2014 год только начался, а пожары не заставили себя ждать. В основной своей массе объектами пожаров в Южском муниципальном районе стал жилой сектор, однако в одном случае пожар произошел в транспортном средстве. В данном случае к счастью обошлось без жертв. Но как велико разочарование автовладельца при утрате своего автомобиля из-за пожара. При этом, пожар в автомобиле связан с большим риском для жизни и здоровья, в связи с наличием опасных факторов пожара (высокая температура, дым, копоть и т.д.) и специфичностью объекта пожара (наличие в агрегатах автомобиля легковоспламеняющихся жидкостей), что в свою очередь может привести к взрыву.В феврале 2013 года на территории Южского района автомобиль также стал объектом пожара. Поэтому хочется отдельно поговорить на тему пожарной безопасности автотранспорта.
Понятие «безопасность транспортного средства» трактуется многими автовладельцами только как комплекс мероприятий по предотвращению кражи транспортного средства, разбоя или его повреждений. Ну а обеспечение технической безопасности транспортного средства в наших условиях решается только при прохождении периодического технического обслуживания и сервисных ремонтов. Однако, безопасность транспортного средства – это более широкое понятие. При технической поломке транспортного средства или аварии его можно отремонтировать. А вот при пожаре (как правило, в подкапотном пространстве) обычно транспортное средство восстановить не возможно и его списывают. При этом все надеются, что редкое стечение обстоятельств, приводящее автомобиль к конструктивной гибели на дороге при пожаре, их не коснется. В какой-то мере они правы. Шанс попасть в «погорельцы» не велик – чуть больше 2.000 сгоревших автомобилей на трассе за год на 10.000.000 постоянно эксплуатируемых. Однако никто не задумывается, что именно эти сгоревшие транспортные средства почему-то никто не смог потушить во время их возгорания. Среди них и абсолютно новые, очень дорогие иномарки. А ведь после пожара автомобиль восстановлению не подлежит – усталость металла во время теплового воздействия не позволяет его эксплуатировать в дальнейшем, не говоря уже о проводке, лонжеронах идвигателе.
Возможно ли вообще потушить транспортное средство при возгорании двигателя во время движения? И от чего загораются автомобили? Первое – от нашего русского «авось». Запахло бензином – обратите внимание на двигатель или патрубки бензобака. Во многих случаях водитель заводит двигатель и едет. Пошел дым из под капота – остановитесь и установите его происхождение. Загорелся значок «checkengine» – немедленно прекратите движение. Некоторые автолюбители знают, что огнетушитель имеет срок годности и его необходимо перезаправлять или менять по истечении установленного эксплуатационного срока. Вспомните, кто это делает без угрозы неполучения талона техосмотра, даже на почти новых автомобилях? Все вышесказанное является ответом на вопрос, почему никто не может помочь, когда горит ваш автомобиль или транспортное средство другого участника движения. Факторы, влияющие на возгорание и дальнейшее развитие пожара известны каждому со школьной скамьи: горючий материал, окислитель и источник возгорания. В современном автомобиле источником возгорания более чем достаточно. А в движении кислорода, как окислителя, хватает с избытком. Все эти три фактора активно поддерживают горение. Именно поэтому риск сгореть в движении у автомобиля в несколько десятков раз больше, чем находящегося на стоянке. У автомобиля на стоянке двигатель не работает и потенциальные источники возгорания практически отсутствуют. А если даже при запуске двигателя и произойдет возгорание, вы его своим «новым» огнетушителем успеете «задавить», т.к. заметите дым в самом начальном периоде. Во время движения транспортного средства все события при возгорании двигателя развиваются по иному. На скорости начальную стадию возгорания двигателя практически невозможно определить, а если и удается, то необходимо время на остановку автомобиля, подготовку огнетушителя и открытие капота. В любом случае драгоценное время, за которое можно локализовать возгорание подкапотного пространства, теряется. При открытии капота автомобиля, для того чтобы произвести тушение двигателя, владельцы сталкиваются с трудностями по его открытию, т.к. температура от вырывающегося из под капота пламени вызывает заклинивание подкапотного замка. И даже если удалось его открыть, то доступ большого количества кислорода усложняет процесс тушения, заставляя использовать не один, а несколько огнетушителей. И это в лучшем случае. В худшем – происходит взрыв и водитель получает ожоги. Дальнейшие комментарии излишни. Стоит ли возить с собой 2-3 огнетушителя или рассчитывать на расторопных участников движения, у которых «должны» оказаться работающими огнетушители, решать вам.
Также, одной из причин возникновения пожара в автомобиле, причем самой криминогенной, может стать инициирование горения (поджог). Данный вид преступлений обладает высокой степенью скрытности, что отрицательно сказывается на процессе раскрытия преступления. Большинство пожаров по данной причине происходят в темное время суток и при возможности доступа к автомобилю. Для исключения возможности пожаров в автотранспорте, автовладельцам необходимо осуществлять хранение автомобиля в гараже. Это конечно при наличии возможности. В остальных случаях, необходимо осуществлять хранение автомобиля в местах с наиболее максимальной возможностью контроля за ним (под окнами собственного дома или квартиры, на парковках и т.д.).
Обеспечение безопасности автомобиля в целом, и пожарной безопасности в частности, обязанность автовладельца, и зависит выполнение вышеуказанных рекомендаций по большому счету от желания.
Главный Государственный инспектор г. Южа и Южского района по пожарному надзору А.В.Стулов