— Сергей Викторович, какими были первые шаги в новой для Вас должности?
— Мои действия были стандартными — это изучение оперативной обстановки, текущих происшествий за последнее время, анализ того, как на них реагируют наряды. Приказы везде одинаковые, но каждый район имеет свою специфику. Палехский район и его население меньше Южского района, но учитывается и то, что там пролегает федеральная трасса, а это влияет на количество совершаемых преступлений. Здесь же, в Южском районе, своя специфика, может, расположенные в с. Талицы исправительные колонии накладывают свой отпечаток.
Южский район беспокойнее: происшествия в нем случаются чаще. Но работа отдела моим предшественником Д.Б. Усольцевым организована должным образом, полиция реагирует на эти происшествия своевременно.
Постепенно познакомился с личным составом, не знаю пока тех, кто находится на учебе, в отпусках или в командировке. Но это дело времени.
— Недавно были подведены итоги работы полиции за 9 месяцев. Наблюдается, в частности, снижение общего количества преступлений — с 350 до 266, вместе с тем имеется и небольшое сокращение раскрываемости, хотя этот показатель заметно выше среднеобластного. Как Вы прокомментируете результаты работы южской полиции?
— Сейчас мне трудно говорить, с чем это связано в Южском районе. Но в целом снижение как количества регистрируемых преступлений, так и раскрываемых происходит везде, в том числе и в Палехе. Сейчас министр внутренних дел ставит перед нами задачу уходить от сравнения с прошлогодними показателями по регистрации преступлений. Основные критерии нашей работы теперь связаны с качеством реагирования полиции на происшествия, с отношением населения к полиции. Но и раскрываемость остается одним из главных критериев эффективности нашей работы. Количество обращений в полицию из года в год растет (не все они, конечно, подтверждаются), и все они регистрируются, проходят проверку. Понятно, что не все граждане, обращающиеся к нам, остаются довольными принятыми решениями. Но решения, как я убедился, приняты в рамках закона, во всех имеется мотивированный ответ. Например, в заявлении говорится, что «соседский забор стоит на моей территории»: «Придите, уберите забор, накажите соседку». Но участковые не убирают заборы. Такие решения принимает суд.
Если говорить об общем снижении количества преступлений, то, в первую очередь, это связано с уменьшением численности населения. Хвалить себя не приходится: личный состав сократился — и значительно. Хотя зарплата увеличилась, но сотрудник отдела не сможет работать круглыми сутками. Пострадала от сокращения патрульно-постовая служба (в Палехе полностью сокращена), поэтому в ночное время реагирует только дежурный наряд.
— Следующий вопрос связан с уровнем уличной преступности. Несмотря на значительное сокращение численности личного состава наружных служб, в том числе и ППС, по итогам 9 месяцев этого года полиции удается удерживать эти виды преступлений. Как оказалось, меньше стали совершать противоправные действия подростки и люди, ранее судимые или находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. С чем это связано?
— Стараемся. В частности, с прошлого месяца график работы части сотрудников изменился, их мы перевели на вечернее время. Так, участковые уполномоченные полиции, поскольку нарядов ППС не хватает, подключаются к патрулированию. По вечерам сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних, оперуполномоченные уголовного розыска или участковые проверяют свой подучетный элемент. В помощь нам и принятый в прошлом году Федеральный закон №64 «Об административном надзоре»: судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления после освобождения из мест лишения свободы попадают под наш контроль. Сейчас под административным надзором шестеро человек, эти люди как бы стоят на грани и при малейшем нарушении рискуют вновь попасть в места лишения свободы. Есть среди них и те, кто оступился, готов к исправлению, но есть и такие, кого ничем не убедить, кто настроен отрицательно к обществу. Их каждодневно проверяют наши сотрудники, а вместе с ними отрабатываются и другие неблагонадежные жители Южского района. Нехватку людей в отделе перекрываем смещением времени отдыха и работы.
— Сергей Викторович, в последнее время участились случаи серьезных ДТП с участием пьяных водителей. Какие ответные действия со стороны полиции предпринимаются?
— Действенно только увеличение административного прессинга. Пример: после нашумевших октябрьских дорожно-транспортных происшествий в Южу были отправлены все наряды ДПС из Палеха, несколько дней они работали здесь. Но несмотря на предпринятые меры, случилось новое ДТП на трассе рядом с д. Нагорново. Тоже пьяный водитель, хорошо, что сам жив остался после того, как перевернулся. Но ведь не побоялся из Иванова ехать в таком состоянии.
Октябрьские ДТП были совершены утром и днем, хотя ранее наблюдалась иная тенденция: все «пьяные» происшествия на дороге совершались в вечернее и ночное время. Почему и дежурство немногочисленных нарядов было смещено на это время. Но сами видите: одни всю ночь пьют и ранним утром попадают в аварию, другой в алкогольном опьянении уже после обеда насмерть сбивает человека, едущего на велосипеде.
Нам сейчас дают две дополнительные единицы инспекторов ДПС, но в то же время существуют очень жесткие критерии по отбору кадров: наличие высшего образования, идеального здоровья и т.д.
Сейчас в Юже три инспектора, в Палехе четыре (там из-за наличия федеральной трассы, где также хватает дорожных происшествий).
Планируемое увеличение размера штрафов, думаю, сможет сдержать часть участников дорожного движения от нарушений на дороге, частично оградит граждан от пьяных за рулем.
— Спецификой Южского района давно уже является пьяная преступность. Поэтому очень актуальной сейчас стала борьба с изготовителями в домашних условиях спиртных напитков на продажу всем страждущим. В этом году было возбуждено два уголовных дела в отношении жителей сёл Талицы и Преображенское, продававших односельчанам разведенный технический спирт. Эти люди уже получили наказание. Но проблема остается: продолжение следует?
— Да, будем продолжать бороться, сейчас в Южском районе имеется практика по привлечению к ответственности этих торговцев как самогоном, так и техническим спиртом. Методы и тактику раскрывать не буду, скажу лишь, что сейчас собираем материал в отношении еще нескольких лиц. Процедура сложная, к тому же требующая дорогостоящей экспертизы изъятой спиртосодержащей жидкости, но наработки у отдела неплохие.
— Знаю, что некоторые матери или жены пытаются оградить, правда, чаще всего безуспешно, своих сыновей или мужей от зарвавшихся торговцев самопалом. Куда им обращаться?
— Начинать нужно со своего участкового, но можно обращаться и в дежурную часть с заявлением или напрямую ко мне во время приема. Принять я могу в любой день, если нахожусь в отделе. И в выходной день меня или моего заместителя также можно найти в отделе.
Н. КОСТРОВ