«Сударушка», душа…

«Сударушка», душа...

Любимый южанами коллектив народного танца «Сударушка» отметил свое 35-летие большой праздничной программой.

В этом юбилее немало удивительного. Например, то, что все эти годы его бессменным руководителем является Наталья Геннадьевна Грязнова, что на протяжении всех лет коллектив не перестает радовать своих зрителей новыми работами. Даже то, что зрители устроили в зале приветственные овации  до начала юбилейного концерта, а это дорогого стоит.

Возможно, для кого-то это и несерьезное занятие. Но Наталье Геннадьевне не пришлось идти по жизни легко, будто и впрямь танцуя, — любое достижение доставалось только трудом. Не случайно и концерт начался не с танцев, а с импровизированной репетиции участников прямо на сцене у хореографического станка. Так, кажется, и слышишь: «Тянем, тянем носочек, спину держим!» Усердие, вдохновение, льющаяся через край позитивная энергия руководителя дают изумительный результат.

 

 

Наталья рано поняла, насколько ей все это нравится — да к тому же и получается. Еще в четырехлетнем возрасте пришла в танцевальный коллектив клуба Южской прядильно-ткацкой фабрики, а уже в школе сама бралась за постановку танцевальных номеров. Сейчас с улыбкой вспоминает, как сами шили костюмы к «Лебединому озеру», как «лялякали», поскольку не было нужной музыки. Кстати, Наталья Геннадьевна и теперь убеждена, что танец найдет отклик в сердцах зрителей, только если музыкальное сопровождение будет полностью совпадать с замыслом постановщика. Впрочем, другие моменты не менее важны. Некоторыми секретами «творческой кухни» Наталья Геннадьевна поделилась по ходу праздничного концерта.

Программа была построена в виде диалога с виновницей торжества, перемежающегося выступлением участников коллектива, и посвящалась разным этапам творческого пути.

Вот начало: традиционные хороводы, «Русский», «Барыня». А вот другой опыт, еще одна ступень профессионального мастерства — танцы народов мира, и дальше: динамичные постановки с элементами спортивного танца специально для мальчишек с их неиссякаемой энергией, интересные творческие находки в стиле модерн.

Причем при любом очередном повороте творческой биографии проявлялась готовность Натальи Геннадьевны к переменам, стремление находить самые яркие приемы выразительности движения в танце, смело обращаться к новым темам и настойчиво идти к задуманному. Обучение в Ивановском культпросветучилище дало ей представление о хореографии народного танца и его традициях. А опыт со временем только укрепил в убеждении, что на этой основе можно реализовать любые, самые оригинальные и интересные, танцевальные идеи. Верной классике жанра она оставалась даже тогда, когда новые веяния начали отодвигать народные танцы в разряд «немодных». Время показало, что Наталье Геннадьевне удалось решить сразу две противоположные задачи: хранить традиции и при этом уметь перестраиваться, привнося новое.

Как это было трудно, знает только она. Когда не хватало средств на костюмы для осуществления задуманного и приходилось применять все свое воображение, делая «конфетку из ничего». Когда из коллектива уходили дети, в которых было вложено столько сил и надежд. Когда катастрофически не хватало мальчиков. А теперь они есть в составе коллектива! Одиннадцать мальчишек пришли совсем маленькими, выросли здесь  и насколько  это обогатило репертуар, в том числе, например, дуэтом «Двое». Как сумела заслужить такое доверие представителей «сильной половины», Наталья Геннадьевна не знает и сама. Но факт остается: она может их и поругать, но от этого не станет меньше любить, разделяя с ними радость успехов и горечь неудач. А главное, может вселить надежду: мы сможем, мы — не хуже.

Поэтому самой дорогой наградой она считает диплом первой степени, которого коллектив был удостоен в 1991 году по итогам областного праздника танца, когда руководитель находилась в больнице и воспитанники выступили без нее. Но так, что она могла ими гордиться. И еще одна дорогая награда — это звание лауреата, впервые полученное в мае 1990 года.

Главное, чтобы костюмчик

сидел

Не измерить танцы цифрами, а, наверно, стоило бы — столько всего было поставлено. Это наши родные «Кадриль», «Барыня», хороводы. Свой особенный колорит в репертуар внесли танцы народов мира, говорящие лишний раз об огромном мастерстве и неисчерпаемых возможностях руководителя.

За годы работы были поставлены украинский, белорусский, молдавский, грузинский, армянский, казахский, узбекский, корякский, японский, польский, румынский, испанский, итальянский, кубинский, мексиканский, ирландский, финский, еврейский. Только в этом сезоне было подготовлено несколько новых танцев — «Валенки», «Кантри», «Гопак», «Виноградная лоза», «Вдоль по улице широкой…»

Каждый танец — как нарядная шкатулка с сюрпризом. У каждого свой ритм, свой рисунок, где костюм играет одну из самых главных ролей, особенно, если это танец народа какой-то далекой страны, где ни разу не бывал. Для того, чтобы танец воспринимался, важны любые детали — одежды, прическа, головной убор, украшения. Надо, по мнению руководителя, знать и об укладе жизни, обычаях, природе той местности, где живет народ: уважение к традициям других сближает людей.

Совсем иная история у представленного в программе танца «Шах и мат», участники которого выступали в лаконичных черно-белых нарядах. Идея вынашивалась несколько лет, трудно шел подбор музыки, наиболее выразительных пластичных элементов. Пришлось даже вникать в тонкости игры в шахматы. В результате зрители завороженно следили за разворачивающимся на шахматной доске интеллектуальным сражением. Вскинутые в конце танца над головой «белой королевы» пальцы означали только одно — победа. И это только один пример того, как рождается танец — от идеи до премьеры его на сцене: как его теперь примут зрители?

С благодарностью она говорит о родителях своих воспитанников, помощь которых позволила значительно обновить гардероб коллектива. Совсем недавно пошили костюмы к танцам «Валенки», армянскому «Виноградная лоза», к зимнему варианту танца «Русский». Как правило, обычно это происходит довольно медленно из-за недостатка финансовых средств. Однако Наталья Генадьевна никогда не сетовала — просто искала выход. За 35 лет она так и не научилась ставить материальное во главу угла. Как прежде, для нее ценен и дорог даже…

Самый

скромный

букетик…

если он подарен от всей души. Таким, по-настоящему дорогим, подарком для Натальи Геннадьевны стало танцевальное попурри в исполнении бывших участниц коллектива. Вот уж для кого занятия танцами точно не прошли даром. Давно ставшие сами мамами, молодые женщины по-прежнему красивы, жизнерадостны, красиво двигаются. А какое перевоплощение в танце: ну разве не «Барыня», не «Цыганочки»? Особое удовольствие руководителю доставило их мастерское использование знаменитых павловских платков, поскольку танцы с предметами вообще считаются не самыми простыми в постановке: «Ничего не забыли, молодцы! И какое решение придумали, да сами».

Сколько занималось у нее детей, сколько было выпусков, Наталья Геннадьевна не берется считать: много, и все по-своему дороги. Важнее другое — чтобы в сердцах сохранилась радость красоты движенья. Сегодня этому учат малышей уже ее ученики — Ирина Трофимова, Ольга Коченкова. В постановке последней зрители смогли увидеть на празднике очаровательный танец «Секрет», исполненный участницами младшей группы «Сударушка». А это — новая надежда и вера в будущее.

— Мне не стыдно за то, что сделано — у меня были хорошие учителя, я старалась перенимать и сохранить лучшее. И ценно то, что, на мой взгляд, люди, несмотря ни на что, тяготеют к культуре русского народного танца, — считает Наталья Геннадьевна, — потому что это в каком-то смысле откровение, распахнутость души. В отличие, скажем, от эстрадных номеров, которые просто смотрят как зрелище — и только.

Она искренне порадовалась тому, что на юбилейном концерте в зале собралось много молодых людей, значит, им близко то, что она делает. А потом зрители буквально засыпали ее цветами, так что обычно такой выдержанной Наталье Геннадьевне с трудом удавалось скрыть слезы счастья.

Все это ей, как официально говорится в Благодарности губернатора Ивановской области, «…за большой личный вклад в эстетическое воспитание подрастающего поколения, большой вклад в развитие культуры Ивановской области и преданность хореографическому искусству».

В этот день поздравить Н.Г. Грязнову с юбилеем пришли глава Южского муниципального района Е.А. Муратова, глава администрации Южского муниципального района В.Е. Калёнов, глава Южского городского поселения В.Е. Барсуков, начальник отдела по делам молодежи, спорта и культуре А.В. Алтухов, коллеги, многочисленные ученики и друзья. Депутат Ивановской областной думы В.С. Гришин вручил коллективу музыкальный центр.

Организаторы юбилейного концерта благодарят индивидуальных предпринимателей Г.В. Муртузаеву, В.К. Балова, В.Г. Григоряна и Т.Ю. Касаткину за  сладкие подарки для детей — участников народного коллектива народного танца «Сударушка».

Л. ИВАНОВА