Категория “М” – “Мопеды” или “Мучение”?

Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. С того момента, когда была впервые сказана эта фраза, прошло уже почти сто лет. Изменилось если не всё, то многое.

Автомобиль теперь и показатель статуса владельца, и (в некоторых случаях) индикатор количества и качества мозгов у водителя, и подарок на день рождения и другие знаковые события.

У кого-то вождение автомобиля – часть работы, у кого-то работа такая, что без автомобиля и вовсе не обойтись, кому-то просто нужно показать, за какие деньги он может позволить себе новую игрушку. Но, в конце концов, за последние годы так сложилось, что по количеству приобретаемых автомобилей судят о благосостоянии граждан, так что не будем сегодня пускаться в долгие разборы грехов и достоинств покупателей автомобилей, а поговорим о менее заметной, но не менее малочисленной части участников дорожного движения: моторизованной двухколёсной, тех, которые подпадают по новому законодательству под требование иметь водительское удостоверение категории “М”.

Что нового приготовило государство, регламентируя правила передвижения по стране для тех, кто уже и не представляет жизни без мотора – маленького, но вполне справляющегося со своими задачами – довести владельца, пусть без крыши над головой, до рыбалки, проверить ягодные и грибные места, да и сэкономить время при передвижении по городу.

В соответствии с поправками к 196-му ФЗ “О безопасности дорожного движения” с 15 октября 2014 года водительские удостоверения делятся на подкатегории. Разобраться пока непросто, понятно одно: открытая категория автоматически разрешает владельцу управление транспортным средством, попадающим в подкатегорию. То есть тем, кто уже имеет открытую категорию “А”, не нужно открывать категорию “А1”. Серьёзнее и сложнее стало выбирать тем, кто вновь сдаёт экзамены и проходит обучение на право управления транспортным средством – им придётся изначально выбирать, за что они готовы заплатить и готовы ли они переплачивать за то, что им, возможно, и не пригодится.

Организации, занимающиеся обучением граждан на право управления транспортными средствами, радостно предлагают категорию “М” в подарок при обучении на любую другую категорию, и лукавят, поскольку в соответствии с поправками, вступившими в силу, транспортным средством категории “М” можно управлять, имея ЛЮБУЮ открытую категорию. Но ведь открытие “любой” категории для того, чтобы всего-навсего получить категорию “М” – занятие неблагодарное, хотя бы потому, что стоимость такого обучения сравнима со стоимостью самого транспортного средства. Мопеды и лёгкие скутера специально выпускаются относительно недорогими, заполняя свою маркетинговую нишу, а теперь получается, что ещё почти такую же сумму нужно выделить для “любезно” предоставляемой “любой” категории, а ездить так же – не выше категории “М”?

В связи с глобализацией и развитием интернет-услуг можно найти в пределах Ивановской области автошколы, производящие обучение как раз только для категории “М” и, будем осторожно говорить, по вполне разумным расценкам? Есть ли какие-то ограничения по так называемому “цензу осёдлости”?

С этими вопросами попробуем обратиться к начальнику ОГИБДД МО МВД России “Южский” Тимуру Швертелю:

– Тимур Ринатович, объясните, пожалуйста, для наших читателей в общих чертах суть нововведений.

– Мы, работники МО МВД “Южский”, уже не в первый раз разъясняем читателям “Светлого пути” и жителям Южского района об изменениях, вступающих в силу в связи с принятием поправок в 196-й ФЗ “О безопасности дорожного движения”. Основные моменты, конечно, это введение уголовной ответственности за повторное (в течение года после окончания предыдущего наказания) нарушение, связанное с употреблением алкоголя за рулём, и разделение категорий водительских удостоверений на подкатегории.

– Как раз к вопросу о подкатегориях: в редакцию обратился житель города Южи вот с какой ситуацией: на момент введения поправок к 196-му ФЗ у него в собственности находилось транспортное средство, попадающее под категорию “М”. Мотолюбитель имеет минимальную зарплату, но, поскольку является законопослушным, хотел бы сделать так, чтобы соблюсти все условия нового законодательства, а других открытых категорий у него, к сожалению, нет.

– Совершенно верно: имея любую открытую категорию, гражданин имеет право управлять транспортным средством, попадающим под категорию “М” (напомним, что под категорию “М” попадают так называемые мопеды – двух- или трёхколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт).

Но здесь я бы обратил внимание на следующий момент: если при обмене водительского удостоверения у водителя открыты категории, например, “В” и “С”, а во вновь получаемой медицинской справке врач не указал категорию “А”, то и категория “М” для таких водителей будет под запретом, и те, кто планируют приобретение лёгких ТС, попадающих под категорию “М”, при получении медицинской справки должны уточнить этот момент при осмотрах. На данный момент действует норма законодательства, по которой лицам, имеющим водительское удостоверение “старого” образца, любая открытая категория позволяет управлять в том числе и мопедом.

Что же касается обучения, то, насколько мне известно, в Ивановской области не утверждена методика преподавания на управление транспортными средствами данной категории. Рекомендовано пройти теорию по курсу мотоциклов (категория “А”), а вождение сдаётся на том транспортном средстве, эксплуатация которого и планируется в дальнейшем. Расценки устанавливаются автошколами самостоятельно.

– Обязательно ли человеку проходить обучение только по месту жительства, если, условно говоря, в соседнем районе он может получить желаемое за сумму в три раза меньшую? Не будет ли расцениваться такое действо как “коррупционная составляющая”?

– Нет. Совершение гражданами таких действий, как обучение на право управления транспортным средством, сейчас не привязывается к месту проживания или прописки. Если человек находится в длительной командировке и у него есть время и возможность пройти курс обучения, то он может это сделать в любом учреждении России, имеющем все разрешительные документы на право обучения, хоть в Тейкове, хоть во Владивостоке. С точки зрения антимонопольного закона, мне кажется, это правильно.

В общем и целом оказывается, что на данный момент так называемым “скутеристам” в любом случае не позавидуешь. Из 43 организаций, оказывающих услуги по обучению на право управления транспортными средствами, зарегистрированных в Ивановской области, только единицы оказывают услугу обучения категории “М”. И то только Кинешемская школа на своём сайте внятно объясняет сроки, цены и правила прохождения такого обучения: 1,5-2 месяца теории (104 часа), 18 часов практики и 6000 рублей.

Напомним: управление транспортным средством без водительского удостоверения – нарушение, наказываемое приличным денежным штрафом: от 5000 рублей до 15 000 рублей. Так что решать каждому владельцу мопедов и скутеров самим: пройти обучение на любую категорию, и получить право управления категорией “М” “в подарок”; ехать на 2 месяца в Кинешму и сдать только на категорию “М” за 6000 рублей; или, пока не будет утверждена методика преподавания, пересесть на велосипеды. Для управления велосипедом водительское удостоверение не нужно. Пока не нужно.

Беседовал С. ПЛОТНИКОВ