Не досмотрели, не уследили

На заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Южского муниципального района иногда рассматриваются ситуации, от которых и видавшим всякое членам КДН становится не по себе. Между тем решение по каждому случаю приходится принимать без эмоций и по закону.

“Не уследили”, – так объяснил случившееся с 10-летним сыном глава в общем-то благополучной семьи. Тот просто взял мопед покататься и – попал в ДТП, столкнувшись с автомобилем и едва не сделав водителя преступником. Сам подросток оказался в больнице с черепно-мозговой травмой.

Проведенная правоохранительными органами проверка полностью доказала вину несовершеннолетнего. Правила дорожного движения не знал и не соблюдал, не имел прав на управление транспортным средством да и возраста для этого не достиг, а сам чудом остался жив. Членам комиссии пришлось объяснять основы законодательства. Но, похоже, в семье не объяснили подростку главного – технику брать без разрешения нельзя.

В драматической ситуации оказалась девчушка, которой в августе исполнится 14 лет. По словам матери, ребенок был долгожданным, и хорошо еще, что признала долю своей вины: да, избаловала. Все остальное в объяснениях мамы не вязалось одно с другим.

В короткой пока биографии девочки все случалось слишком рано. Она рано почувствовала вкус свободы, в результате стала бродяжничать, рано вступила во взрослые отношения с молодым человеком старше ее на десять лет и пришла к выводу, что учиться уже не обязательно. Начала пропускать уроки, выпивать, покуривать.

Окончательно взаимопонимание, а заодно и контроль матери над дочерью были утрачены, когда та попыталась противодействовать опасным связям и наклонностям. Девочка не приходила домой, предпочитая ночевать у бабушки, а то и отправлялась в Москву к отцу, где у него уже новая семья. Мать, кстати, тоже скоро нашедшая сожителя, сообщила также, что дочь бывала избита и что их квартиру несколько раз взламывали.

Когда и почему в жизни ребенка произошел надлом, теперь предстоит разбираться специалисту психологу. У членов комиссии к матери, тоже, кстати, не отличающейся примерным поведением, были свои вопросы. В частности, почему не было никаких обращений в правоохранительные органы по поводу розыска несовершеннолетней дочери, ее связи со взрослым мужчиной и, наконец, взлома квартиры? А еще: намерена ли девочка учиться, в 9 классе, времени до начала учебного года остается не так уж много.

Конечно, что-то было упущено. Но пока мать “бьет в колокола”, чтобы спасти от несчастья ребенка – у него остается шанс не сбиться с дороги.

В свою очередь, матери непросто будет вернуть себе доверие собственного ребенка. Для этого многое придется пересмотреть в самой себе.

Еще одна мамаша, любовь и доверие ребенка не считает большой ценностью и воспитание понимает, мягко говоря, по-своему.

На заседании комиссии была заслушана информация о реализации мер по выявлению случаев жестокого обращения с детьми. Как радовалась учащаяся одного из учебных заведений города, когда мама пришла домой! Вернувшись из мест лишения свободы, она, как видно, решила начать все “с чистого листа”: не выпивала, в доме стало больше порядка. Но прошло время, и ребенка в школе все чаще стали видеть неухоженной, не готовой к урокам, а однажды девочка пришла в синяках.

Представители педагогического коллектива побывали у нее дома, обстановку в нем трудно назвать нормальной. Папа оказался пьющим человеком, а мама утверждала, что девочка упала и ушиблась сама. Сейчас семья находится под контролем, и вероятность лишения родительских прав не исключается.

Беседы, предупреждения, штрафы за “ненадлежащее воспитание” кого-то из родителей заставят задуматься, а кого и нет. Но заботиться, учить, направлять тех, кому дали жизнь, велит родительский долг. И так велит закон.

Л. ИВАНОВА