Качество шкатулок проверит время

В.А. Чиркин
В.А. Чиркин

В 2004 году в Холуе появилось ООО «Русская лаковая миниатюра». Возглавившему его В.А. Чиркину практически «с нуля» удалось создать  хорошо оснащенное современное производство.

За недолгий срок существования у предприятия появился авторитет среди любителей и знатоков лаковой миниатюры.

Мы беседуем с директором В.А. ЧИРКИНЫМ.

— Владимир Александрович, в ООО «Русская лаковая миниатюра» в этом году достаточно больших событий: 10-летний юбилей предприятия, недавний визит главы региона Павла Конькова. Каков он — сегодняшний день предприятия, занимающего свою нишу в художественном промысле?

— В ООО «Русская лаковая миниатюра» работает более ста человек, из них 53 — на постоянной основе, остальные — в основном, художники — по договорам найма. Летом увеличивается число заказов, привлекаем людей к их выполнению. Конечно, стремимся к тому, чтобы меньше зависеть от сезонности, но ситуация на рынке сувенирной продукции не в пользу предприятий нашего профиля. И все же мы работаем неплохо, каждый год расширяем ассортимент выпускаемой продукции, соответственно, растет и оборот. Наша продукция — это шкатулки, панно, броши. Выполняем корпоративные подарки — для их создания у нас налажена серьезная производственная база. То есть делаем любое изделие — по дизайну, по форме, по размеру.

Более того, свои производственные мощности используем для того, чтобы помочь нашим соседям — «братьям по кисти» Палеха и Федоскина: делаем заготовки, отделку шкатулок — производство полуфабриката одно и то же, различается стиль написания.

Кроме  изделий из папье-маше, мы делаем иконы — как храмовые иконостасы, так и домашние варианты, подарочные версии, на заказ. В процентном соотношении, по сравнению с миниатюрой, работа над иконами составляет примерно 10%, и спрос на них растет. Причем спрос  на хорошие иконы, не простого письма, а  с чеканкой, с золотом. Мы заняли свою нишу в этом направлении и потихоньку двигаемся вперед.

— Какие сейчас сюжеты в миниатюрной живописи в ходу?

— Они, в целом, традиционны: это сказки, былины, бытовые сцены. Делаем архитектурные пейзажи, преобладают Москва, Санкт-Петербург, города «Золотого кольца». Также выполняем заказы на архитектурные элементы, например, зданий «Газпрома», правительства Москвы и т.д. То есть это может быть целая серия изделий с гербом  или фирменным знаком заказчика, с поздравительным текстом к юбилейной дате, к празднику. «Корпоративные» заказы по сравнению с розничной продажей у нас сейчас занимают порядка 40-50%. Оставшаяся половина изготавливается исходя из нашего выбора, нашего вкуса, согласно анализу рыночной ситуации, то есть это то, что может быть востребовано в магазинах.

Мы работаем с магазинами оптовой продажи, так как не отдаем на реализацию свои шкатулки. Такова политика нашей фирмы со дня образования.  Ждать, когда изделие будет продано и когда поступят деньги за его продажу, мы не можем.

— Фирменные магазины у вас есть?

— Нет, фирменные магазины предприятие не содержит из-за того, что  далековато живем от Москвы, но в большинстве хороших магазинов, заказывающих нам определенный ассортимент, мы представлены.

За десять лет работы  нас узнали, нам доверяют: наши шкатулки достаточно высокого уровня отделки, мы обязательно контролируем качество живописи, поэтому изделия пользуются спросом.

— Предприятию заказывают миниатюру только с холуйским стилем?

— Наша фирма называется  «Русская лаковая миниатюра», мы можем представить клиенту большую палитру продаваемой продукции, предлагая работы не только Холуя, но и Палеха и в меньшей степени Федоскина. Мы работаем  с художниками этих промысловых центров на паритетных условиях: мы поставляем шкатулки с отделкой, а они нам дают написанные работы. Плотно работаем на Холуй и на Палех, причем палехские изделия занимают порядка 30-40% от общего объема выпускаемых изделий. Но Холуй остается приоритетным для нас: мы находимся непосредственно в Холуе, и работа с каждым художником очень важна и необходима.

— С чего начиналась «Русская лаковая миниатюра», в чем секреты успеха стабильного развития предприятия?

— Секрет успеха в одном: много работать и мало отдыхать, разумно поступать с прибылью. Мы вкладываем очень много в производство, в результате по  объему и качеству мы впереди многих предприятий лаковой миниатюры. Конечно, затраты достаточно большие. Но  у людей нормальные условия труда. Пытаемся развивать новые технологии, приобретать и вводить в технологический цикл новые станки, новые материалы, а это требует дополнительных сил, испытаний, ведь наши изделия проверяются на качество лишь по истечении времени —  растрескалось или нет. Есть определенный риск. Наши изделия дорогие, на них ставится фирменный знак, то есть даем гарантию, что со шкатулкой ничего не случится, что изделие «правильное».

— Поддерживаете ли вы идею палешан по  чипированию изделий для их защиты от подделки?

— Нет, не поддерживаю — не вижу смысла. Это трата средств и сил впустую. Что мы подразумеваем под подделкой? Это вещь, которая не интересна никому. Но если шкатулка сделана хорошим мастером, но вне стен предприятия, назвать ее подделкой нельзя, она сделана художником — автором. Это изделие конкурента, и все. В случае, когда идет стопроцентная срисовка с использованием некачественных лаков, то это дело потребителя, что выбрать: дешевый продукт или дорогое качественное изделие, с гарантией, что оно «на века».

— Насколько сильна  конкуренция в промысле?

— Достаточно плотная конкуренция, у каждого производителя есть своя ячейка, как и желание расширить ее, что зависит от профессионализма, желания работать, удачи. Мы работаем, проводим анализ ситуации на рынке, привлекаем большое число менеджеров, активно пользуемся Интернетом, участвуем в престижных выставках — в общем, делаем все, чтобы рекламировать себя, чтобы находить клиентов. Самое главное, мы делаем качественную продукцию. Наш девиз: «В каждый дом — по шкатулке». Поэтому дел у нашего предприятия непочатый край. Мы готовы помочь коллекционеру пополнить коллекцию уникальной авторской работой и дать возможность среднему потребителю выбрать понравившуюся шкатулку из серии, более дешевой по цене. К нам в офис регулярно приезжают клиенты, чтобы присмотреть себе интересную работу и при этом  быть уверенными, что это самая дешевая цена, без накруток посредников.

— Проводите экскурсии для туристических групп по предприятию?

— Организуем, но не часто, не занимались вплотную этой темой. Потому что это отдельная работа, хотя она и есть в планах. В прошлые годы мы на предприятии запустили незадействованный ранее второй этаж, расширив производство. Площадей хватает для дальнейшего развития.

Метод подсадничества в действии: грунтовщик Олег Никитин  (на предприятии с 2012 года) с учеником Сергеем Артамоновым
Метод подсадничества в действии: грунтовщик Олег Никитин
(на предприятии с 2012 года) с учеником Сергеем Артамоновым

— Есть разница между трудностями, с которыми предприятие сталкивалось десять лет назад, и проблемами сегодняшнего дня?

— Покупатель стал более притязательным, поэтому всегда надо держать высокую планку в качестве выпускаемых изделий. Трудности вызывает нехватка кадров — в частности, менеджеров по продажам, ведь наше расположение в сельской местности накладывает отпечаток на характер проблем. У нас половина работников из Южи, проезд оплачивает предприятие. Зарплата по южским меркам достойная и выплачивается регулярно.

Пока не удается  украсить внешний вид производственного здания, средства вкладываем в производство, в изделия: стараемся думать о завтрашнем дне.

— Я обратил внимание, что у вас работает много молодежи. Как удается ее привлечь?

— Только заработной платой, стабильной ее выплатой.

У нас все работники обучены на месте. Мы не старались брать уже готовых специалистов, их не так уж и много, «взращиваем» на предприятии, в том числе и методом подсадничества.

С самого начала на предприятии мастером трудится Валерий Сергеевич  Калмыков, с которым прошли все этапы становления и развития бизнеса. Теперь наше предприятие выпускает до 500 шкатулок в месяц. Всегда можно быть уверенным в качественной работе Ирины Шаховой, Евгении Гагаевой, Леонида Новоселова, Владимира Юрасова, Светланы Черновой — они пришли в первые годы «Русской лаковой миниатюры». Остальные работники, более молодые по стажу, были обучены опытными мастерами-изготовителями. Несмотря на небольшой стаж, все являются высококвалифицированными работниками. Художник Алена Романова работает мастером по приемке и качеству готовых работ.

— Имеется ли на предприятии художественный совет?

— Он работает больше по Палеху, но обсуждает и холуйские работы. В совет входим я, директор по развитию Т.В. Щербакова (г. Иваново), мастер, ряд художников. Обсуждаем, делаем замечания по работам.

К сожалению, работ молодых авторов очень мало. Наши двери всегда открыты для художников, появляются и выпускники училища, приносят свои работы. И если эти работы  удовлетворяют запросам предприятия, покупаем их. Но, в основном, в числе наших авторов те,  кто уже состоялись как художники.

Художников не хватает. Сохраняются сложности с дальнейшим развитием лаковой миниатюры, потому что она в конечном счете связана с трудом художников. Не отдаляемся от общих проблем лаковой миниатюры, ведь живем и работаем в Холуе, сохраняем со всеми, в том числе и конкурирующими предприятиями, доброжелательные отношения.

— Каковы планы на будущее?

— Будем развиваться, расширяться, увеличивать выпуск изделий. Задача перед всеми поставлена такая: каждый год мы должны  увеличивать выпуск изделий на 30%. Зная, насколько у нас сплоченный, слаженный коллектив, «плывущий в одной лодке», уверен, что задача эта по силам.

Н. КОСТРОВ