23 февраля — праздник силы и мужества, смелости и отваги. Сейчас он называется День защитника Отечества. Не забыто и прежнее его название — День Советской армии и Военно-Морского флота. Именно этот день имеет особое значение для майора в отставке В.А. Гричкова. Ведь вся его жизнь связана со службой в Вооруженных силах, с небом, с морем.
Владимир Александрович проживает в Юже вместе с супругой — Натальей Александровной. Они вырастили сына и дочь, имеют внуков. До недавнего времени В.А. Гричков работал помощником начальника отделения Южского военкомата, был депутатом Южского районного Совета, сейчас является членом районного Совета ветеранов.
А когда-то ему покорялось небо. Хотя, бывших летчиков, наверное, не бывает. Поднявшись однажды ввысь, летчик навсегда оставляет там частицу своей души.
Родился Владимир Александрович 29 ноября 1947 года. После прохождения срочной службы в рядах Вооруженных сил поступил в Качинское высшее военное авиационное училище.
— Тяга к двигателям и механизмам была всегда, — признался Владимир, — но хотелось не просто освоить их, хотелось чего-то большего, к примеру, самому поднять в небо самолет.
Кроме огромного желания покорить небо, нужны отличное физическое здоровье и постоянная работа над собой. Не каждый мог выдержать и железную дисциплину училища. Владимир Александрович не ошибся с выбором будущей профессии и уверенно шел к заветной цели.
По окончании училища молодой перспективный выпускник был назначен на должность старшего летчика. С 1976-го по 1989 год проходил службу на Северном флоте в отдельном корабельном штурмовом авиационном полку. Служил на должностях командира звена, начальника штаба авиаэскадрильи, начальника воздушно-огневой и тактической подготовки полка. Характеристики на майора Гричкова подтверждают его заслуги: «Политически грамотный офицер. Не останавливается на достигнутом, постоянно повышает свой идейно-теоретический уровень. Принимает активное участие в общественной жизни части, является секретарем первичной партийной организации управления полка… К исполнению своих обязанностей относится добросовестно… Умело сочетает требовательность с заботой о подчиненных».
Летчик первого класса. Освоил самолеты Л-29, МиГ-21, Як-38 и вертолет Ка-25.
«В корабельной авиации необходимы люди, богатые душой и сердцем. Корабельные летчики — это честь нации, гордость и достояние страны. Морское небо зовет в полет людей, многократно одаренных от природы», — пишет А. Сикваров в книге «Взлетающие с палуб». Она хранится дома у Гричковых в память о днях службы: всегда можно перечитать, вспомнить.
— Морская авиация достойно проявила себя в годы Великой Отечественной войны, — рассказывает В.А. Гричков. — Героизм и мужество отличали морских летчиков. В стремлении добиться победы они не щадили ни сил, ни жизни. Экипажи героически направляли подбитый самолет на вражеские цели.
Самолет Як-38 стал первым отечественным корабельным боевым самолетом и первым в мире корабельным с вертикальным взлетом и посадкой.
Як-38 — один из успешно освоенных Владимиром Александровичем самолетов. Именно его приходилось сажать на палубу. Посадка на корабль даже психологически воспринимается летчиком иначе, чем посадка на аэродром. От пилота требуется ювелирная точность управления, это умение даже сравнивают с балансированием на канате. Работу летчика при взлете и посадке часто осложняют качающаяся палуба, постоянно неспокойная атмосфера с резкими неожиданными порывами ветра.
— Самолет Як-38, — продолжает Владимир Александрович, — по технике пилотирования был одним из самых сложных в истории авиации и требовал от летчика высочайшей квалификации. Подтверждение тому — многочисленные аварии и катастрофы, которые часто сопровождались человеческими жертвами. За время эксплуатации самолетов Як-38 с каждым десятым самолетом случалось какое-нибудь ЧП. Мне в этом плане, можно сказать, повезло. За время моих полетов не было ни одного отказа техники. Хотя приходилось летать на неиспытанных, новых самолетах.
Психологические нагрузки на таких летчиков считаются настолько сильными, что каждый полет без преувеличения можно назвать подвигом.
Владимир Александрович выполнил более 3000 полетов, имеет 200 посадок на корабль. Он — участник трех дальних походов на боевую службу на авианесущем крейсере «Киев», где с честью выполнял все поставленные задачи.
Умение решать сложнейшие задачи над морем пришло с опытом, а помогли преодолеть все препятствия корабельной авиации настойчивость и ответственность.
Из характеристики, составленной полковником, командиром корабельного штурмового полка ВВС СФ: «Авиационную технику знает и грамотно ее эксплуатирует на земле и в воздухе. Постоянно стремится к совершенствованию летного мастерства. Наиболее сложные виды летной подготовки осваивает хорошо и прочно…».
После 27 лет службы, в 1993 году, Владимир Александрович уволился из рядов Вооруженных сил, имея на тот момент, кроме медалей, почет и уважение сослуживцев, благодарность начальства и, самое главное, чувство выполненного долга перед Родиной.
Как говорится, небо никого не отпускает. Дело отца продолжил сын Алексей. В 2003 году он окончил Краснодарский военный авиационный институт и получил назначение на Северный флот, в полк, где проходил службу отец. Можно ли не гордиться сыном, достойно продолжившим семейное дело? Тянет в небо и внука Владислава. Ему уже 15 лет,— пора определяться с выбором профессии. По словам В.А. Гричкова, летная династия будет продолжена.
…Две стихии в нашей воле,
Жизнь романтики полна,
А под нами только море,
В небе с нами облака!..
(А. Калинеев)
Продолжается и живет славная традиция среди ветеранов Вооруженных сил — 23 февраля и 9 мая встречаться вместе, вспоминать годы службы, отмечать свой праздник — тех, кто отдал свой долг Родине, настоящих защитников мира и Отечества. С праздником!
Л. Герасимова