Дорога к дому. Москва — Южа

(Продолжение. Начало в №№ 17, 19-20, 23, 25, 27, 34, 38, 46, 50, 61, 62, 68, 81, 83, 85, 91, 97, 5, 9, 13, 15, 19)

Наш автобус продолжает движение по Ивановской земле, и уже по Ивановскому району, за окном автобуса мелькают таблички с названиями сёл и деревень: Плясуниха, Кукарино, Зелёный Городок, Ломы…

“Зелёный городок” — минеральную воду с этим названием можно встретить на прилавках практически всех магазинов Ивановской области. А источник, из которого берётся эта вода, находится в 10 км от города Иваново, на территории санатория с одноимённым названием — Зелёный городок. Санаторий расположен в сосновом бору на берегу реки Востры. Здесь можно получить лечение минеральными водами из двух источников.

Профиль санатория — гастрология, урология, эндокринология. Для больных, пренесших операции, есть реабилитационное отделение. Также в санатории “Зелёный городок” лечат заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, нервной системы.

Проезжая деревню Востра, мы одновременно пересекаем речку с одноименным названием, речка небольшая, но очень извилистая.

Далее, с левой стороны от шоссе, расположен посёлок Лебяжий Луг. В начале нашего путешествия я уже рассказывал об авиакатастрофе, происшедшей в небе под городом Покровом Владимирской области, тогда погибли лётчик-космонавт Ю.А. Гагарин и лётчик-испытатель В.С. Серёгин. Рядом с посёлком с прекрасным названием Лебяжий Луг также разыгралась страшная трагедия. Случилось это 27 августа 1992 г., когда при посадке в аэропорту г. Иванова потерпел катастрофу самолёт ТУ-134А. Погибли 7 членов экипажа и 77 пассажиров.

Неподалёку от Лебяжьего Луга, с правой стороны от шоссе в районе деревень Жуково и Коляново, расположен аэропорт Иваново-Южный, одно из старейших авиатранспортных предприятий страны.

В 1939 г. на месте будущего аэропорта был построен аэродром с грунтовой взлётно-посадочной полосой. На аэродроме базировалось звено самолётов У-2 и По-2. Выполнялись грузовые, почтовые и санитарные полёты как внутри Ивановской области, так и за её пределами. В частности, был рейс и на Южу.

В 1952 г. началась эксплуатация самолёта Ан-2, с 1963г. аэропорт “Иваново” начал эксплуатировать самолёты Ли-2, расширив географию полётов. В 1970 г. на смену поршневым Ли-2 поступили турбовинтовые самолёты Ан-24.

В 1972 году был разработан проект нового генерального плана развития аэропорта, согласно 1-й очереди реализации которого были сооружены искусственная взлётно-посадочная полоса размерами 2504х42 м (декабрь 1975г.), рулёжные дорожки, перрон, места стоянок воздушных судов и здание современного типового аэровокзала пропускной способностью 400 чел/час. (введён в эксплуатацию в 1982г.)

В 1978г. аэропорт “Иваново” приступил к эксплуатации самолётов Ту-134А и Ту – 134 А СХ, которые выполняли пассажирские, грузовые перевозки и аэрофотосъёмочные полёты.

В 1990 году наблюдалась наибольшая активность авиаперевозок: полёты выполнялись в 37 городов страны;

Как говорилось выше, 27 августа 1992 г. во время захода на посадку в аэропорту Иваново произошла катастрофа самолёта Ту-134. Пассажирский Ту-134 следовал по маршруту Минеральные Воды-Донецк-Иваново.

В 1997г. аэропорт стал международным, однако в 1998г. перестал функционировать, в связи с отсутствием финансовых возможностей по поддержанию сертификационных требований к материально-техническому обеспечению и персоналу на право введения аэропортовых видов деятельности.

22 октября 2003 года деятельность аэропорта была приостановлена, и объекты имущественного комплекса аэропорта были законсервированы.

В июле 2006г. заключено соглашение с Правительством Москвы и начата реконструкция аэропорта.

В 2008 г. восстановлено авиационное сообщение с Москвой (рейс Москва -Иваново авиакомпании “Атлант-Союз” на самолётах Embraer 120 Brasilia).

В 2009 г. отменены все рейсы на неопределённый срок.

Рейсы на Москву были возобновлены в июле 2009г. авиакомпанией “Регион-Авиа”.

С 13 января 2011 г. в аэропорту “Иваново-Южный” открываются рейсы на воздушных судах Pilatus PC -12 авиакомпанией “Dexter”.

В перспективе возможно восстановление международного статуса аэропорта.

А наш автобус подъезжает к “городу невест”, помните как пел Андрей Миронов “… о любви всё твержу тебе заново, но когда зря твердить надоест, так и знай – я уеду в Иваново, а Иваново – город невест…” Да, когда-то Иваново действительно был городом невест, сюда на многочисленные текстильные предприятия съезжались невесты со всего Советского Союза. Ныне текстильная промышленность г. Иваново переживает далеко не лучшие времена, кризис, начавшийся ещё в 90-х годах прошлого столетия, затянулся  и тянется уже около 20 лет. Этот кризис коснулся, впрочем, не только города Иваново,  но и всей текстильной промышленности Ивановской и соседних с нею областей.

10 апреля 2008 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев встречался с губернатором Ивановской области М.А. Менем, тогда Президентом были сказаны следующие слова: “В 90-х годах отечественная текстильная промышленность практически исчезла. И наш долг её возродить, как важный экономический фактор России”.

Но пока приходится признать тот факт, что “воз и ныне там”…

В основном, россияне сегодня одеты на 80% в импорт. Здесь товары из Турции, Китая и проч. И дело даже не в этом, текстильные предприятия не только давали продукцию, но и, что очень важно, обеспечивали работой местное население, давали надежду на будущее, вселяли уверенность в завтрашнем дне, которой в наше нынешнее безумное время люди практически лишены.

Однажды в одной из моих поездок в Южу услышал знакомые голоса, оказалось, бывшие мои однокашники по Южскому профучилищу, помощники мастера ткацкого производства, едут с заработков. Странствовали они по Московской области, были в Ликино-Дулёве, на Ликинской прядильно-ткацкой фабрике (кстати, ныне фабрика находится в развалинах, в буквальном смысле этого слова), далее в Дрезне, что в 5 км  от Ликино-Дулёво, также на прядильно-ткацкой фабрике, и там им не повезло, затем, кажется, в Щёлкове. С ними были и несколько ткачих. Сколько людей вот так странствуют. Раньше ездили в Москву за продуктами, нынче за работой, да не так-то просто её найти…

И как тут не вспомнить добрым словом фабрикантов, создавших многочисленные рабочие места во Владимирской и Московской губерниях, это династии купцов-фабрикантов Балиных, Морозовых, Зиминых, Смирновых, Гарелиных, Павловых, Каретниковых, Кокушкиных, Лосевых, Коноваловых, Разорёновых, Рябушинских, Дербенёвых, Бурылиных и др.

Собственно город Иваново и образовался благодаря лёгкой и текстильной промышленности. Как известно из истории, город Иваново-Вознесенск образовался в 1871 году в результате объединения села Иваново (впервые упоминается в 1561 г.) и Вознесенским посадом (образован в 1856 г.). Село Иваново находилось по правому берегу Уводи, а Вознесенский посад по левому. Село Иваново получило своё название по первому построенному в нём храму, в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, храм был деревянным и стоял в древности на том самом месте, где теперь находится площадь Революции.

Вознесенский посад получил своё название также по храму Вознесения Господня. Как говорилось выше, первое историческое упоминание о селе Иванове относится к 1561 году, когда Государь Иван Четвёртый пожаловал село, бывшее до того “чёрным” (т.е. государственным), братьям своей второй жены Марии Темрюковны – князьям Черкасским, выходцам из Кабарды.

В писцовых книгах начала 17 века по Суздальскому уезду село упоминается как Ивановское, “что на Увоти”.

А вот что говорится об Иванове в книге шуйского краеведа 19 века В. Борисова “Описание Шуи и её окрестностей”: “…Много было писано об этом славном селе, но доселе никто ничего исторического не сказал о нём. Многократные мои поиски доставили мне следующие сведения о селе Иванове.

Село Иваново в Писцовых книгах (7136 года) Михайла Трусова и дьячка Витовтова, значилось в Суздальском уезде, в Опольском стану, при реке Уводи и двух урочищах- Потоке и Кокуе (название урочища Кокуй напоминает нам о старинной русской пословице “Вот тебе кокуй, с ним и ликуй”. В простонародном наряде “кокуй” означает женскую кику. /по другим же сведениям урочище Кокуй получило название от ручья, в нём протекающего, с одноимённым названием. Что интересно, в Москве известен свой Кокуй (Кукуй). Кукуева слобода часто упоминается в историческом романе А. Толстого “Пётр Первый”, слобода эта называлась ещё Немецкой, а кукуем звалась по одноименному соседнему ручью (ныне это район ул. Баумана) В основе этих названий лежит русский местный географический термин “кокуй”, обозначающий чаще всего разновидность холма, возвышенность/.

Предание говорит, что село Иваново получило своё название от существовавшей здесь древней деревянной часовни (потом уже церкви) во имя святого Предтечи Иоанна. Деревянная церковь во имя сего святого действительно и доселе существует в Иванове (конечно, уже не та, ибо настоящая уже не так древна) с приделом в ней во имя св. великомученицы Варвары. (Близ сей церкви в старину существовали, как слышно, отдельно построенные кельи для монахинь. Это место у ивановцев называлось Варваринским монастырём).

Вот и другое объяснение села Иваново. При Крестовоздвиженской церкви в 1723 году  существовал придел во имя святого Иоанна Богослова. В указе Московской духовной декастерии, последовавшем к Шуйскому соборному протопопу Симеону, об освящении в селе Иванове церкви, сказано “…Сего де 723 года, августа в 26 день, в поданой в духовной декастерии, челобитной, Суздальскому уезду, вотчины Алексея Михайловича Черкасского, села Иванова старосты Семёна Елизарова и Сергия Иванова, написано: в вотчине де господина их, селе Иванове приходские церкви, одна во имя Воздвижения Честного Креста Господня с приделом св. апостола Иоанна Богослова, другая во имя святой великомученицы Параскевы построены изстари; а внынешнем де 723 году июля в 27 числе, в показанном селе от воли Божией учинился пожар великой от которого погорело крестьянских 200 дворов (село Иваново многократно страдало от пожаров. Более замечательные пожары следующие: 1-й в 1699 году, тогда выгорела большая часть села и две церкви, Крестовоздвиженская и Пятницкая. 2-й в 1755 году августа 21 числа в селе Иванове сгорело тогда до 400 домов; сгорели ряды, много лавок с товарами, два кабака – Большой и Подпушечной, хлебные стога, кузницы, приказная изба со всеми делами, две церкви – Воздвиженская деревянная с приделом Иоанна Богослова и обгорел верх и главы Богородице-Рождественской каменной церкви с приделом Параскевы Пятницы, на колокольне колокола растопились и попадали. Тогда выгорели улицы: Широкая, Кабацкая, две площади Большая и Малая, Московская, Прислониха, Посикуша, и Панская (были и другие пожары), а помянутые церкви процелели; только, де, в тех церквах, во время онаго пожарного случая, по отлучке из церквей знатных людей, со святых престолов одежду и святые антиминсы, незнаемо, де, кто из простых людей снял, и святые престолы обнажил; и ныне де, они в целости; и чтобы повелено было на помянутых обнажённых престолах одеяние положить вновь и сотворить посвящение, Троицкого монастыря игумену Феодосию, который обретается в богомолье господина их при оном же селе Иванове”.

Впрочем, прежде описи Трусова село Иваново известно было. В царствование царя Иоанна Васильевича Грозного, оно считалось в числе чёрных государственных сёл и волостей. В 1561 году царём Иоанном Васильевичем оно, как богатое имение, пожертвовано в поместное владение царским шурьям- князьям Темрюковичам -Черкасским. Далее известно, что село Иваново, несмотря на казнь и опалу Темрюковичей, осталось неприкосновенным в их роде. Ибо с 1617 по 1631 годы Ивановом владел потомок и родственник Темрюковичей, боярин-князь Дмитрий Манстрюкович Черкасский.

В. КОПРОВ

(Продолжение следует)