Около года назад в Южском городском поселении были зарегистрированы первые два ТОСа (формирования территориального общественного самоуправления) — «Парковый» и «Малая Родина».
Один объединяет горожан, проживающих в микрорайоне Парковых улиц, второй — тех, кто живет на улицах Новой деревни, включая жителей многоквартирных домов по улицам Механизаторов, Революции, а также в д. Реброво, д. Тарантаево, д. Костяево.
Мы обратились к председателю территориального общественного самоуправления «Малая Родина» А.С. Сакову, чтобы узнать, как прошел год становления ТОСа. Кстати, общественники готовятся отметить 370-летие первого упоминания в исторических летописях д. Реброво (некогда это был населенный пункт Починки, или Починок).
— Александр Сергеевич, что изменилось с момента образования ТОСа и откуда такое замечательное название?
— Что касается названия, можно сказать, само пришло. Мы провели праздник «Моя малая Родина», и сомнений по поводу названия ТОСа не осталось.
Актив в микрорайоне сложился, наверно, года три назад. Решали, в основном, вопросы по благоустройству: обновляли детские площадки, разбивали цветники, были выбраны ответственные за порядок на территории. Но, надо признать, к созданию ТОСа поначалу относились с настороженностью. Время потребовалось, чтобы жители поверили в начинание, в то, что общественность тоже что-то может.
Считаю важной переменой то, что в окрестностях д. Реброво появилась детская площадка: песочница с грибком, качели, лавочки. Теперь у нас есть место, где можно проводить мероприятия, это уже немало.
— Какова роль органов местного самоуправления в ваших начинаниях?
— Поддержку со стороны администрации Южского городского поселения в той или иной форме мы чувствуем постоянно. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить администрацию города за то, что провели освещение к площадке. Это значит, что мы сможем проводить различные мероприятия, игры, конкурсы и в зимнее время, когда темнеет рано. Дети смогут больше времени проводить на свежем воздухе, катаясь, например, с горки. Прошлой зимой мы сами с активистами построили, залили ее. Коммунальное предприятие помогло сгрести в одно место снег. Детей на горке было много, в том числе из Южи.
Кроме того, при содействии администрации была построена сцена. В частности, город помог с материалами, причем качество строительства проверено, как говорится, на опыте. В прошлом году сцена выдержала до 40 участников ансамбля песни и танца «У околицы» из Коврова. Руководят ансамблем супруги Косарецкие, малой Родиной которых является наш край. Надеемся, что любимый южанами, жителями деревни коллектив приедет к нам и в этом году на праздник.
— Раз уж заговорили о празднике, как идет подготовка к такой значимой дате в истории деревни?
— Я бы сказал, начали готовиться издалека. Отдавая дань народным традициям, в том числе православным, провели Масленицу — и снова на этот раз было много участников из Южи. Интерес к тому, что мы делаем, очень важен для нас, дает уверенность, что двигаемся в верном направлении. А цель начинаний: привлечь внимание к сельской жизни, показать, что здесь есть молодежь увлеченная, талантливая, деятельная.
Что касается праздника, планируем провести его в августе, а пока думаем, какой быть программе. Опять, конечно, ждем в гости участников ансамбля «У околицы», постараемся, чтобы в программе нашла свое отражение история. Кто сегодня, например, знает, что в свое время дома в Реброво располагались не вдоль дороги, как сейчас, а поперек? Или о том, что ручей в низинке когда-то был рекой и откуда пошло старинное название деревни Починки, с чем это связано? Пока продолжаем оборудовать площадку, а ближе к празднику над сценой появится крыша.
Важным моментом, безусловно, станет установка Поклонного креста на окраине деревни со стороны Южи. Крест в деревянном исполнении, 4 метра в высоту, почти готов. Его освящение состоится во время праздника.
— Какие проблемы волнуют жителей ТОСа больше всего и как они решаются?
— Наиболее острым среди прочих является вопрос уборки мусора с окраин лесов, из парковых зон. Боремся с этим несколько лет, но с переменным успехом. Спасибо жителям ул. Механизаторов, которые постоянно следят за состоянием паркового леса.
А вот в окрестностях деревень впору горные экскурсии проводить, причем нередко эти мусорные горы создают горожане. Хочется призвать жителей найти более цивилизованный способ уборки мусора, чем спихивать решение вопроса на жителей деревень.
Они регулярно выходят на уборку, а свалки появляются снова. Выкапываем канавы для утилизации мусора, вывозим его: обращаемся за помощью в «Комплекс-Сервис», а когда и нанимаем транспорт за свой счет.
Кое-кто из жителей до сих пор настроен иждивенчески: договоры на вывозку мусора не заключают, не откликаются на объявления о субботниках. В то же время много претензий по поводу состояния ливневых канав, которые заросли бурьяном, в результате чего затапливаются огороды.
Мы собирали жителей, разъясняли, кто должен очищать ливневки около дома. Однако некоторые так и считают, что это обязанность городских властей. И все же приятно отметить, что дело понемногу сдвигается с мертвой точки, люди, например, начинают заботиться о зеленых насаждениях, проводят побелку стволов деревьев.
Мне кажется, главное, когда есть хороший пример перед глазами. Если жители видят, что где-то улицы становятся красивыми, ухоженными, то и они стараются внести свой вклад в улучшение их облика.
Не буду оригинален, если скажу, что проблема номер один — недостаток финансов. Идей много, реализовать их куда сложнее. Поэтому хочется поблагодарить тех, кто оказывает в осуществлении наших планов постоянную посильную помощь — это А.Н.о. Амашов, Е.А. Медведев и постоянный спонсор детских праздников В.К. Балов.
Есть среди жителей микрорайона люди, без участия которых многое просто не осуществилось бы. Это жители д. Реброво Смирновы, Хрулевы, Голиковы, Потаповы и другие, а также председатели домовых комитетов домов №№6 и 2 по ул. Механизаторов А. Горбашова и О. Гордеева, жители дома №13. Спасибо им за их стремление сделать жизнь территории лучше, интереснее. Надеемся, что в этой работе со временем у нас появится больше сторонников.
Беседовала Л. КУЗНЕЦОВА