Благая весть

Благая  весть
.

  Благая весть, благовест, на церковно-славянском языке оба эти слова означают практически одно и то же. Благая весть и благовест — это хорошая весть, хорошее известие.

  В самой середине весны, 7 апреля, все православные христиане встречают и отмечают один из двунадесятых, великих праздников-Благовещение Пресвятой Богородицы.

Праздник этот знаменателен тем, что вспоминается событие вселенского масштаба – благая весть, которую через Архангела Гавриила Господь, Творец вселенной, возвестил простой еврейской девушке Марии о том, что она родит сына и будет Он наречён Иисусом. В переводе с еврейского имя Иисус означает – Спаситель.

Вот что пишет святой апостол Лука: “В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет. К Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь имя Ему Иисус. Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышняго; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется сыном Божиим;

Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестый месяц; Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел…” (Евангелие от Луки гл. 1; ст. с 26 по 38)

Об этом событии мирового значения было известно ещё в ветхозаветные времена. Задолго до Рождества Христова. То есть, событие ещё не совершилось, а о нём уже было известно. И вот каким образом: если мы откроем Библию, то в Ветхом Завете, в Книге Пророка Исаии в главе седьмой читаем: “…И продолжал Господь говорить к /царю/ Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога Твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил,…Ибо Младенец родился нам-Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира”.

И Иисус, и Еммануил в переводе означают примерно одно и то же – Иисус –  Господь-Спаситель, Еммануил – “с  нами Бог”.

Мировое, историческое значение этого события таково, что в мир должен прийти Спаситель мира. Кого же он должен был спасти?

Человечество, род человеческий, погрязший в грехах, тело которого всё было покрыто коростой греховной.

Вышеупомянутый пророк Божий Исаия говорит следующее: “…Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна. Гноящиеся раны, неочищенные и необрезанные и несмягченные елеем…”.

Вот что говорит о празднике Благовещения протоиерей Александр Шаргунов.

Благовещение – праздник Воплощения Божия: “Сын Божий Сын Девы бывает”. В центре всего – Слово Божие, которое становится человеком. Среди ветхозаветных чтений Великого Поста звучит множество пророчеств о пришествии Спасителя. И мы слышим сегодня простое и сильное слово Церкви о том, что событие, которое мы празднуем, имеет начало в глубинах жизни.

Воплощение укоренено в человеческой истории. Эта история началась не вчера, и мы в ней живём. Всё, что мы узнаём из книг или постигаем нашим собственным опытом, открывается нам как сплетение радости и печали, успехов и поражений, здоровья и болезни, правды и лжи. Несмотря на то, что человечество в своём развитии как будто идёт вперёд и одни поколения сменяются другими, всё человечество подвержено той же участи, что и каждый человек – смерти. Эта двусмысленность истории – источник постоянной нашей печали.

Той тихой или острой печали, которая точит нас одним вопросом: что это всё значит и каков смысл всего?

Если мы не мучимы этим вопросом, благая весть праздника не может в нас ничем отозваться. Потому что мы живём без ожидания, без тревоги, с единственным желанием — извлечь максимальную радость из дня, который проходит.

То же самое происходит со всем человечеством. Вот почему пророчество Исаии напоминает нам о богоизбранном народе, в котором собрана печаль всего человечества, выражаемая чрезвычайной надеждой. Этот народ надеется на приход Спасителя, он ждёт Мессию. Ожидание богоизбранного народа исходит из незримого, но реального присутствия среди него Бога Живого. Бог Израиля восхотел освободить этот народ от египетского рабства. Но Он более всего стремится освободить его от другого рабства.

Это второе освобождение требует несравненно большего, чем прохождение через море Черное. Рабство, о котором идёт речь, – рабство греха. Всё человечество порабощено им. И Бог знает, может ли это рабство позволить нам видеть с большей ясностью смысл страшных несчастий, свидетелем которых является история. Раб самого себя, человек ищет всегда самого себя. При этом каждый хочет потеснить другого.

Начиная с Каина в нас живут зависть, соперничество. И всё сопутствующее этому – преступления, войны – не замедлит прийти. Однако мало-помалу любовь Божия пробивает себе дорогу через толщу человеческого греха, через все змеиные извивы человеческого коварства. Кротость Божия сеется, прорастает и даёт первый цвет на земле. Не об этом ли мире, не об этой ли кротости возвещает пророк царю Ахазу: “Сам Господь даст вам знамение. Се Дева приимет во чреве и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что означает с нами Бог” (Ис. 7, 14). Что может быть более хрупким, чем юная Дева? Что может быть слабее новорождённого Младенца? Неужели будущее человечества, его спасение зависят от этого неприметного для мира материнства? Христианская вера отвечает: да. Потому что в этом Материнстве, в этом бессеменном зачатии, которое мы празднуем сегодня, Бог соединяется с человеком, Всесильный облекается в нашу немощь.

В Благовещении мы празднуем ключевое событие человеческой истории. От этого события воссияет Воскресение Христово. От этого события раскрывается, наконец, смысл всей нашей истории. Отныне мы веруем, что, несмотря на всеобщее подчинение смерти, человечество идёт к жизни. Мы веруем, что последнее слово останется за жизнью. И когда, созерцая эту невероятную тайну спасения и победы человеческого рода, мы спрашиваем, от чего зависело это чудо, мы должны ответить: спасение рода человеческого зависело от простого “да” юной, неизвестной миру Девы. Неисследима эта таинственная бездна, которая есть Воплощение Божие и в которую, как говорит Апостол, “желают проникнуть Ангелы” (1 Петр. 1, 12). Но мы остановимся только на одном. Какую надежду может дать Благовещение каждому из нас! Какое бы место мы ни занимали в мире, от нашего ответа: “Да будет мне по слову Твоему”, данного Богу или нашему ближнему в Боге, может изменяться лицо земли. И это, вне сомнения, может преобразовать отчаяние, которое охватывает нас порой при виде несчастий мира, таких огромных по сравнению с малостью наших сил, в безоглядное доверие Богу”.

Как говорилось выше,  праздник Благовещения относится к самым великим православным праздникам, в старину этот день был нерабочим. Существует пословица, что в Благовещение “птица гнезда не вьёт, а девица косы не плетёт”. Была и другая пословица: “Благовещение-самый большой праздник у Бога, даже грешников в этот день в аду не мучают”.

На святой Руси этот день считался днём милосердия, в этот день православные посещали заключённых в темницах, раздавали милостыню.

А ещё существует прекрасный обычай, который соблюдают поныне-выпускать птиц на волю.

Выпущенные на волю птицы передавали смысл праздника-начало новой жизни, освобождение от греха.

Вот что пишет Д.К. Зеленин: “…” Наиболее полное описание интересующего нас русского обычая дал А. А. Коринфский: “С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай – выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла … В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: “Дайте выкуп за птичек – пташки Богу помолятся!” У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,

Тетки-чечотки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи.

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

За нас Божью Мать молите!

В.Копров