Прошло полгода, как руководителем Южской центральной районной больницы стал Александр Николаевич Забелин.
Главный врач А.Н. Забелин согласился ответить на вопросы корреспондента газеты «Светлый путь».
– Александр Николаевич, какие проблемы сегодня вышли на передний план, какие шаги Вы предприняли в первую очередь?
– В июне этого года исполнился 21 год, как я окончил Ивановскую государственную медицинскую академию. Затем для прохождения интернатуры я был направлен в Южскую ЦРБ. Проходил её на базе терапевтического отделения и остался там работать под руководством опытного и грамотного врача- терапевта П. М. Филиппова, который стал для меня наставником в лечебном деле. Павел Мстиславович воспитал в нас, молодых докторах, чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, научил принимать правильные решения при оказании медицинской помощи пациенту.
Со временем в области медицины многое поменялось. В первую очередь, правила оказания медицинской помощи, требования к медицинским услугам. Появились новые методы исследования и новое оборудование. Коллектив ЦРБ старается идти в ногу со временем, ведь без этого невозможно оказать больному квалифицированную помощь, и решить одну из важных задач – помочь сохранить и укрепить здоровье человеку.
С января текущего года я приступил к работе в должность главного врача Южской ЦРБ. До этого я занимал должность заведующего терапевтическим отделением, а в дальнейшем был заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе.
Одним из первых шагов в новой должности стали поездки в ФАПы и отделения общей врачебной практики, расположенные в сельских поселениях: Талицы, Мугреевский, Хотимль, Преображенское, Холуй, где проходили встречи с жителями. Для меня было важно установить контакт с жителями, услышать их вопросы, постараться ответить на них, а также дать пояснения, касающиеся деятельности нашего учреждения. Жителей района больше всего интересовали вопросы о транспортировке пациентов на лечение в медицинские учреждения в города Шуя и Иваново, о возможности родовспоможения непосредственно в Южской ЦРБ, о лекарственном обеспечении в стационарах и “льготников” в поликлинике и многие другие.
Кроме вопросов, напрямую касающихся жизни и здоровья людей, возникли проблемы обеспечения материально- технической базы учреждения: многие помещения нуждаются в косметическом и капитальном ремонтах, в поликлинике для взрослых в крайне ветхом состоянии находится водопровод, не всё в порядке с канализацией и системой отопления, есть проблемы в стационарном корпусе учреждения и в некоторых ФАПах района.
Выявленные проблемы определили первые практические шаги – в настоящий момент ведется замена водопровода в поликлинике, устанавливаются водонагреватели.
– Какие ставите задачи на ближайшее время?
– В планах до начала отопительного сезона – отремонтировать систему отопления. Запланированы работы и в ФАПах: в селе Преображенское будет заменен котел отопления, в деревне Изотино – ремонт печи. В настоящий момент готовится проект электрификации отремонтированных помещений бывшего родильного отделения и системы видеонаблюдения на территории больницы. Остаётся надеяться, что всё запланированное удастся сделать, несмотря на снижение финансирования.
Кроме этих хозяйственных задач, в планах – приобретение медицинской мебели, медицинского оборудования. В дополнение к закупленному в 2014-2015 годах эндоскопическому оборудованию в мае этого года был приобретен новый аппарат УЗИ для исследования сосудов шеи с целью раннего выявления поражения их атеросклерозом и профилактики острых нарушений мозгового кровообращения.
Особое внимание заслуживает состояние автопарка “Скорой помощи”. Многим автомобилям уже почти 10 лет. Эксплуатируясь круглосуточно, почти все они выработали свой ресурс и сейчас нуждаются в замене. Однако самостоятельно эту проблему мы не решим, хотя один шаг в этом направлении сделан: приобретен новый автомобиль “Нива” в детскую поликлинику, а для обслуживания жителей многочисленных деревень в ФАП села Хотимль направлен автомобиль “УАЗ”.
– В здравоохранении нужны новые знания и технологии. Как часто проходят профильную специализацию врачи и другие медработники? Каков уровень наших медицинских кадров?
– Требования к здравоохранению увеличиваются во всем мире. Если раньше, чтобы добиться высокого профессионального уровня, нужен был длительный опыт, то сегодня появились всевозможные тренажеры, компьютерные программы обучения и так далее. И теперь мы хотим, чтобы даже если врач столкнулся с какой-то патологией в первый раз в жизни, помощь была оказана так, как будто он лечил уже не один десяток таких пациентов.
Хороший врач учится постоянно, читает и старается попасть на различные конференции и семинары. Конечно, одни более активны, другие менее активны, планка у всех разная. Но в моей практике врачи, которые не хотели бы получить новые знания, навыки и поднять свой профессиональный уровень, практически не встречались.
Все медицинские работники обязаны один раз в пять лет проходить обучение по своей специальности, чтобы обновить “багаж” знаний и навыков, а также получить новые. Уровень подготовки наших специалистов достаточно высок. Шесть врачей имеют высшую квалификационную категорию, а еще восемь – первую. Это очень неплохой показатель. Не отстают от докторов и их «помощники»: многие фельдшера и медицинские сестры имеют квалификационные категории. Кроме того, в больнице работает двадцать медицинских работников, отмеченных за свои достижения наградами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
– Что нового в порядке приема в поликлинике, в том числе для сельских жителей?
– Информатизация здравоохранения коснулась и ОБУЗ “Южская ЦРБ”. С конца 2015 года всё активней внедряется услуга – электронная регистратура. Пациент может дистанционно записаться на прием к врачу в нужный день и удобное для себя время. Особенно популярна услуга среди молодежи, которая ценит свое время. Отрадно видеть, что всё чаще ею стали пользоваться жители сельской местности. Для тех, кто не дружен с Интернетом, можем предложить запись на прием по телефону или при личном обращении в регистратуру. Особо хочу отметить, что существуют случаи, когда пациент должен быть принят врачом вне зависимости от того, записан он на прием или нет. Это состояние, требующее оказания неотложной медицинской помощи (повышение температуры тела, боли различной локализации, выраженная диспепсия – рвота, диарея и ряд других). Отказ в приеме пациента врачом в данных случаях недопустим.
– Что вы можете сказать о коллективе районной больницы? Есть ли приток молодых кадров в ЦРБ?
– Если говорить о коллективе ОБУЗ “Южской ЦРБ”, то считаю, что он у нас сплоченный и работоспособный. До сих пор плодотворно трудятся врачи, которые пришли в больницу более 30 лет назад С. В. Петухов, Т. Д. Баландина, В. А. и Г. Г. Голенковы, П. М. и Л. И. Филипповы, Ю. А. Шутов, В. М. Шабалина и другие. Своими знаниями и опытом они делятся со своими коллегами. Многие фельдшера ФАПов также трудятся на своих рабочих местах 30 и более лет ( Н. С. Войнова, Л. Н. Волкова, Е. Т. Агалакова и другие). Но, как и во многих учреждениях, существует проблема с кадрами. Не едут врачи (да и фельдшера) в небольшие больницы. Стараются “найти себя” как специалистов, в более крупных медицинских учреждениях. Администрация Южской ЦРБ проводит активную работу по привлечению в свои ряды медицинских кадров – это информационные выезды в медицинские училища региона и на кафедры Ивановский государственный медицинской академии; работа на “медицинских” сайтах в сети Интернет. Это принесло свои результаты. В хирургическое отделение трудоустроен врач – хирург, в два ФАПа- фельдшера. Поиск специалистов будет продолжаться и дальше, тем более у нас есть чем их привлечь – две благоустроенные квартиры. Дефицит кадров – проблема, безусловно, не южская, а глобальная, и решать ее необходимо на федеральном уровне.
Большие надежды сейчас возлагаются на грядущее реформирование системы медицинского образования. Вернее, устройства выпускников на работу. Согласно ему, вчерашние студенты-бюджетники должны несколько лет отработать в первичном звене. А уж мы в Юже сделаем все возможное, чтобы как следует принять и удержать у себя молодых специалистов.
– Ходят слухи о том, что в Южской ЦРБ закрывается хирургическое отделение. Поясните, пожалуйста.
– Хирургическое отделение не закрывается. Таких планов никогда не было, нет и, надеюсь, не будет. Прекрасно понимаю, что без хирургического стационара в таком отдаленном и достаточно крупном районе говорить о полноценной медицинской помощи невозможно. Сейчас в отделении работают два хирурга. По-прежнему имеется вакансия врача анестезиолога-реаниматолога, продолжается поиск специалиста. Коллектив ЦРБ делает все возможное, чтобы хирургическая помощь оказывалась в полной мере населению города и района. В настоящее время изменился подход к оказанию отдельных видов хирургической помощи. При некоторых заболеваниях и состояниях мы отправляем пациентов в специализированные стационары, где им оказывается квалифицированная высокотехнологичная медицинская помощь. Но повторюсь, что о закрытии отделения речи не идет.
Одна их главных задач, которая стоит перед медицинскими работниками, – это налаживание взаимоотношений между врачами и пациентами. Для этого не нужно материальных затрат, а требуется лишь взаимоуважение и взаимопонимание между сторонами. Хамство, грубость, элементарное неуважение к людям, отказ в оказании медицинской помощи – этого никогда не должен позволять себе медицинский работник. Мы неоднократно встречались с врачами, со средним медицинским персоналом, с регистраторами и обсуждали этические моменты, возникающие при общении с пациентами. Мы стараемся меняться и успехи уже есть. Но поверьте, не всегда виноваты медики. Иногда бывает, что пациенты требуют невозможного, не могут выслушать врача и скандалят сами. Чаще всего с негативным поведением пациентов сталкиваются сотрудники “Скорой помощи” и регистраторы поликлиник. После внедрения с марта с 2016 года аудиозаписи всех телефонных звонков, поступающих на телефон “Скорой помощи”, число случаев “телефонного хулиганства” значительно снизилось. В ближайшее время мы планируем также организовать аудиозапись телефонных разговоров в регистратурах поликлиник.
Беседовала М. Колмыкова