Конституция России — совесть государства

Конституция Российской Федерации, которой исполняется 20 лет, рождалась в условиях политического и экономического кризиса на фоне торможения реформ и резкого раскола элит, которые конкурировали за “командные высоты” в новом государстве и право определять стратегию дальнейшего общественного развития.

В такой обстановке разработчики Основного закона должны были решить непростую задачу. Суть ее заключалась в необходимости создать такую Конституцию, которая могла бы одновременно стать и платформой для восстановления общественного согласия, и механизмом для проведения дальнейших преобразований в сфере государственного устройства, экономики, общественных отношений.

В итоге эта задача была решена следующим образом.

Во-первых, в новой российской Конституции был заложен целый ряд идей и принципов, которые одинаково важны для всех граждан независимо от их политических взглядов.

Это признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. Это политическая стабильность и территориальная целостность страны. Это социальный и светский характер государства. Это выборность органов власти и местное самоуправление. Уважение к культуре и традициям всех национальностей, составляющих многонациональный российский народ. Это идеологическое многообразие и политический плюрализм. Это равное признание и защита всех форм собственности, включая частную.

Таким образом, закрепив эти и многие другие принципиальные положения, Конституция сформировала тем самым идеологическую платформу для общественного согласия, поскольку включила в себя идеи и принципы, которые равным образом разделяют и защищают самые разные политические силы – и консерваторы, и коммунисты, и демократы.

Во-вторых, в ситуации острого конфликта политических сил и невозможности быстрого достижения консенсуса по ряду ключевых вопросов, связанных, например, с устройством власти или отношений центра и регионов, для решения проблем применялась специальная технология. Эта технология заключалась в том, что вместо закрепления разногласий и спорных моментов участники разработки новой Конституции записывали в текст принципы и алгоритмы поиска согласия. Эти алгоритмы были нейтральны по своей сути и потому пригодны для любых политических сил.

Исходя из этого, Конституция была написана как очень небольшой по объему и во многом процедурный документ. То есть она не носит характер инструкции, не содержит готовых ответов на вопросы, которые могли бы появиться (и появлялись!) в ходе нового государственно-политического строительства, а описывает, что нужно делать в случае возникновения тех или иных проблем.

В-третьих, и это самое важное, Основной закон создавался как образ желаемого будущего, а не как закрепление той ситуации, того расклада политических сил, который сложился на момент его принятия. Таким образом, с исторической точки зрения Конституция не была причиной перемен. Она выполнила роль организующего начала. С одной стороны, Конституция ограничила стихию общественного творчества жестким коридором реальных политических и правовых возможностей. С другой стороны, она задала четкие векторы движения, поставила стратегические цели развития общества и государства, которые должны быть реализованы в конкретных правовых актах, решениях и действиях.

Впервые в истории нашей страны Конституция закрепила модель отношений Гражданина, Общества и Государства, построенную на главном требовании современности – на первом месте должны стоять гуманизм и права человека. Конституция Российской Федерации объявила человека, его права и свободы высшей ценностью и вменила в обязанности государства признание, соблюдение и защиту этих прав и свобод.

В основу нашей Конституции положена идея естественного происхождения прав и свобод человека. Это значит, что гражданин Российской Федерации получает свои права в силу рождения, а не потому, что они дарованы ему государством. Из этого следует, что в отличие от прежних времен, государство не может лишить прав своих граждан, в том числе не может лишить их гражданства (тогда как в СССР подобная практика существовала повсеместно).

Крайне важным является тот факт, что нормы Конституции имеют прямое действие. Этот принцип изложен в ч. 1 ст. 15 Основного закона и звучит следующим образом: “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что суды и органы власти могут разрешать дела и принимать решения, обращаясь непосредственно к нормам Конституции. Это также означает, что каждый, чьи права нарушены, но при этом их гарантии не обеспечены в текущем законодательстве, может обратиться к аппарату государственного принуждения для защиты своего права.

Как показывают эти примеры, права и свободы граждан не существуют в безвоздушном пространстве. Для того, чтобы они были гарантированы, необходимо существование сильного и эффективного государства, современных законов и независимого судопроизводства.

Термин “сильное государство” совсем не означает, что государство вмешивается во все дела и отношения. “Сильное государство” – это государство, способное эффективно управлять и создавать необходимые условия для развития общества и раскрытия талантов каждого человека.

На практике становление правильного баланса отношений личности – гражданского общества и государства происходит достаточно сложно и противоречиво. Не последнюю роль в этом играет то обстоятельство, что в общественном сознании часто сливаются воедино два понятия – государство как высшая ценность и государство как аппарат управления, как бюрократия. В результате нередко происходит подмена смыслов, которая ведет к “провалам” демократии и ослаблению государства.

С одной стороны, бюрократия, стремясь избежать контроля со стороны общества, часто пытается поставить знак равенства между собой и государством, приравнять свои частные интересы с интересами государства. Следствием бесконтрольности и неприкосновенности чиновников становится неэффективность государственного управления, отсутствие свободы и несправедливость в общественных отношениях.

С другой стороны, сама общественность в борьбе с бюрократией может допускать перегибы и дойти до отрицания ценности государства.

И та, и другая крайность являются опасными для общества. Поэтому важно четко различать государство как ценность и государственный аппарат, который составляют люди с их особенностями и интересами. Деятельность государственного аппарата должна быть открытой и подконтрольной обществу. Только так можно искоренить коррупцию и неэффективное управление.

Но такая открытость и подконтрольность не возникают сами собой. Именно поэтому руководство страны призывает общественность активнее включаться в работу по контролю за деятельностью органов власти. Именно для этого создаются Общественные палаты при различных органах управления, проводятся общественные обсуждения новых законопроектов и разного рода решений, затрагивающих интересы граждан на разных уровнях.

На самом деле существует очень много доступных способов участия обычных граждан в повышении эффективности управления на всех уровнях – от федерального до местного. Достаточно просто не быть равнодушными, не ждать, что кто-то другой поправит ситуацию.

Самый простой пример: при современном развитии Интернета все могут влиять на улучшение качества повседневной жизни – участвовать в общественном контроле за состоянием дорог, чистотой дворов и улиц, за качеством коммунальных и медицинских услуг и так далее.

Если граждане активны, сознательны и неравнодушны, то они способны выдвигать в сферу государственного управления лучших из лучших. Повышение профессионализма и качества госаппарата в свою очередь ведет к росту эффективности государственного управления в целом. А это означает не что иное, как укрепление государства, которое является важнейшим механизмом защиты прав и свобод, создания необходимых условий для развития страны и каждого человека.

Конституции Российской Федерации — 20 лет.

Но по историческим меркам – этот срок слишком небольшой, для того, чтобы все идеи и принципы Основного закона были полностью реализованы на практике. Более того, творческий потенциал Конституции далеко еще не исчерпан. Многие новые и порой неожиданные проблемы современной жизни успешно решаются на основе действующих конституционных установлений.

Конституция Российской Федерации – это не только юридический документ и инструмент управления. Основной закон страны – это особая ценность, символ государственного и гражданского единства.

Поэтому всем политическим силам, как непосредственно участвующим в отправлении государственной власти, так и оппозиции, было бы полезно принять решение о своего рода “моратории” на радикальные изменения действующей Конституции Российской Федерации.

То, что такое “общественное соглашение” возможно, подтверждают данные социологических исследований. В общественном мнении постепенно растет понимание того, что Конституция должна оставаться стабильной, а изменения в нее можно вносить только в редких, исключительных случаях. Если в 2000 году идею изменения Конституции поддерживали 53 % респондентов, в конце 2012 г. – только 45 %.

А назревшие проблемы можно и нужно решать путем принятия федеральных конституционных законов, а также с помощью решений Конституционного суда РФ, имеющего право толковать Конституцию, то есть давать юридически обязательные разъяснения тех или иных положений Основного закона страны.

Тот факт, что действующая российская Конституция не содержит готовых решений на все случаи жизни, имеет большое философское и воспитательное значение. Это заставляет всех нас размышлять над тем, что значит в каждом конкретном случае “действовать по Конституции”?

Когда человек не знает, как ему правильно поступить в сложной моральной ситуации, ему обычно советуют: “Поступай по совести”.

Когда в подобном затруднении оказывается государство – оно должно поступать по Конституции.

Конституция России – это совесть нашего государства. В этом — ее главный смысл и практическое значение.

С. ШАХРАЙ