С 2013 года полномочия администраций сельских поселений в сфере муниципального контроля за использованием земель и соблюдением правил благоустройства поселений осуществляются администрацией Южского муниципального района. О результатах этой работы корреспондент газеты попросил рассказать заместителя главы администрации Южского муниципального района, начальника отдела правового обеспечения и муниципальной службы Т.А. ЕЛИЧЕВУ.
– Татьяна Анатольевна, больше ли стало порядка в том, что касается использования земель и благоустройства территорий поселений?
– Надеюсь, что да. Объем работы очень большой, тем более для единственного в районе муниципального инспектора – Корючкиной Альбины Владимировны. Но год, считаю, прошел результативно. В первую очередь, потому, что главная задача органов муниципального контроля – это профилактика. Многие граждане попросту не имеют представления о существующих требованиях в этой сфере, об ответственности за подобные нарушения. Не знают, о том, что необходимо сделать, чтобы использование земли стало законным. Если, скажем, имеют дом, купленный или полученный в наследство, а земля владельцем должным образом не оформлена.
Напомню, что муниципальный контроль осуществляется в двух направлениях – за использованием земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, и за соблюдением правил содержания и благоустройства территорий. Причём передача полномочий в сфере муниципального контроля поселений органам местного самоуправления Южского муниципального района, безусловно, способствовала соблюдению принципа объективности: проверяющий не должен быть заинтересован в результатах проверки.
Контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Внеплановые, исходя из практики, проводятся для проверки исполнения ранее выданного предписания.
– Назовите наиболее типичные виды нарушений.
– Начну с благоустройства. В каждом поселении есть правила благоустройства территории, которые устанавливают требования по соблюдению чистоты и порядка.
Однако длительно хранящиеся строительный материал, дрова, разукомплектованная техника или механизмы на землях общего пользования – не редкость на улицах населенных пунктов. Все это часто расходится с требованиями земельного законодательства и безопасности движения.
Имеют место также такие нарушения как: складирование бытовых отходов и мусора в несанкционированных местах; самовольная организация свалок; вырубка, обрезка деревьев на землях общего пользования, в том числе и сухостойных и больных, без соответствующей разрешительной документации.
В соответствии со ст.6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ “Об административных правонарушениях”, за нарушения в сфере благоустройства, а именно необеспечение или несоблюдение чистоты и порядка (правил благоустройства) на территории муниципальных образований Ивановской области граждане, допустившие данные нарушения, привлекаются к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей.
Сроки для устранения нарушений, как правило, определяются исходя из обстоятельств дела. Если устранить нарушения или, скажем, использовать строительный материал в установленные правилами благоустройства сроки нет возможности, то гражданину или юридическому лицу необходимо оформлять права на земельный участок для хранения строительного материала.
В отношении многоквартирных домов могу сказать, что если земля является придомовой территорией МКД, то обязанности по ее содержанию и уборке возлагаются на собственников квартир.
Типичным нарушением в сфере землепользования является самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без правоустанавливающих документов. Например, для строительства хозяйственных построек, ведения личного подсобного хозяйства на площади, превышающей площадь, указанную в правоустанавливающих документах.
Довольно распространенным является и такой вид нарушений, как самовольная установка на улицах эстакад для осмотра и ремонта автомобилей.
В соответствии со статьёй 7.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, “самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов” влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
При проведении проверок земельных участков сельскохозяйственного назначения выявляются нарушения части 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях “Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, либо жилищного или иного строительства в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом”… За данное нарушение предусмотрен штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Земля зарастает бурьяном, и разобраться, как используются такие земли – задача государственного значения. Как, кстати, и пополнение бюджета за счет налоговых поступлений. Это вещи взаимосвязанные.
– Каковы итоги проверок?
– В 2014 году по соблюдению требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей администрацией Южского муниципального района проведено 37 проверок, в том числе 7 внеплановых. Выдано 8 предписаний по устранению выявленных нарушений. Материалы одной из плановых проверок, в ходе которой выявлены нарушения земельного законодательства (ст. 7.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях “Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов”) переданы для рассмотрения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области. На виновное лицо составлен протокол и наложен штраф.
По соблюдению гражданами требований земельного законодательства проведено 35 проверок, в том числе 29 плановых и 6 внеплановых. Было выявлено 24 нарушения, гражданам выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений. Материалы 16 проверок направлены для рассмотрения в Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Ивановской области.
В сфере благоустройства проведено 26 проверок, в том числе 12 внеплановых. Составлено 187 актов осмотра территорий поселений, гражданам выдано 137 предписаний об устранении выявленных нарушений правил благоустройства поселений.
В бюджет района за 2014 год в результате деятельности по осуществлению муниципального контроля поступило 9 тысяч рублей. Это уплаченные штрафы.
– Расскажите об ответственности в сфере муниципального контроля.
– В мае 2014 года был принят Федеральный закон, который внес изменения и дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Так, за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи, на должностных лиц – от двух до четырех тысяч рублей, на юридических лиц – от пяти до десяти тысяч рублей (статья 19.4.1). При повторном совершении подобного административного правонарушения штрафные санкции ужесточаются.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение штрафа: на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от одной до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей.
Невыполнение проверяемыми лицами выданных предписаний встречается редко, но и такие факты имеют место.
Добавлю, что с октября 2014 года у администрации Южского муниципального района появились полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении лиц, препятствующих законной деятельности органов муниципального контроля или не выполнивших предписания муниципального инспектора. Один такой протокол уже был составлен и рассмотрен в конце года. Еще один в данный момент находится на рассмотрении у мирового судьи.
В наступившем году работа продолжится, планы по контролю определены. Состоятся 21 проверка в сфере благоустройства, 46 проверок в сфере земельного контроля в отношении юридических лиц и предпринимателей. В отношении граждан планируется провести более ста проверок по соблюдению требований земельного законодательства.
Беседовала Л. Кузнецова