(Продолжение. Начало в №№ 17, 19-20, 23, 25, 27, 34, 38, 46, 50, 61, 62, 68, 81, 83, 85, 91, 97, 5, 9)
В городе действуют промышленные предприятия, такие как ОАО «Тейковский ХБК», ООО «АРТ – Швейное производство», ЗАО «Тейковская швейная фабрика» и Тейковский филиал ОАО ММЗ «Вперёд» – машиностроительная продукция.
С левой стороны от шоссе Суздаль- Иваново раскинулось село Елховка, подобные этому названию села Сосновка, Берёзовка, Дубровка не только не редки, но и очень популярны в России, и, думаю, расшифровки этих топонимов не требуется. Село Елховка имеется в Бузулукском районе Оренбургской области, Елховка – село в Елховском районе Самарской области, а также село Елховка в Сурском районе Ульяновской области. В селе Елховка Тейковского района до наших дней сохранился храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположен он в центральной части села при пересечении двух основных улиц. Возведен из кирпича в 1827г. Введенская церковь представляет собой интересный пример традиционного по объёмной композиции сельского храма, в архитектуре которого традиции 17 века сочетаются с формами барокко и классицизма. Храм был закрыт в эпоху хрущёвской оттепели в 1963г. Возвращен верующим в 1990-х годах, ныне восстановлен и в нём совершаются богослужения.
Далее на нашем пути село с интересным названием Поддыбье. Есть две версии этого названия. Первая связана с дыбой, орудием наказания – пытки. Как вид наказания впервые упомянут в начале 13 века в договоре Смоленска с Ригой (1229г), согласно которому, «если русин окажется виновным, то в дыбу его не сажать, а отдать на поруки, если же поруки не будет, то посадить его в железо». Дыба предусматривалась Псковской судной грамотой: если «кто силою в судебню влезет или придверника ударит, то посадити его в дыбу». Со второй половины 17 века слово приобрело значение орудия пытки.
В середине 17 века Григорий Котошихин описывал русскую дыбу следующим образом: «А устроены для всяких воров пытки: сымут с вора рубашку и руки его назади завяжут подле кисти верёвкою, обшита та верёвка войлоком, и подымут его к верху, учинено место, что и виселица, а ноги его свяжут ремнём; и один человек палач вступит ему в ноги на ремень своею ногою, и тем его оттягивает, и у того вора руки станут прямо против головы его, а из суставов выдут вон; и потом сзади палач начнёт бити по спине кнутом изредка, в час боевой ударов бывает тридцать или сорок; и как ударит, по которому месту по спине, и на спине станет так, слово в слово, будто большой ремень вырезан ножом мало не до костей… Будет с первых пыток не винятся, и их спустя неделю времени пытают вдругорядь и в третьи…».
Вторая же версия названия села Поддыбье та, что когда-то в старину село носило название Поддубье, но со временем трансформировалось в Поддыбье, помните, как было с речкой Солоухой – Соловухой. А названий с приставкой «под» довольно-таки много, так, например, неподалёку от Поддыбья есть деревня Подлесиха, а в Южском районе – Подлесново и Подъелово. Названия простые, исконно русские, Подлесново – деревня под покровом леса, она и находилась в лесу на краю Ванюковского болота, Подъелово – рядом с еловым лесом, Поддубье – рядом росли вековые дубы и т.д.
В Поддыбье у въезда в село, на обширной площади, у развилки дорог, рядом с большим прудом стоят два храма – Преображения Господня и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Церковный приход в селе был организован ещё в 18 веке, а до этого жители ходили в соседнее село Обёзово за 5 вёрст. Деревянный храм в Поддыбье был построен с теми же престолами, что и в Обёзове – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. Каменный храм во имя Преображения Господня с каменной колокольней был построен в Поддыбье в 1815г. Главный престол был посвящён Преображению Господню, а зимний придел – Введению во храм Пресвятой Богородицы, в 1855г. его упразднили и помещение присоединили к летнему храму. Вместо зимнего придела построили отдельно стоящий зимний Введенский храм.
Храмы были закрыты в безбожные 30-е годы 20-го столетия.
Однажды один мой знакомый задал мне вопрос: зачем столько храмов было в России? И к чему ныне их восстанавливать, что, других забот нет? Вот надо больше больниц строить, школ, детсадов и проч.
И в самом деле, зачем? Да потому, что с древних времён Крещения Руси русский народ является народом – богоносцем, он несёт на своих плечах Веру Христову, Веру Православную. Он является хранителем этой веры. Без веры в Господа нашего Иисуса Христа мы мертвы духовно. Вера в Господа, пострадавшего за всех нас, грешных людей, на Кресте и воскресшего из мертвых, вселяет в нас надежду на то, что даже если весь мир будет лежать во зле, поклоняться злу, что сейчас, кстати, и происходит, то Господь не оставит нас, спасёт и сохранит. Если, конечно, мы этого сами хотим, Господь никого не неволит ходить в храмы и молиться. Как сказал преподобный Амвросий Оптинский, невольник — не богомольник. И Господь никого не заставляет строить храмы, восстанавливать, украшать их. Это духовная потребность православного человека — молиться Господу, славить его, поклоняться Ему. Выше мною были приведены слова из песни В.С. Высоцкого, ещё раз приведу их: «Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал».
Наш автобус движется по Ивановской земле, за окном проплывают знакомые мне за долгие годы путешествий места. И вот на нашем пути старинное село Золотниковская пустынь. Место это связано с одним из великих святителей и молитвенников за землю Русскую, нашим земляком св. Митрофаном епископом Воронежским. Вот что пишет о нём В.И. Баделин в книге «Золото церкви»: «…А начинал свой путь к Богу св. Митрофан на Владимирской земле, в селе Антилохово (ныне Савинского района Ивановской обл.) Здесь в 1623 году в духовной семье он родился – мирское имя Михаил. Здесь крестился и женился. Имел сына Ивана. Служил священником. Последнее место его пастырской деятельности – каменная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня в селе Сидоровском Шуйского уезда на реке Молохте. Овдовев на 40 году жизни, он принял монашеский постриг. Недалеко от Сидоровского располагается мужской общежительный Николо-Шартомский монастырь, но подвижник благочестия искал одиночества, сосредоточенности, и ушёл служить Господу в Успенскую Золотниковскую пустынь, что в стороне от Суздаля. Здесь в «совершенном отвержении мира сего» и «неустанных молитвах» проводил целые дни.
После трёх лет пустынножительства иеромонах Митрофан снискал столь безмерное уважение среди монастырской братии, что по её просьбе был назначен настоятелем Косьмо-Яхромского монастыря. Ещё через несколько лет его попечению была поручена Макарьевская обитель на Унже. Из третьеразрядной та при нём быстро превратилась в процветающую».
О святителе Митрофане повествует и протоиерей Пётр Смирнов в «Истории Христианской Православной Церкви»: «Святитель Митрофан – первый по открытии епархии Воронежской епископ. В жизни его в особенности замечательны отношения к преобразованию России. Тогда как многие с недовольством смотрели на старания Петра Первого вывести Россию из её замкнутости и сблизить с Европой, святитель Митрофан открыто сочувствовал благим его мерам. Прославляя Петра за намерение его завести флот и за войну с Турцией, он пожертвовал ему все сбережения от архиерейских доходов (до 6000 рублей) и затем постоянно отсылал ему новые сбережения с надписью: «На ратных». Но, выражая такое живое и деятельное сочувствие делу Петра, святитель смело предостерегал его от опасных увлечений. Один раз потребованный Петром святитель отказался войти в его дворец, потому что перед воротами и на дворе его были поставлены статуи языческих божеств.
Услышав, что царь очень разгневался на него, святитель стал готовиться к смерти. Дело окончилось тем, что Пётр Первый уступил ему и приказал убрать статуи и, по кончине святителя 23 ноября 1703года, плакал о нём и сам нёс его гроб до могилы. Нетленные мощи святителя Митрофана открыты в 1831 году, а в следующем году он торжественно причислен к лику святых.
Монастырь Золотниковская пустынь, в котором начинал свои монашеские подвиги святитель Митрофан, был основан в первой четверти 17 века. Здесь среди берёзового леса поселился инок Иона Головцын. Имеется предположение, что это сотник войска покорителя Сибири Ермака Тимофеевича – Иван Головица. Согласно монастырскому преданию, он обрёл на дубовом пне Казанскую икону Божией Матери. В 1624 году собралось около двух десятков монахов, которые построили в лесу деревянную церковь Успения Божией Матери, а Иона стал игуменом «Новой пустыни Берёзового борку Успения Пресвятой Богородицы». В 1632 году монастырю были пожалованы царём Михаилом Фёдоровичем земельные владения, а в знак благодарности в Успенском храме монахи устроили придел святого Иоанна Белгородского, поскольку в день памяти этого святого у царя родился сын Иван. Престол был устроен на том самом пне, на котором старцем Ионой была обретена икона.
От имени царевича в монастырь прислали колокол, а его мать царица Евдокия Лукьяновна прислала собственноручно вышитую хоругвь с изображениями Успения Богородицы и Воздвижения Креста. Вклады в монастырь делал Дмитрий Пожарский.
В конце 17 века вклады в монастырь делали цари Пётр и Иоанн и их сестра царевна Софья. Здесь бывал суздальский митрополит Илларион, где принимал вдову царя Иоанна Алексеевича – Прасковью Фёдоровну с дочерьми Анной, Екатериной и Прасковьей. Нередко сюда приезжала и первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина. В документах о предполагавшемся закрытии монастыря в 1725-1726гг. пустынь названа Золотниковской. В 1764г. монастырь стал заштатным, то есть был лишён государственных субсидий. В 1792г. здесь побывал митрополит московский Платон, в 1837г. – цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр Второй с В.А. Жуковским и К.И. Арсеньевым. Монастырь располагался на пересечении дорог, чем и объясняются приезды высокопоставленных гостей.
Содержался монастырь на пожертвования фабрикантов А.Н. Шодчина, А.В. Кокушкина, А.Д. и В.С. Каретниковых. Особым почитанием в монастыре и окрестностях пользовалась явленная Казанская икона Божией Матери. В ризнице монастыря хранились древние иконы из старого иконостаса Успенского собора, многочисленные серебряные служебные предметы.
Золтниковская пустынь была самым древним на территории нынешней Ивановской области архитектурным ансамблем. Каменное строительство в монастыре началось через два десятка лет после основания. В 1651 году был выстроен каменный трёхглавый Успенский собор с приделом Иоанна Белгородского (в 1877г. придел был упразднён). Северный придел был посвящён Воздвижению Креста Господня. Этот праздник отмечался в селе, сформировавшемся рядом с монастырём. Южный придел Преображения Господня был выстроен в 1737 году на средства князя С.И. Щербатова (князья Щербатовы были жертвователями и Святоезерского Иверского монастыря в нынешнем Южском районе).
Значительная перестройка собора с заменой внутреннего убранства была проведена в 1859г. на средства иваново-вознесенского фабриканта А.Н. Шодчина. Зимний огромный двухэтажный храм с трапезной был выстроен в 1657г. Главный престол храма на втором этаже был посвящён Казанской иконе Божией Матери. В 19 в. были устроены приделы св. Николая Чудотворца и свт. Митрофания Воронежского.
Реконструкция храма производилась на средства А.Н. Шодчина. В 1857г. появилась Всехсвятская церковь над Святыми воротами. В 1810-1820гг. граф А.С. Шереметьев в память о своём отце выстроил кирпичную ограду с башнями и колокольню над Всехсвятским храмом. В 1806г. выстроен каменно-деревянный настоятельский корпус. Рядом располагался одноэтажный братский корпус. К 1917г. в пустыни проживали 10 монахов и 13 послушников.
В. КОПРОВ
(Продолжение следует)