Любви и заботы хватает на всех

И.В. Давыдова с воспитанниками
И.В. Давыдова с воспитанниками

Для воспитателя детского сада «Тополек» И.В. Давыдовой дорога от дома на 8-й Парковой до места работы — это удовольствие. А как иначе, если работа любимая?!

В «Тополек» она перешла из детского сада №8 на улице Пушкина в 1992 году. Ее общий педагогический стаж — 40 лет. И не было ни одного дня, когда бы Ирина Викторовна пожалела о своем выборе профессии, сделанном в юности. Она с самого детства мечтала о том, что будет заниматься воспитанием и обучением ребятишек.

Утром в свою группу Ирина Викторовна приходит первая, в ней еще пусто и тихо, все игрушки на своих местах. Она начинает готовиться к предстоящим занятиям. Тем временем мамы и папы приводят ребятишек. Каждый из них, заходя в группу, ждет от встречающих взрослых защиты и поддержки, внимания, ласки, любви. Каким же щедрым должно быть сердце воспитателя, чтобы и внимания, и любви хватило на всех! У Ирины Викторовны хватает. Она всегда приветлива с детьми, и поэтому в группе царит атмосфера уюта, добра, любви. Она старается создавать и поддерживать в группе хорошее настроение, чтобы все ощущали комфорт. Недаром ее бывшие воспитанники, обзаведясь семьями, стремятся устроить своих детей именно к ней, своей любимой воспитательнице.

Работа в детском саду — Это не только призвание. Это, по мнению Ирины Викторовны, нечто большее: хотеть и уметь снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать его вместе с ним; принимать малыша таким, какой он есть, стараться, чтобы его детство было содержательным и радостным. Быть немножко «волшебником».

Некоторые представляют себе работу воспитателя лишь как игру, веселое времяпрепровождение, и не подозревают, что это — ежедневный кропотливый труд, требующий много знаний, умений, навыков. Надо уметь все: шить, рисовать, вязать, танцевать, петь, заниматься цветоводством, обладать артистическими и режиссерскими способностями, художественным вкусом. Надо постоянно работать над собой, познавая что-то новое, расширять кругозор, ставить перед собой высокие цели, двигаться к ним, несмотря ни на что. Только тогда воспитатель может быть интересен, любим своими воспитанниками и добиваться успехов в своем деле.

Настоящий педагог не боится трудностей, как не побоялась их Ирина Викторовна, приняв в группу особенного ребенка, девочку Катю с ограниченными возможностями здоровья. Это было два года назад. Теперь ее мама, Наталья Юрьевна, не нарадуется, глядя на свою девочку. Катя, по ее словам, очень изменилась. Она стала более уравновешенной, контактной, веселой, научилась играть в ролевые игры. Она с радостью идет в детский сад, в группу, где дети относятся к ней доброжелательно, во всем помогают и подсказывают, опекают ее, словно взяли шефство над ней.

— Я знаю, что в Юже есть еще такие детки, как моя Катя, —

сказала Ниталья Юрьевна, — но их не то что в садик, на улицу не выводят. А им так нужно бывать в детском коллективе, хотя бы по 2-3 часа, чтобы научиться правильно вести себя, социализироваться в обществе. Иначе как они будут жить потом, когда вырастут? А мы с Катей просто счастливы, что у нас есть наш детский сад «Тополек».

Поначалу, конечно, было совсем непросто. Перечитав много специальной литературы, которую ей приносила Наталья Юрьевна, И.В. Давыдова составила план индивидуальной работы с девочкой. Изо дня в день, на протяжении месяцев она кропотливо обучала ребенка простейшим правилам поведения в коллективе, постепенно отрабатывала с ней действия во время завтрака, во время одевания и раздевания, развивала умение наблюдать за природой, кататься на качелях, ходить по узкой дорожке и многое другое.

Недаром говорится: терпение и труд все перетрут. Теперь Катя ведет себя в группе, как все дети. Она включается в режим детского сада, как обычный ребенок, играет, участвует в общих занятиях, растет и развивается вместе со всеми. Девочка знает всю азбуку, произносит разные слова, удивительно ловко собирает пазлы.

Адаптация особенного ребенка к детскому саду — процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий и дополнительного внимания не только его близких и воспитателя, но и всего коллектива учреждения. С Катей проводят индивидуальные занятия логопед Д.Е. Нерсесян, физкультурный работник А.А. Белякова, музыкальный работник К.Н. Карцева. Неоценимую помощь и поддержку Ирине Викторовне оказывают подменный воспитатель М.Н. Шутова и младший воспитатель С.А. Моисеева. С любыми возникающими вопросами можно обратиться к заведующей детским садом А.К. Горбашовой, к старшему воспитателю Ю.А. Кауткиной, они всегда откликаются и помогают их решить.

В конце августа этого года в группе И.В. Давыдовой появился мальчик с повышенной активностью и также требующий к себе постоянного внимания. Он на удивление быстро освоился в новой группе.

— Хороший мальчик! —

заметила Ирина Викторовна. — Добродушный, общительный, дружит со всеми ребятами, умеет делиться игрушками. Всегда с радостью идет в группу. Его мама говорит, что он утром, как только проснется, сразу спрашивает: «А мы сегодня пойдем в садик?».

Рабочая смена закончилась, Ирина Викторона возвращается домой. Ее дом далековато от детского сада, но ей нравится эта дорога, для нее — это отдых после еще одного бурного, плодотворного дня, прожитого не напрасно.

С. АРШИНА