У дополнительного образования есть только плюсы

.
.

Дети — цветы жизни. Это утверждение настолько фундаментальное, что с ним никто и не спорит. Да, они — цветы, да, они — наше будущее, да, они — утешение в старости, да, это без них семья неполная, да, маленькие дети — маленькие бедки! Тысячи страниц и тонны учебников посвящены обучению и воспитанию, и тем не менее каждый имеет своё мнение о том, как взращивать своё будущее. Оставим теорию учёным мужам, а вот о малой части детского досуга, называемой теперь «дополнительное образование», попросим рассказать человека, который уже многие годы занимается практикой и видит все плюсы и минусы занятий детей настоящим делом, а не виртуальной нереальностью — педагога дополнительного образования Южского детско-юношеского центра Э.А. БОКОВУ.

— Эльвира Альбертовна, можете ли Вы, как практик, рассказать о плюсах и минусах дополнительного образования?
— Как раз в дополнительном образовании минусов не вижу. Даже больше скажу: занятия детей в кружках и секциях вне школы можно оценивать только положительно.
— Предвижу возгласы некоторых родителей о том, что детям и так задают неимоверно много, что они не успевают справиться со школьной программой, да ещё и дополнительно какое-то образование. Бедные они, несчастные…
— Это всего лишь родительские эмоции. И если уж оперировать чувствами, то хорошо бы таким родителям взглянуть в глаза занимающимся в ДЮЦе детям, чтобы понять: дополнительное образование — не тот «страшный зверь», которым нужно пугать детей. Это действительно — образование, пусть не по школьной программе, но на то оно и дополнительное!
— Ну, хорошо, минусов не будет. В таком случае давайте по порядку пересчитаем плюсы.
— Первый плюс с «далёким прицелом». Я более двух десятков лет работаю педагогом дополнительного образования. Мои первые воспитанники уже выросли, многие из них приводят в наши студии уже своих детей. И у некоторых это увлечение превратилось как минимум в дополнительный источник дохода.
Второй. Условно второй, потому что любой из пунктов, в принципе, может быть и первым, а ещё и этот пункт нужно поделить на два. Итак, во-первых: когда начинаешь спрашивать у некоторых, то наша студия оказывается далеко не единственной, куда ребёнок записан, и не только записан, но и посещает! А это означает, что в отличие от остальных сверстников, не посещающих никакие дополнительные секции и кружки, они в состоянии распределить своё время уже самостоятельно; они не слоняются по квартире, мучаясь мыслью «Чем бы заняться? Читать не люблю, уроки делать не хочу..» Ни к чему хорошему такие мысли не приведут. В лучшем случае, к бесцельному сидению в Интернете с разглядыванием скабрезных картинок.
А вот дальше совсем интересно: занятия в наших кружках и студиях помогают не только детям, но и родителям. Образуется замкнутый, но очень хорошо работающий круг: дети распределяют свои усилия и время так, чтобы попасть и в школу, и на дополнительные занятия. Дополнительные занятия помогают им организоваться и сменить вид деятельности, после чего они легче вновь берутся за основное обучение, находят связь между основным и дополнительным образованием, а иногда даже стимулируются родителями догнать и подтянуться по основным предметам по вполне стандартной схеме: отметка плохая, значит, не хватает времени; не хватает времени — будем избавляться от «лишнего». Стоит ли говорить, что «лишним» признаётся студия, и ребёнок, чтобы его не отлучили от неё, вполне легко справляется с задачей «догнать» и «исправить оценку».
Ну, и третий плюс, тоже вполне достойно бы чувствовавший себя и на первом месте, и это уже не мои домыслы и наблюдения, а жёсткая статистика. За последние несколько лет ни один ребёнок, посещающий учреждения дополнительного образования, не поставлен на учёт комиссией по делам несовершеннолетних. Ни один!
Вот, собственно, самые крупные и видимые плюсы. Есть ещё много-много небольших, таких, как развитие усидчивости, мелкой моторики рук, умение составлять план своей работы, и много других, которые будут понятны специалистам, но без которых ребёнку будет не так комфортно осваиваться в мире. Но и эти мелкие плюсы — они тоже плюсы!
— Занятия в каких студиях предлагает сейчас ДЮЦ?
— На данный момент в ДЮЦе работают около двадцати студий: «Соломка», «Петелька», «Волшебная глина», «Рукодельница», «Стильные штучки», студия «Сюрприз», список можно продолжать.. Школьники знакомятся с работами студий, посещая мастер-классы. Мы, работники ДЮЦа, стараемся сделать так, чтобы каждый из пришедших к нам малышей попробовал сделать хоть что-то в каждой студии. Многие, наверное, встречали малышей, шагающих маленькой толпой, в руках у них или выпиленная фигурка, или на пальцы рук надета бумажная фигурка лисицы, а в глазах – гордость за выполненное дело. Это они идут с мастер-классов из наших студий. Занятия строятся таким образом, чтобы изделие можно было сделать за небольшое время, и ребёнок сразу видит результат своих усилий. После этого в полку наших воспитанников и прибывает. Не все, конечно, остаются, но те, кого «зацепило», занимаются почти фанатично!
— Раскрою маленький секрет: у Эльвиры Альбертовны есть чем гордиться в плане педагогических исследований. Расскажите о Вашей публикации в журнале «Народное творчество», всё-таки журнал российского масштаба.
— Да, редакция журнала попросила меня подготовить материал для публикации, и вот в № 5 за 2015 год вышла моя статья «Кукла дарована судьбою», моё стихотворение и мастер-класс по изготовлению театральной куклы. Заинтересовавшимся могу порекомендовать найти этот номер журнала, где материалы не только мои, но и других авторов. После некоторого перерыва журнал снова вернулся к теме кукол, поскольку исторически куклы, помимо эстетических, решали много функциональных задач, которые перед ними ставились: куклы для игры и обучения, куклы-обереги, обрядовые куклы, куклы для украшения интерьера, ну и, конечно, особое место всегда занимали театральные куклы. Среди последних можно вспомнить и пальчиковые, и перчаточные, и марионетки, и ростовые и много-много других видов. Но здесь я могу говорить уже часами, поэтому лучше остановимся.
А родителей хочу ещё раз успокоить: может быть, ваш ребёнок, получающий дополнительное образование, и не станет всемирно известным скульптором, но вот распределять свое время, расставлять приоритеты и решать жизненные задачи в будущем ему будет гораздо проще! Попробуйте, и убедитесь сами.
Беседовал
С. ПЛОТНИКОВ