Холуйский промысел: вехи и ожидания

Свой путь в искусстве бывшие холуйские иконописцы нашли не сразу.

После Октябрьской революции, когда иконописные мастерские и  школа иконописания закрылись, неоднократно предпринимались попытки объединить оставшихся без дела мастеров. Многие мастера стали вступать в работавшую стабильно мстёрскую артель, писали масляными красками ” коврики ” на холсте. В 1931 году в Холуе открывается филиал мстёрской артели, объединивший 16 мастеров, которые занимались росписью ковриков. В это время искусство Палеха завоевало признание далеко за пределами страны, Мстёра также уверенно работала в области лаковой миниатюры.

Успехи бывших иконописцев из соседних сёл заставили призадуматься о дальнейшей судьбе. Первые холуйские миниатюры были написаны в 1932 году К. В. Костериным, С. А. Мокиным, Д. М.  Добрыниным.  Работы направили в институт художественной промышленности, отзывы, к радости художников, получили положительные.

Одобрение способствовало привлечению к миниатюре новых мастеров. Холуйские художники мечтали о своей независимой артели, обращались в вышестоящие организации. И вот  решением облисполкома холуйская художественная артель создаётся, её устав зарегистрирован Южским райисполкомом 1 июня 1934 года. Эта дата считается временем рождения Холуйской лаковой миниатюры, хотя, как мы видим из истории, первые опыты в этом искусстве  были сделаны раньше.

Руководителем артели избрали бывшего иконописца, ученика академика живописи Н. Н. Харламова, Дмитрия Павловича Баранова. Практически сразу после основания организации к работе подключился В. Д. Пузанов-Молёв, став одним из основоположников лаковой миниатюры Холуя. Артель с первых шагов начала активную творческую деятельность. В 1935 году была выставка художественной промышленности в Москве, холуйские мастера представили живопись маслом и лаковую миниатюру. Успех на выставке способствовал выделению Всекопромсоветом  средств на оборудование и библиотеку, при артели  открыли школу бригадного ученичества, обучали в ней живописи маслом, миниатюра преподавалась как дополнительная дисциплина. В те годы основная масса художников расписывала “коврики” и только четверо занимались лаковой миниатюрой. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже артель получила бронзовую медаль.

В период с 1937 по 1939 годы артель выполнила несколько заказов стенной росписи. Под руководством К. В. Костерина работали над оформлением стен санатория Наркомтяжпрома СССР в городе Сочи, театра народного творчества в Москве и т.д. Монументальные росписи получили хорошую оценку искусствоведов и позволили артели заработать неплохие деньги.

В начале 1941 года артель насчитывала 65 мастеров, и многие из них ушли на фронт. В начале войны художественная продукция была не нужна. В последующие военные годы ситуация немного улучшилась: исполкомы и совнаркомы были обязаны в месячный срок вернуть специалистов и мастеров по художественным промыслам в артели по месту их прежней работы. В Холуйскую артель стали возвращаться художники.

Решительный шаг в сторону лаковой миниатюрной росписи был сделан с открытием в 1943 году Холуйской художественной профтехшколы, главной задачей которой стала подготовка художников-миниатюристов. Первый выпуск состоялся в 1947 году, пришедшие на промысел молодые мастера писали как миниатюру, так и «коврики». Но качественный и количественный шаги в сторону росписи на папье-маше были сделаны: если в 1944 г. миниатюру писали шесть художников, то в 1948 г. – уже тридцать. В начале 50-х годов артель полностью перешла на лаковую миниатюру.

Период 50-60-х годов стал решающим в создании стиля Холуйской лаковой миниатюры, заслуга в этом принадлежит второму поколению художников. Именно В. А. Белов, Н. И. Бабурин, Н.Н. Денисов, Б.И. Киселёв, Б.В. Тихонравов, Л.М. Живностка, П.И. Ивакин, В.И. Фомин и ещё ряд художников, обобщив поиски основоположников, смогли найти то идеальное, которое можно считать стилем. В.А. Белов вспоминал об этом периоде: “…в это время появилась смелость писать по чёрному фону. С. А. Мокин в начале поиска своего холуйского стиля  смело использовал чёрный фон. Другие художники чёрный считали палехским, белый фон прозвали мстёрским… Наши корифеи не придумали ничего лучше, как писать по палевому фону и объявить, что стиль, а вернее, направление холуйского письма отличается от других только цветом фона… Мы, молодые, думали по-другому. Палехское письмо будет палехским на любом фоне. Палех отличается не фоном, а своим живописным языком. То же можно сказать о Мстёре, Федоскино и других школах живописи…”.

В конце 60-х годов на художественной фабрике открывается молодёжная творческая группа, которую называли ещё экспериментальной, возглавил группу В. А. Белов. В то время творчеством занимались около десяти художников, остальные были копиистами. Художественная фабрика постепенно набирала обороты, выпуск высокохудожественной миниатюры увеличивался.

Следующие десятилетия, 70-80-е годы, оказались в развитии Холуйской лаковой миниатюры  наиболее плодотворными. В это время продолжают активную творческую деятельность уже ставшие знаменитыми художники второго поколения. В полную силу заявило о себе третье поколение мастеров: П.А. Митяшин, В.А. Ёлкин, А.Н. Сотсков, А.А. Морозов, В.Н. Седов, А.А. Смирнов, Б.В. Харчев, Н.М. Лапшин, Н.М. Швецов, В.С. Бабаев, братья Веселовы Виктор и Михаил, это далеко не полный список. На промысле появилась группа сильных художников, получивших образование в Москве: Т.Л. Милюшина, И. С. Печкина, Н.А. Пантелеймонова, Е.Б. Панова и закончивший Ивановское художественное училище С.В. Теплов.

На предприятии существовала отлаженная система, работали четыре бригады копиистов и большая творческая группа, попасть в которую было престижно. Самое главное, существовал устойчивый спрос на лаковую миниатюру, большая часть продукции шла на экспорт. Регулярно производил закупки музей Холуйского искусства и другие музеи, столичные и областные. Магазин “Берёзка”, художественные салоны, магазины сувениров – везде миниатюра имела спрос. Художественный совет предприятия за одно заседание принимал не один десяток работ. Требования к творческой миниатюре предъявлялись очень высокие.

Творческая группа, хоть и состояла из людей разных по характеру и темпераменту, была довольно дружной. Долгое время художественной фабрикой руководил Анатолий Александрович Каморин, при нём построены новые корпуса художественных мастерских, жилые дома для художников, модернизировано производство, изданы книги. Главным художником работал Б. К. Новосёлов, его стараниями качество работ массового цеха всегда было на самом высоком уровне. Фабрика с успехом участвовала во многих отечественных и международных выставках.

Назревал вопрос о создании собственного отделения Союза художников. Сколько сил, энергии и времени было потрачено для осуществления этой мечты, перечислить невозможно. 18 февраля 1988 года было официально зарегистрировано Холуйское отделение общественной организации  “Союз художников России”. Первым председателем Холуйского отделения стал Пётр Андреевич Митяшин.

В конце 80-х – начале 90-х годов активно заявляет о себе четвёртое поколение художников. Среди них С. Захаров, В. Живностка, С. Дмитриев, Е. Грачёв, М. Комаров, С. Девяткин, В. Блинов, Л. Никонов, Н.  Галда, и это не полный список художников.

На рубеже веков начали происходить кардинальные изменения на промысле. Холуй наводнили торговцы, скупающие миниатюру большими партиями, платили неплохую цену, меняли шкатулки на колбасу и телевизоры. На шкатулках появлялись герои мультфильмов, “новые  русские”. Рынок стал диктовать и хозяйничать на промысле. Подделка наводнила рынок. Иностранцы покупали её из-за более дешёвой цены, а через год такие шкатулки разваливались, “живопись” трескалась. Всё это негативно сказалось на имидже миниатюры. Постепенно ажиотажный спрос на миниатюру пропал, сегодня он на очень низком уровне, при этом подделка осталась, в борьбе с ней мы проигрываем и сейчас. Особенно тяжело в современных условиях приходится предприятиям народных художественных промыслов.

Одной из главных проблем в последние годы является отток из профессии, к сожалению, всё больше художников – миниатюристов переходят на иконопись и храмовые росписи. Впервые произошёл разрыв между поколениями. В начале века должно было появиться пятое поколение художников, но в ожидаемом количестве его нет. На художественной фабрике интенсивность творческого процесса, по сравнению с прежними годами, ниже.

Есть художники, работающие на промысле самостоятельно, вне художественной фабрики. В своих домашних мастерских трудятся семейные пары: Копиенко Александр и Ольга, Архиповы Михаил и Екатерина, Власовы Евгений и Светлана, Потурайко Владимир и Лариса. Каждая семья имеет свой художественный почерк и тематические предпочтения. Кроме них, можно назвать ещё ряд талантливых художников, работающих самостоятельно. Но работа над случайными заказами и без должной оценки художественного совета не позволяет молодым мастерам создавать выставочные произведения искусства, их талант распыляется.

Миниатюру необходимо спасать, без государственной помощи здесь не обойтись. Все мы понимаем, что искусство лаковой миниатюры не должно погибнуть: оно прочно вошло в сокровищницу мировой культуры.

М. Печкин,

искусствовед, краевед