Искусство Холуя не может исчезнуть

Дмитрий Кузнецов  с панно работы Владимира Морозова
Дмитрий Кузнецов
с панно работы Владимира Морозова

На столе у Д.Е. Кузнецова статуэтка Меркурия. Престижная награда Торгово-промышленной палаты РФ была вручена директору ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры» в 2011 году по итогам пятилетней деятельности — «за вклад в сохранение и развитие народных художественных промыслов России».

И сейчас предприятие верно намерениям  сохранения уникального промысла: во время моего посещения фабрики шла реконструкция помещений одного из зданий большого комплекса, в которых разместятся выставочный и торговый залы, чего не было, как говорят, даже в советское время.

В переходное время Холуйской художественной фабрике пришлось нелегко: менялись директора, число работников сокращалось, существовала опасность закрытия предприятия. С приходом в 2008 году на пост директора Д.Е. Кузнецова ситуация на фабрике стабилизировалась.

Вместе с ним мы прошлись по фабрике, чтобы понаблюдать весь цикл производства изделий холуйской лаковой миниатюры, побеседовать с сотрудниками. К нам присоединились потенциальные покупатели, специально приехавшие из Москвы, чтобы приобрести большое панно с определенным сюжетом.

После этого состоялась беседа с директором Д.Е. Кузнецовым.

— Дмитрий Евгеньевич, юбилей Холуйской лаковой миниатюры — повод, чтобы поговорить о сегодняшнем дне возглавляемого Вами предприятия, его проблемах и успехах. Начнем с проблем?

— К сожалению, их с каждым годом все больше и больше, но большинство из этих проблем все же решаемы. Поэтому расскажу о «подводных камнях», ставших тормозом в развитии предприятия, которые не «сдвинуть» нам самостоятельно, без помощи властей и общественности.

Главная наша проблема в том, что молодежь не идет в промысел, на фабрику. За те пять лет, что я являюсь директором, фактически к нам никто не пришел из художественного училища. «Подтягиваю» «старых» художников, работающих в Юже, доказываю им преимущества «легального» труда — со стабильной зарплатой, с соцпакетом, дополнительными льготами за коммунальные услуги и т.д.

Еще одна головная боль: здание фабрики требует постоянного ремонта из-за регулярных разливов реки Тезы. (На первом этаже в ряде  помещений работники делают «зарубки», до какого уровня доходит паводковая вода. Высота их впечатлила. — Автор). В последние годы паводки особо сильно подпортили фундамент, в результате произошла подвижка грунта и по стенам пошли трещины. Все это чревато.

Размеры здания, конечно, очень большие, что очень невыгодно — получается, что мы работаем, чтобы его содержать.

В течение пяти лет мы справляемся с выплатами зарплаты, имеем и прибыль, которая уходит на ремонты — крыши, фасадов и т.д.

Себестоимость нашей продукции очень высокая, что, естественно, сказывается на ее цене и скорости оборота. Поэтому медленнее у нас происходит и приобретение новых творческих работ — из-за отсутствия оборотных средств. Художники-творцы справедливо говорят о слабой поддержке: ожидание ими дохода от продажи изделия может затянуться надолго. Стимула творить становится все меньше, идет поиск других источников дохода — а это чаще всего диктат заказчика. Более того, многие миниатюристы перешли к иконописи, что позволяет сейчас обеспечить себя более высоким заработком. А миниатюра — она оказывается на задворках. Отсутствие сбыта и молодых кадров наложили на ситуацию свой отпечаток, и эти обстоятельства связаны  между собой: пока не будет сбыта, молодежь не можем привлечь рублем.

— Во время недавней встречи холуйских и палехских художников с известным искусствоведом из Германии Моникой Копплин заходила речь о необходимости подключения региональных властей к кадровой проблеме, к финансовому стимулированию начинающих миниатюристов. Диалог налажен или пока все остается «как есть»?

— Действительно, конкретики пока нет. У нас имеется только единственная возможность поощрения молодых одаренных художников — при участии Ассоциации народных художественных промыслов. Так, представленная нами на выставке, организованной Ассоциацией, работа Павла Никонова заняла третье место, был и небольшой денежный приз.

Недавно была озвучена идея создания на нашей базе молодежной группы художников. Талантов в молодежной среде много, но почти всех «расхватали», в первую очередь, для работы «на стенах», на храмовой росписи. В данном случае идея заработает только при господдержке. Без молодого пополнения лет через 15-20 на фабрике некому будет работать, добрая половина работников пенсионного или предпенсионного возраста.

— Продолжает ли  функционировать художественный совет как основной эксперт представляемых творческих работ?

— На фабрике работают 15 творческих художников и около 80 копиистов. Но, к сожалению, половина творцов лишь числится, реализуя свои работы самостоятельно.

Возглавляет творческий коллектив главный художник Сергей Михайлович Дмитриев, создавший многие производственные образцы. Активными творцами на сегодняшний день проявили себя молодые художники Михаил Грязнов и Владимир Морозов. Два больших панно, которые сегодня были предложены вниманию потенциальных покупателей из Москвы, созданы ими. На художественном совете, за которым сохраняется право вынести окончательный «вердикт» представляемым творческим работам, проходило оживленное обсуждение этих панно и еще нескольких новых миниатюр.

И все же худсовет работает вполсилы. Потому что молодежи, которой может  потребоваться экспертная оценка, у нас почти нет. Основными творческими работами фабрику обеспечивают В.Н. Седов, Б.К. Новоселов, В.К. Блинов, В.М. Веселов. Их и обсуждаем, предлагаем исправить некоторые недостатки, которые могут допустить и сильнейшие творцы.

В течение пяти лет фабрика регулярно выплачивает зарплату своим работникам.

— И это несмотря на сезонность заказов?

— Действительно, в зимнее время мы уходим «в минус» по доходам, зато летний сезон нам компенсирует расходы. В это время увеличиваются заказы, сувенирная продукция чаще пользуется спросом.

— То есть развитие фабрики напрямую зависит от состояния туристической отрасли?

— Да, будущее предприятия, да и промысла в целом, вижу только в туризме. Опыт западных стран в туристической деятельности показывает необходимость открытия  фирменных  сувенирных магазинов, включения в туристические маршруты экскурсий по Холуйской художественной фабрике лаковой миниатюры с сопутствующими им мастер-классами и по достопримечательностям села художников и т.д. Очередным шагом к этому станет подготовка помещения для художественного салона, который разместится при въезде на фабрику и станет его лицом. В салоне будет выставлена наша продукция. В ближайшее время доработаем туристический маршрут, в который, кроме фабрики и салона, войдут училище, музей, часовня и набережная Дмитрия Пожарского. С появлением своего салона при фабрике предложим турфирмам маршрут, дающий наиболее полное представление о холуйском промысле.

Единственным сдерживающим фактором, как мне представляется, для развития туризма Южского района является отсутствие качественной дороги на Москву. Асфальтирование участка дороги в 23 км в сторону Коврова предоставит шанс нашему центру лаковой миниатюры влиться  в туристический бизнес. Дело в том, что Холуй оказался в тупиковом месте, все маршруты к нам идут через Палех, промысловый центр с более известным брендом. Есть в таком случае смысл ехать туристу в Холуй?

— Дмитрий Евгеньевич, как вам удается совмещать профессиональную деятельность с общественной нагрузкой, с работой на посту главы Холуйского сельского поселения, в качестве депутата в Совете Южского муниципального района? Какие проблемы сейчас решаете вместе с Советом и администрацией?

— Как директору предприятия мне, конечно, не хватает того времени, что уходит на заседания в Советах поселения и района. Проблем в Холуе хватает. Одна из них — долгострои: несколько объектов в селе до сих пор недостроены. Это набережная, реставрация храма, новое здание училища. Ярмарочная площадь — проект на стадии разработки. Вроде все хорошо, все начато, но до завершения еще далеко.

Беспокоит холуян улица Путилова, где подмывается берег. Районная администрация помогла с экспертизой, обследование проведено, теперь надо изыскивать деньги для проектирования берегоукрепляющих работ. Но средства на берегоукрепление мы не сможем получить, пока не будет достроена набережная.

Несмотря на проблемы и села, и промысла, у меня сохраняется уверенность в их дальнейшем развитии. Будем продолжать внедрять свою деятельность в туристическую отрасль, убеждать власти в необходимости господдержки промысла, в увеличении госзаказов. На сегодняшний день наблюдаем шаги, достаточно уверенные, нового поколения художников, в первую очередь, из творческих семей, сейчас завершающих обучение в художественном училище. Надеемся, что они продолжат работу своих династий, ждем их в стенах фабрики. Искусство Холуя не может исчезнуть, оно будет продолжать радовать нас замечательной миниатюрой.

Н. Костров