поплелись домой… Это был уже четвёртый роковой час жизни Игнатия Фёдоровича, и он уверен, что и в этот раз его Ангел-хранитель протянул свою руку в руке его товарища.
«А спасший меня Витя, – говорит мне Игнатий Фёдорович, – вскоре умер. Он ходил в кружок духового оркестра, дул в большую трубу и, как говорили, «раздул лёгкие».
…А вот ещё случай. Кончилась война, и Игнатий Фёдорович снова в Юже, они с женой Лилей строят себе дом. Дом, собственно, уже готов, и Чапкин с товарищем на дворе лесозавода пилят доски из горбыля для забора. Горбыль лежит возле дороги, и пильщики ходят за ним туда. По дороге прямо на них едет лесовоз с прицепом, он только что сгрузил брёвна. Игнатий видит грузовик и, посторонившись, пропускает его, совсем не заметив, что у грузовика есть ещё и прицеп. Только толчок товарища отбросил его из- под колёс прицепа, иначе быть бы ему раздавленным…».
Были и другие случаи…
Игнатий Фёдорович говорил: «…Для чего, для каких великих свершений так берёг меня мой Ангел-хранитель?»
Да, перед каждым рождённым на земле человеком Господь ставит определённую задачу, которую он должен решить, выполнить в течение своей жизни.
Если понимать упрощённо, то это можно сформулировать так: «Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына». Но это, повторяю, упрощённая формулировка. В жизни всё гораздо сложнее.
Можно создать семью, вырастить детей. Выстроить дом или купить квартиру, завести дачу, где вырастить даже не одно, а несколько деревьев. А морального удовлетворения от этого не получить.
Дом будет построен, а счастья, любви в нём может и не быть, вырастить сына или дочь, а они не принесут в дом счастья и радости, ибо так были воспитаны…
В Евангелии от Матфея (7 гл. 24-27ст.) Господь Иисус Христос говорит следующую притчу: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который дом свой построил на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает слова сии Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и падение его было великое».
Скажите мне, сколько людей, сейчас живущих на земле, слушающих Бога и исполняющих заповеди Его? Процент этот будет невелик…
В основном люди служат не Богу, а золотому тельцу. Это как раз то, что строить замки на песке, которые смывает первой же набежавшей волной морской. Как пишет один пастырь Божий, «…Что же такое песок в нашей жизни? Часто это деньги. В наше время это особенно хорошо видно. Вы сами, наверное, можете вспомнить не один случай, когда человек, имеющий своё дело, которое вроде процветает, за короткое время становится банкротом и не может расплатиться с долгами. Многие люди, имеющие прибыльную постоянную работу, вдруг в один миг теряют ее, а новую найти не могут. Эту ситуацию особенно поймут те люди, которым уже за 40, поймут те, кто потерял работу в перестроечные годы. Период начала перестройки был временем всеобщей депрессии: заводы закрывались, людей увольняли, цены росли, а деньги обесценивались, рушились идеалы, и никто не знал, что делать, куда идти. Доходило даже до того, что люди от безвыходности заканчивали жизнь самоубийством. Деньги оказываются песком, и жизнь, построенная на этом фундаменте, находится под угрозой.
Другие строят дом на своей красоте, внешности. Сейчас появилось много манекенщиц, модельных агентств, которые буквально продают красоту. Многие девушки полностью уверены в своем прекрасном будущем, так как полагаются только на свою красоту и не приобретают чего-то большего. Но счастливы ли они, всегда ли в жизни находят любовь? Часто это не так. За красивой внешностью может скрываться глубоко несчастный человек, не знающий смысла своей жизни. Ведь недаром существует пословица: Молодость и красота – это недостаток, который быстро проходит.
И много еще песка в фундаменте нашей с вами жизни: власть, карьера, ум, сила. Но счастлив ли человек, сделавший главным в своей жизни один из этих идолов? А может быть, и не один? Имеет ли он реальную мудрость, власть? Стоит ли начинать свое строительство на песке?
Но, можете сказать вы, что же верно? Что это за камень, на котором нам стоит строить жизнь? Давайте посмотрим на жизнь великого мужа Божия Иова, рассказу о котором посвящена целая книга в Библии.
Иов был очень богатым человеком в своей стране. У него было много скота, прислуги. О нем даже написано: «И был этот человек знаменитее все сынов востока». Можно сказать, что он был счастлив: у него было семь сыновей и три дочери. Вся жизнь его и его детей проходила в пиршествах, но он не забывал освящать детей своих, всегда помнил Бога, который наделил его этим богатством.
Но вдруг к Иову приходит слуга и сообщает о страшном известии: «Весь твой скот, вся прислуга были уничтожены». Приходит другой и говорит: «Дом, в котором находились все твои сыновья и дочери, обрушился, и они все погибли». Но на этом бедствия не заканчиваются: Иов заболевает проказой «от подошвы ног по самое темя его». Его жена, его друзья – все говорят ему о том, что он должен похулить Бога и умереть. Но камень – основание жизни этого человека. И он живет, в полной нищете, пораженный страшной болезнью, но знает, что нет греха в его жизни, и что Бог его – камень. Вера его не поколебалась. И Бог исцелил Иова, дал ему скота «вдвое больше того, что он имел прежде», дал ему трех дочерей и семь сыновей. И написано: «И умер Иов в старости, насыщенный днями».
У Иова был смысл жизни и цель, его счастье заключалось не в богатстве, а в знании Бога, Его любви к нам. Так что же является верным и крепким камнем в нашей жизни? В Библии написано: «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (1 Петра 2:6)». Краеугольным называют камень, который наиболее важен во всем строении, и таким камнем для нас является Иисус Христос. В жизни верующих людей бывают и ветры, и наводнения, подчас очень тяжелые, но основание их веры – краеугольный камень, и ничто не разрушит их дома.
Итак, выбор за вами: как вы построите свой дом? Будет ли он крепким? Вам решать, но о себе могу сказать, что в самые трудные минуты Бог всегда поддерживает меня, и я верю, что мой дом стоит на твердом основании – Иисусе Христе».
Подводя итог всему здесь сказанному, добавлю только то, что если мы живём с Богом в душе и сердце, живём по заветам наших мудрых предков, раз и навсегда выбравших Веру Православную, Господь и будет помогать нам во всех наших добрых делах и начинаниях.
И Ангелы наши хранители всегда будут с нами, будут защищать нас от всевозможных бедствий и несчастий.
А нам почаще нужно благодарить своего Ангела – хранителя и обращаться к нему хотя бы с краткой молитвой: «Святый Ангеле Божий, хранитель души моей и тела, моли Бога обо мне».
В. Копров