«То яма, то канава» — реплики, похожие на эту, частенько звучат по поводу состояния южских дорог. Владельцы автомобилей в Юже — частые гости автосервисов. С каждым годом поток автотранспорта на городских улицах только увеличивается, а ремонт дорог не то что не успевал за этим процессом, его не хватало и для одного лишь центра города.
Да и прохожие, путешествующие по нашим тротуарам, с раздражением выкидывают туфли со сломанными каблуками. Подвернуть лодыжку кому-то тоже случалось.
В этом году печальная ранее дорожная история заметно изменилась к лучшему. В мае-июне были отремонтированы значительные участки дорог и тротуаров, и не только в центре, но и на периферии Южи. Можно назвать как минимум две составляющие маленького прогресса в деле ремонта (именно ремонта, а не латания дыр щебнем). Во-первых, это стало возможным благодаря субсидии из дорожного фонда Ивановской области в размере 10 млн. рублей. Во-вторых, энергичность и знание дел в городском хозяйстве руководства администрации Южского поселения позволили наиболее эффективно потратить столь солидные для Южи средства, полученные городом при содействии депутата Ивановской областной думы В.С. Гришина.
Первыми обновленное полотно увидели жители ул. Труда. Следом новый асфальт был положен на придомовых территориях таких многоквартирных домов: Глушицкий проезд, 5; Школьный проезд, 1; улица Механизаторов, 11, 13; а также на тротуаре по Советской улице, начиная от дома №47. В случае с придомовыми территориями в состав приемных комиссий входили и представители советов домов. На средства дорожного фонда отремонтированы проезжие части на ул. Советской, на проезде Революции, участок дороги между 6-й и 10-й Рабочими улицами, тротуар на ул. Серова.
Не обошлось и без проблем. Но если в случае с тротуаром на ул. Серова недоделки были быстро устранены подрядной организацией «Дормострой», то в отношении другого подрядчика — «Аквелла», занимавшегося ремонтом придомовых территорий, ведется претензионная работа — качество заказчика не устроило. Стали множиться и конфликты между жителями многоквартирных домов и автолюбителями, чаще всего из числа тех же жителей, постепенно превращавших асфальтированную дорожку вдоль дома в проезжую часть или, что хуже, в стоянку. Скоростное движение по обновленным дорогам, к сожалению, тоже становится нормой жизни.
— Уж нужны ли нам дороги в Юже? — размышляет глава городской администрации Е.П. Хромова. — Люди, видно, отвыкли от хорошего, если многое из сделанного нами почему-то рождает волну новых, порой надуманных, проблем или таких проблем, которые могли бы и должны бы решить сами жители, как, например, в случае с придомовыми территориями. А установка дорожных знаков — это не так просто, как может показаться на первый взгляд: проектированием их дислокации занимаются специализированные организации, и не на всех дорогах возможна их установка, как, в частности, на отремонтированном участке между Рабочими улицами и Балинским лесом. Вот ливневой канализацией здесь в дальнейшем продолжим заниматься.
На этой дороге, теперь имеющей щебеночное покрытие, я побывал вместе с депутатом Совета Южского городского поселения А.А. Барановым. Прогон, в общем-то, имеющий большое значение для местных жителей, не раз обращавшихся к местным властям, ежегодно затапливался в межсезонье паводковыми водами, идущими с Балинского леса: дорога находится ниже, а ливневка вся заросла. Прошлогодний ремонт лишь расширил его, но ситуацию мало изменил. Так и осталось затрудненным движение автотранспорта по участку дороги.
— Ситуация стала изменяться благодаря поддержке В.С. Гришина и заинтересованности местных властей, — говорит А.А. Баранов.
По словам жителя ул. 8-я Рабочая С.А. Корючкина, такой дороги он здесь и не помнит, всегда были рытвины. Правда, и водители стали прибавлять скорость на этом участке, что чревато для самих автолюбителей. И нужно продолжать работать с ливневой канализацией. Жители Рабочих улиц благодарят всех, кто способствовал ремонту нужной всем дороги, частично ставшей объездной, — Е.П. Хромову, В.С. Гришина, А.А. Баранова, начальника участка «Дормострой» В.В. Смирнова.
Владельцами Южского хлебокомбината, на территории которого разместился торговый центр «Высшая лига», были выполнены взятые ими обязательства по благоустройству прилегающей территории — в этом случае асфальтирование проезжей части и стояночных мест в начале Советского проезда. Работы, правда, выполнены не совсем качественно, но это первый за последние годы случай в Юже, когда бизнес принимает на себя социальные обязательства (несколько лет назад «первопроходцем» был предприниматель М.С. Кузнецов, заасфальтировавший часть ул. Горького).
Но дорожные работы этим летом еще не завершены. Городская администрация планирует привести в порядок еще несколько участков дорог — за счет средств бюджета Южского поселения. На очереди завершение ремонта, начатого еще в прошлом году, на ул. Революции. Новое асфальтобетонное покрытие будет на ул. Арсеньевка, начиная с поворота на ул. Калинина и до перекрестка с ул. Советской. Подумали и об ул. Лермонтова, которая получит новое полотно, начиная от городской бани и до слияния этой улицы с ул. Серп-Молот. Да и дорога по ул. Серп-Молот на двух наиболее проблемных участках должна преобразиться. Ремонта требует небольшой участок дороги на ул. Черняховского до отделения ВДПО. Особым штрихом в дорожной теме станет установка на Советской улице, у школ №№1 и 3 «лежащих полицейских» — ради безопасности пешеходов.
В ближайшее время администрация займется новоиспеченным Большим торговым переулком, что между Советским и Глушицким проездами. Пока решено на время отказаться от устройства стоянки в пользу организации проездной дороги: чтобы разгрузить от потока машин придомовую территорию у дома №5 по Глушицкому проезду.
И это будет происходить одновременно с очисткой противопожарных прудов и установкой пирсов на них, установкой и ремонтом колодцев и остановочных павильонов — забот у городской администрации достаточно, и ложатся они преимущественно на женские плечи руководителя и ее специалистов.
Н. КОСТРОВ