Дорога к дому. Москва — Южа

(Продолжение. Начало в №№ 17, 19-20, 23, 25, 27, 34, 38, 46, 50, 61, 62, 68, 81, 83)

Первый населённый пункт на нашем пути после города Владимира — древнее село Суходол. В толковом словаре Ожегова слово “суходол” имеет значение “долина, местность в водоразделах, заполняемая лишь талыми водами”. Село Суходол, в 8км. от Владимира, при речке Суходолке, принадлежит к древнейшим русским поселениям Владимирского края. Упоминается оно ещё в грамоте великого князя Василия Иоанновича от 1515г.

Церковь в этом селе, вероятно, существовала издревле, если судить по названию Суходола (поселение именовалось селом, когда в нём была построена церковь) ещё в начале 16 столетия.

Ныне существующая в селе каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери построена в 1704 году на средства окольничего Никиты Ивановича Секинфова. Построена она была с двумя престолами – в честь Тихвинской иконы Божией Матери и св. апостола Андрея Первозванного.

Наш автобус мчится по земле Владимиро-Суздальской и после села Борисовское пересекает ручей – речку Чертовик. Интересное название, любопытно было бы узнать, кто и за что назвал эту речку таким именем. Можно построить версию на том, что рядом с этим ручьём находятся два населённых пункта с названиями Батыево (слева от шоссе) и Баскаки (справа от шоссе), оба населённых пункта относятся к тем страшным временам русской истории, когда Русь Святая стонала под монголо-татарским гнётом. Возможно, и название речки-ручья от того, что когда-либо на берегах речки располагался басурманский лагерь, а монголо-татарские захватчики ассоциировались у русского народа с нечистой силой, как знать…

Кстати, сёла и деревни с подобными названиями есть не только во Владимирской, но, в частности, и в Ивановской области, в Родниковском районе есть деревня Батыево, в1,5 км. от села Филисово. Село Баскаки есть в Весьегонском районе Тверской области.

По материалам В.Д. Зезюлева, село Батыево было расположено на ручье Чертовик недалеко от автомагистрали Владимир – Суздаль и в 2-х километрах от села Борисовского. В начале 1930-х годов в селе насчитывалось 64 двора и около 350 жителей. Была в селе начальная школа, открытая в1897 г.

Каменный храм Воскресения Христова с приделами во имя св. Михаила Архангела и Николая Чудотворца был построен в 1835 г. на средства коммерции советника московского 1-й гильдии купца Михаила Ивановича Титова, владевшего в то время частью села Батыева. Вот как описывали в самом конце 19 в. батыевскую церковь: “…Наружный вид и внутренность храма отличаются изяществом; хоры, как особенность в сельских храмах, придают ему особое величие и красоту. Престолов в церкви три: в настоящей холодной в честь Воскресения Христова, а в тёплой, на правой стороне – во имя Архангела Михаила, по левой-во имя св. Николая Чудотворца”. На месте прежних более древних храмов в селе стояли две часовни. Во второй половине 17 – начале 18 вв. часть Батыева принадлежала боярину Петру Ивановичу Матюшкину. Затем владельцами стали его сыновья, стольники Иван и Кирилл Петровичи Матюшкины. Эта семья владела своей половиной села Батыева до 1762г. (здесь я вынужден сделать небольшое отступление:дело в том, что приблизительно в это же время (в 1628г.) село Большая Ламна нынешнего Южского района принадлежала также помещикам братьям Матюшкиным, Ивану и Василию; Матюшкины – русский дворянский род, происходящий, по преданию, от татарина Албауша, выехавшего из орды в Новгород в начале XIII в. (в святом крещении Евсевия). Павел Иванович Матюшкин был при царе Михаиле Федоровиче дьяком приказа большого прихода; его сын Иван, женатый на сестре царицы Евдокии Лукьяновны, – думным дворянином и окольничим.  Внук Афанасия Матюшкина, Дмитрий Михайлович (1725 – 1800), возведен был в графское достоинство Святой Римской империей, в 1762 г. Его род пресекся. Высочайшим указом 1853 г. графу Михаилу Михайловичу Виельгорскому дозволено было присоединить фамилию Матюшкиных к его фамилии. Этот род графов Матюшкиных-Виельгорских также пресекся. Дворяне Матюшкины внесены в VI часть родословных книг Владимирской, Костромской, Московской и Тверской губерний), когда она была продана вместе с крестьянами московскому 1-й гильдии купцу Панкрату Васильеву Колосову за 1800 рублей.

Батыево было единственным селом в Уловской округе, в котором в течение столетия работала текстильная фабрика. Она была построена П.В. Колосовым, купившим часть села в начале 2-й половины 18в. вместе с приписанными к ней крестьянами, которые впоследствии и стали работать на этой фабрике.

Прошлое села было овеяно легендами, связанными с событиями XIII в., когда здешние места подверглись нашествию татаро-монголов во главе с ханом Батыем. Но ни многовековая история села, ни красота Воскресенской церкви не спасли село Батыево от разрушения и забвения. Во время кампании по укрупнению колхозов в 1950-е годы село было признано неперспективным, жители разъехались, а через какое-то время был разрушен храм и разобраны последние дома.

Согласно древней легенде, название села Батыево происходит из Владимиро-Суздальской Руси 13 века. В 1237-1238гг. над Русью разразилась страшная гроза – нашествие татаро-монголов. Татары под предводительством хана Батыя разбили Владимирскую дружину под Коломной, на границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло почти всё владимирское войско и был пленён сын великого князя Владимирского – Владимира Георгиевича. Уже 4 февраля 1238г. Батый жестоко осадил Владимир. Расстояние от Коломны до Владимира (300 км.) его войска прошли за месяц. Одновременно с осадой Владимира Батый отправил один из своих отрядов к Суздалю.

Отряды шли по льду Нерли через сёла Борисовское, Мордыш, Васильково, подойдя к Суздалю с юго-востока, обманув тем самым встречавших их ополченцев. По преданию, свой временный стан батыевские отряды учредили в районе будущего села Батыево. По легенде именно там были похоронены под высоким земляным курганом убитые в боях под Владимиром монголо-татарские воины.

Легенда о расположении здесь ставки Батыя на его пути к Суздалю попала в “Историческое собрание о граде Суздале” суздальского летописца 18 века соборного ключаря Анания Фёдорова… Вот что гласит эта летопись: “…Когда злочестивый и безбожный татарский царь Батый, разоряя русскую землю, взял славный город Владимир, и оттуда со своею богомерзкою силою подвижеся ко граду Суздалю, хотя и его себе покорити, не дойдя до него за несколько поприщ  поставил стан свой (где стан безбожного Батыя, ныне то село имеется называемо Батыево). И исходи из того стана творяше войну с воинством суздальским”.

Судя по этой летописи, жители вновь образованного населённого пункта, помня о рассказах своих предков о монголо-татарском нашествии (а возможно, и очевидцев, помнящих о стоянке на этом месте басурманского войска), решили назвать своё селение Батыево, по имени хана Батыя, чтобы и потомкам был урок того, что надо беречь свою землю и веру православную от врагов.

В окрестностях села Борисовского были найдены ядра стенобитных орудий, так что можно предположить, что монголо-татары действительно  встали лагерем на нынешней батыевской горке и наблюдали за продвижением войска по большому нерлинскому мысу.

Как говорилось выше, близ бывшего села Батыево, по преданию конца 19 в. , по дороге из Владимира в Суздаль есть насыпной холм, который в народе известен под названием “Батыев курган”.  Есть версия, что под курганом спят вечным сном воины-суздальцы, геройски погибшие в неравном бою с монголо-татарами. Так татарский это курган или русский? Как говорится, сие неведомо, так как в настоящее время курган этот уже не существует, он был  нарушен раскопками в середине 19в. Согласно утверждению историка и археолога  А.С. Уварова, могильник содержал погребение с оружием, исторический период и принадлежность которого не установлена.

Неподалёку от села Борисовского, на правом берегу реки Нерли, расположено село Баскаки, название села также напоминает нам о страшных временах монголо-татарского ига ибо слово “баскак” (тюркск.) – означает представителя монгольского хана в завоёванных землях.

В Вязниковском районе Владимирской области есть село Барское -Татарово, название оно получило из-за нескольких факторов: вслед за монголо-татарским нашествием в первой половине 13 века на месте Старого Татарова поселились ханские чиновники – басханы или баскаки, производившие сбор дани с порабощённых в то время жителей края. А затем оно существовало как крепостное село и принадлежало барину-помещику, отсюда Барское-Татарово (неподалёку от Нижнего Ландеха, вблизи озера Шадрино находится кордон Татары).

В какой-то мере тему татаро-монгольского ига продолжает село Павловское, находящееся по обе стороны от шоссе Владимир-Суздаль, примерно на равном расстоянии от этих древних городов. Рядом с придорожным кафе, видимо, для привлечения внимания путешествующих поставлены две большие фигуры – Богатыря и Змея Горыныча. Почему они ассоциируются с темой монголо-татарского ига? Потому что у русского народа монголо-татары всегда ассоциировались с тёмными силами, силами зла, и богатыри русские всегда бились с ними не на жизнь, а на смерть. К примеру, в былине о Добрыне Никитиче Добрыня бьётся со Змеем:

…Вдруг исчезло солнце с неба, словно проглотил его кто. Гром, грохот поднялся страшный, кругом огонь адский.

Вскочил Добрыня на ноги, поднял голову – мчится на него чудище страшное, туловище змеиное о трех головах, о семи хвостах. Когти сверкают, как железные, крылья – огненные, красное пламя из ноздрей пышет, дым из ушей валит.

– Кто это пророчил, что Добрыня Никитич погубит меня? – закричал Змей Горыныч. – Мало русских молодцев в полон я взял, мало живьем сожрал? И ты там будешь!

– Ах ты, Змеище-чудище окаянное! Еще посмотрим, кто кого…

Сорвал Добрыня с груди мешочек. Тяжел он был. В мешочке этом, что матушка в дорогу ему дала, – горсть земли.

– Помоги, землица родная, – прошептал богатырь и метнул мешочек со всей силою богатырскою в глаза чудищу.

Застонал Змей и повалился наземь. Навалился на него Добрыня, выхватил меч и отсек две головы сразу…

Есть в русском народном эпосе и былина о битве с Тугарином – змеем богатыря ростовского Алёши Поповича, вообще в имени Тугарин, некоторые исследователи видят отголоски борьбы русских с кочевниками. С этой точки зрения Тугарина считают историческим ханом Тугорканом.

Мы подъезжаем к старинному русскому городу Суздалю. Одному из чудес России-Матушки.

Надо заметить, что на протяжении всего нашего пути, по обочинам дороги растёт либо лес, либо перелески, лес разный: и смешанный, и хвойный, встречаются дубовые и берёзовые рощи. Но вот от Владимира до Суздаля начинается знаменитое Владимиро-Суздальское ополье, и по обочинам всё чаще, чем ближе к Суздалю, встречаются рябиновые насаждения. Рябина в этих местах особенная. Обычно ягоды рябины становятся сладкими после мороза, здесь же рябина становится сладкой задолго до заморозков. Рябина эта называется “невежинской”, некоторые называют её “нежинская”, но это ошибочно, и вот почему. В своё время одни учёные писали, что в окрестностях города Нежина (Украина) издавна культивируется сладкая нежинская рябина, из плодов которой приготовляется довольно вкусная настойка под названием “Нежинская рябиновка”. Другие учёные писали, что в пределах Владимирской, Ивановской областей распространена так называемая Невежинская рябина (сладкоплодная), получившая своё название от села Невежино Небыловского района Владимирской области, которое считается родиной этой рябины.

В 1939г. в г. Нежин выехала учёная комиссия во главе с кандидатом сельскохозяйственных наук Е.М. Петровым. Вот что писал сам Е.М. Петров: “Мы установили на месте, что в Нежинском районе и вообще в Черниговской области Украины никакой сладкоплодной рябины не разводилось и не разводится…Позже через колхозников села Невежина и лиц, работавшими заготовителями рябины у известного в своё время московского виноторговца Смирнова, выяснилось, что последний, желая скрыть от своих конкурентов истинные источники заготовки сырья, переименовал Невежинскую рябину в Нежинскую и адресовал тем самым конкурентов за сырьём в город Нежин. Приготовляемой из плодов невежинской рябины на своих заводах настойке он дал более благозвучное название “Нежинская рябиновка”, вместо правильного “Невежинская рябиновка”.

По преданию невежинскую рябину вывел бывший ученик русского первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Невежа. После бегства Ивана Фёдорова из Москвы в Литву от царского гнева, Андроник Невежа продолжал дело своего учителя и особенно прославился в области художественного оформления книг. За это Великий государь Иоанн Грозный даровал ему небольшую деревеньку на Суздальщине. Деревенька эта получила название Невежино. Там Андроник провёл последние годы своей жизни, занимаясь для души садоводством. При этом он любил рябину за “сугубую лепоту” (красоту) и сажал её вместе с другими садовыми растениями. И вот с той поры пламенеют кусты невежинской рябины по всей Владимиро-Суздальской земле.

Примерно в 2км. от Суздаля , на берегу реки Каменки, раскинулось село Глебовское, по данным краеведа Павла Хромушина и историка В. А. Кучкина, Суздальская земля, часть северо-восточной Руси, с течением времени ставшая географическим ядром русской государственности, а также центром формирования русской народности, была заселена славянами сравнительно в позднее время. Так, интенсивное заселение этой земли связывается с 11-12 веками. В истории отсутствуют сведения о завоевании её славянами. Последние первоначально селились на пустых, незанятых местах, а в дальнейшем ассимилировали местное население, причём именно славяне впоследствии стали местной знатью.

В. Копров

(Продолжение следует)