Совет всегда пригодится

Дом №5 по Глушицкому проезду
Дом №5 по Глушицкому проезду

  С давних пор по тому, как выглядит дом, было видно, заботится ли о нем хозяин. Когда появились многоквартирные дома, то почти священное для наших предков понятие «дом» стало понемногу утрачиваться.

Теперь для многих это просто жилье, где все удобства — свет, тепло, воду обеспечивают соответствующие организации.
Право договариваться с ними о стабильной работе домового хозяйства законом предоставлено активу многоквартирного дома (МКД). Сами собственники избирают и председателя совета дома.

Год назад такой совет одного из многоквартирных домов фабричного микрорайона возглавила Ю.Е. Мироненко. Взялась за дело, понимая, насколько оно ответственно, что потребует сил, времени, знаний. Принять решение помог опыт работы в органах самоуправления, связанный с вопросами жилищно-коммунального хозяйства, да характер — энергичный и целеустремленный. До этого Юлия Евгеньевна в качестве старшего по подъезду уже смогла познакомиться с примерным кругом обязанностей по жилищному управлению, а теперь открылась возможность сделать что-то еще полезное для дома.

Как оказалось, самое трудное — это вернуть собственникам утраченное  чувство ответственности за все, что происходит с их большим общим домом. О том, что жителям уже не все равно, говорят вроде бы незначительные детали. В мае, например, откликнувшись на предложение совета, собственники жилья своими силами покрасили фундамент дома. В результате стоящий на возвышенности панельный дом стал даже  чем-то напоминать корабль.

Как у всякой бережливой хозяйки, большую часть в работе по управлению МКД у Юлии Евгеньевны занимают расчеты. Каков доход-расход? Как формируются тарифы? Сколько стоят услуги жилищной управляющей компании и где можно сэкономить? Наконец, что в домовом хозяйстве требует первоочередного внимания, а что может подождать? Кроме прочего, приходилось объяснять, что можно сделать для комфортного проживания в панельной  пятиэтажке. А по сравнению с этим другие обязанности, такие как проведение собраний, контроль за показаниями общедомовых приборов учета, составление документов, казались уже делом техники.

Большому панельному дому на 119 квартир, возведенному на Глушицком проезде 35 лет назад, порой везло, а порой и не очень. В этом году долгожданное асфальтирование придомовой территории стало частью программы по благоустройству рыночной площади, и это не может не радовать. С другой стороны, панельный дом больше всего страдает от молодежи, тусующейся чуть не до утра у магазина «Грант», расположенного в центре рыночной площади. Не случайно год назад самым первым после избрания общим собранием собственников нового председателя совета дома стал вопрос об установке в подъездах домофонов. Стоит ли говорить, что это давало целый ряд преимуществ. Почти гарантия, что в подъездах станет чище, спокойнее, поскольку поубавилось бы выпивох, да и безопаснее.

Возможности для этого были: на счету дома по статье «Капитальный ремонт» за несколько лет скопилась приличная сумма. Только перспектива сменить старые деревянные двери на новые с современными приспособлениями внутридомовой связи вдохновила не всех. Кому-то плата в 50 руб за обслуживание домофонов (для пенсионеров и вовсе дешевле вдвое) показалась обременительной и неоправданной. Решалось все тяжело, но благодаря старшим по подъездам удалось убедить даже самых сомневающихся. Юлия Евгеньевна благодарна, что в ее непростых заботах появились такие надежные помощники — О. Задвижкина, Н. Мерзлякова, Б. Беликов, И. Филатова, Е. Веселова, О. Молодкина, М. Гаврилова, О. Карасева.

Увидев результат, люди стали более отзывчивыми на начинания. Вскоре после установки домофонов собственники жилья подремонтировали окна в подъездах, а в некоторых появились занавески, цветы.

Собрания собственников проводятся по мере необходимости. Например, минувшей осенью, когда вступили в силу изменения законодательства по расчету оплаты за электроэнергию. Много было неясного, но разобрались. Со временем была упорядочена процедура снятия показаний общедомового прибора учета электроэнергии. Из «платежек» теперь видно, как и в каком размере производится оплата за электроэнергию в местах общего пользования, есть ли должники и хищение энергоресурса.

В конце года утверждали отчет жилищной управляющей компании по обслуживанию дома в 2012 году, а также тариф на содержание и текущий ремонт. В апреле выбрали двоих толковых представителей от лица собственников дома для контроля за ходом работ по благоустройству придомовой территории.

Опять же не все и не сразу согласились с идеей обновления цокольного этажа дома, а соответственно и затратами из общего «кармана»: мол, и так сойдет, не в столицах живем. Но для председателя совета важно все: порядок в начислениях, чистота, эстетика. В конечном счете слова и намерения домкома возымели действие. Собственники дома сами покрасили фундамент дома, начали облагораживать зеленые насаждения.

Кстати, с покраской фундамента актив МКД явился в каком-то смысле первооткрывателем. Юлия Евгеньевна считает, что с некоторыми мелкими работами собственники вполне могут справиться своими силами, в том числе и по соображениям экономии. Главное — умело использовать все законные возможности. Поэтому необходимые материалы были приобретены в соответствии с договоренностью между собственниками жилья, жилищной управляющей компанией и торгующей организацией. Причем оформлены все расходы законным образом — по статье «Содержание и текущий ремонт». Вообще же информация о предполагаемых работах, сроках их проведения, затратах доводится до собственников жилья, и планы касаются не отдельной квартиры, а обеспечения нормального функционирования домового хозяйства в целом.

Так, в 2013 году запланирован ремонт стояков в системах канализации и отопления, состояние которых уже не выдерживает никакой критики и грозит стать в любую минуту источником коммунального и даже экологического бедствия. Продолжится работа по ремонту самых проблемных межпанельных швов, выборочному ремонту крыши, будут приведены в порядок козырьки над подъездами. Хотелось бы нанять человека, который бы следил за чистотой на придомовой территории, но как и что получится, сказать трудно. Только общее собрание собственников жилья решает — на какие цели направить общие накопления.

Недавно пошли навстречу пожеланиям людей старшего поколения, которым часто приходиться обращаться в «скорую помощь», работникам которой без нумерации подъездов и квартир непросто найти нужный адрес. Принято решение об установке информационных вывесок, где, кстати, будет удобно размещать и объявления. Договор жилищной управляющей компании с изготовителем уже подготовлен.

Как будут дальше складываться отношения у актива дома с ЖУКом — покажет время. Сейчас диалог налажен, и в дальнейшем свою задачу Юлия Евгеньевна видит в отстаивании интересов собственников дома. Но только — путем договоренностей, совместного поиска варианта решения вопроса, устраивающего обе стороны. Меняются условия, значит, надо по-новому смотреть на вещи, по-новому строить отношения.

Прошло семь лет, как начал действовать новый Жилищный кодекс РФ. Но до сих пор некоторые убеждены, что добиться от коммунальщиков качественной работы можно только с помощью скандала. Другие не перестают верить, что все зависит только от ЖКХ, а третьи упорно твердят, не вникая в суть жилищного самоуправления: «Мы в этом ничего не понимаем». Но кто-то же должен браться за дело,  чтобы что-то стало наконец меняться к лучшему? По мнению Ю.Е. Мироненко, если чего-то не умеешь, не знаешь, надо советоваться, думать и в любом случае двигаться вперед: «Ведь это наш дом и надо всем позаботиться о том, чтобы в нем хорошо жилось».

Л. ИВАНОВА