Земля требует порядка

.
.

С 2013 года полномочия администраций сельских поселений в сфере муниципального контроля за использованием земель и соблюдением правил благоустройства поселений осуществляются администрацией Южского муниципального района. О результатах этой работы корреспондент газеты попросил рассказать заместителя главы администрации Южского муниципального района, начальника отдела правового обеспечения и муниципальной службы Т.А. ЕЛИЧЕВУ.

Татьяна Анатольевна, больше ли стало порядка в том, что касается использования земель и благоустройства территорий поселений?

– Надеюсь, что да. Объем работы очень большой, тем более для единственного в районе муниципального инспектора – Корючкиной Альбины Владимировны. Но год, считаю, прошел результативно. В первую очередь, потому, что главная задача органов муниципального контроля –  это профилактика. Многие граждане попросту  не имеют представления о существующих требованиях в этой сфере, об ответственности за подобные нарушения. Не знают, о том, что необходимо сделать, чтобы использование земли стало законным.  Если, скажем, имеют дом, купленный или полученный в наследство, а земля владельцем должным образом не оформлена.

Напомню, что муниципальный контроль осуществляется в двух направлениях –  за использованием земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, и за соблюдением правил содержания и благоустройства территорий. Причём передача полномочий в сфере муниципального контроля поселений органам местного самоуправления Южского муниципального района, безусловно, способствовала соблюдению принципа объективности: проверяющий не должен быть заинтересован в результатах проверки.

Контроль осуществляется в форме плановых и  внеплановых проверок. Внеплановые, исходя из практики, проводятся для проверки исполнения ранее выданного предписания.

– Назовите наиболее типичные виды нарушений.

– Начну с благоустройства. В каждом поселении есть правила благоустройства территории, которые устанавливают требования по соблюдению чистоты и порядка.

 Однако длительно хранящиеся строительный материал, дрова,  разукомплектованная техника или механизмы на землях  общего пользования – не редкость на улицах населенных пунктов. Все это часто расходится с требованиями  земельного законодательства и безопасности движения.

Имеют место также такие нарушения как: складирование бытовых отходов и мусора в несанкционированных местах; самовольная организация свалок; вырубка, обрезка деревьев на землях общего пользования, в том числе и сухостойных и больных, без соответствующей разрешительной документации.

В соответствии со ст.6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ “Об административных правонарушениях”, за нарушения в сфере благоустройства, а именно необеспечение или несоблюдение чистоты и порядка (правил благоустройства) на территории муниципальных образований Ивановской области граждане, допустившие данные нарушения, привлекаются к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей.

Сроки для устранения нарушений, как правило, определяются исходя из  обстоятельств дела. Если устранить нарушения или, скажем, использовать строительный материал в установленные правилами благоустройства сроки нет возможности, то гражданину или юридическому лицу необходимо оформлять права на земельный участок для хранения строительного материала.

В отношении многоквартирных домов могу сказать, что если земля является придомовой территорией МКД, то обязанности по ее содержанию и уборке возлагаются на собственников квартир.

Типичным  нарушением в сфере землепользования является самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без правоустанавливающих документов. Например, для строительства хозяйственных построек, ведения личного подсобного хозяйства на площади, превышающей площадь,  указанную в правоустанавливающих документах.

Довольно распространенным является и такой вид нарушений, как самовольная установка на улицах эстакад для осмотра и ремонта автомобилей.

В соответствии  со статьёй 7.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, “самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов” влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

При проведении проверок земельных участков сельскохозяйственного назначения выявляются нарушения части 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях “Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка,  предназначенного для сельскохозяйственного производства, либо жилищного или иного строительства в указанных целях в течение срока,  установленного федеральным законом”… За данное нарушение предусмотрен штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей,  на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц –  от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Земля зарастает бурьяном, и разобраться, как используются такие земли – задача государственного значения. Как, кстати, и пополнение бюджета за счет налоговых поступлений. Это вещи взаимосвязанные.

– Каковы итоги проверок?

–  В 2014 году по соблюдению требований земельного законодательства  в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей администрацией Южского муниципального района проведено 37 проверок, в том числе 7 внеплановых.  Выдано 8 предписаний по устранению выявленных нарушений. Материалы одной из плановых проверок, в ходе которой выявлены нарушения земельного законодательства (ст. 7.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях “Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов”) переданы для рассмотрения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области. На виновное лицо составлен протокол и наложен штраф.

По соблюдению гражданами требований земельного законодательства проведено 35 проверок,  в том числе 29 плановых и 6 внеплановых. Было выявлено 24 нарушения, гражданам выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений. Материалы 16 проверок направлены для рассмотрения в Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Ивановской области.

В  сфере благоустройства проведено 26 проверок, в том числе 12 внеплановых. Составлено 187 актов осмотра территорий поселений, гражданам выдано 137 предписаний об устранении выявленных нарушений правил благоустройства поселений.

В бюджет района за 2014 год в результате деятельности по осуществлению муниципального контроля поступило 9 тысяч рублей. Это уплаченные штрафы.

– Расскажите об ответственности в сфере муниципального контроля.

– В мае 2014 года был принят Федеральный закон, который  внес изменения и дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Так, за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи, на должностных лиц – от двух до четырех тысяч рублей, на юридических лиц –  от пяти до десяти тысяч рублей (статья 19.4.1).  При повторном совершении подобного административного правонарушения штрафные санкции ужесточаются.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица),  осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение штрафа: на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от одной до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей.

Невыполнение проверяемыми лицами выданных предписаний встречается редко, но и такие факты имеют место.

Добавлю, что с октября 2014 года у администрации Южского муниципального района появились полномочия по составлению протоколов  об административных правонарушениях в отношении лиц, препятствующих законной деятельности органов муниципального контроля или не выполнивших предписания муниципального инспектора. Один такой протокол уже был составлен и рассмотрен в конце года. Еще один в данный момент находится на рассмотрении у мирового судьи.

В наступившем году работа продолжится, планы по контролю определены. Состоятся 21 проверка в сфере благоустройства, 46 проверок в сфере земельного контроля в отношении юридических лиц и предпринимателей. В отношении граждан планируется провести более ста проверок по соблюдению требований земельного законодательства.

Беседовала Л. Кузнецова